#2408 Jons » 09.03.2016, 21:00
Цельс: Утверждение некоторых христиан и иудеев, что бог или сын божий не то сошел, не то сойдет на землю в качестве судьи над всем земным, - самое постыдное, и опровержение его не требует долгих слов. чем смысл такого сошествия бога? Чтобы узнать, что делается у людей? Значит, он не всеведущ? Или он знает все, но не исправляет и не может своей божественной силой исправить, не послав для этого кого-то во плоти? У христиан и у иудеев один и тот же бог. Во всяком случае, христиане, принадлежащие к главной церкви, открыто признают это, а также принимают за истину принятую у евреев космогонию, в частности насчет шести дней творения и седьмого дня, в который бог, отдохнув, ушел на свой наблюдательный пункт. Как можно не считать нелепым бога, который приказывает: "Да будет то, да будет другое или это", который работает один день столько-то, на другой день на столько-то больше, затем на третий, на четвертый, пятый, шестой день? И после этого, прямо-таки как жалкий ремесленник, он устает и нуждается для отдыха в праздности! А что означает "да будет свет", и к кому обращен этот призыв? Ведь не занял же творец свет сверху, как человек, зажигающий светильник у соседей? Вообще, они рисуют себе бога по своему подобию. Но у бога нет ни уст, ни голоса; у него нет и ничего другого из того, что нам знакомо. И бог не создал человека по подобию своему, ибо бог не таков и нисколько не похож ни на какой образ. Он не имеет фигуры или цвета, он не участвует в движении и в сущности. От него все исходит, а он ни из чего; бог недоступен слову, он не обладает никаким свойством, которое может быть охвачено названием; он вне всякого восприятия. Космогония христиан воистину совершенно нелепа; совершенно нелепо также их писание о происхождении людей, о сотворении человека "по образу бога", о том, как бог насадил "рай", как там проходила жизнь человека и о приключившейся беде, когда он за грех был изгнан и переселен "напротив сада насаждений". Моисей все это написал, ничего не сообразив. Моисей и пророки, оставившие христианам свои писания, не зная, какова природа мира и человека, сочинили грубую нелепость; начать с того, что Моисей считает, что мир сотворен богом, но не может указать, из чего. Гораздо нелепее, что он уделил на сотворение мира несколько дней, когда дней еще не было. Ведь когда не было неба, еще не была утверждена земля и солнце еще не обращалось, - откуда взялись дни? Христиане говорят: "Так как бог велик и непостижим, он вдохнул свой дух в тело, подобное нам, и послал его сюда к нам, чтоб мы могли слушать его и у него поучаться". И опять-таки выступает нелепость рождения Иисуса от девы; если бог хотел отправить на землю дух от себя, зачем ему надо было вдунуть его в чрево женщины? Ведь мог же он, имея уже опыт в сотворении людей, и этому создать готовое тело, а не заключать свой дух в такую нечисть; в этом случае, если бы Иисус был прямо создан свыше, он не вызвал бы к себе такого недоверия. Далее, если в самом деле бог, проснувшись от долгого сна, захотел спасти род человеческий от зол, почему же это он послал свой дух в один уголок земли? Ему следовало таким же образом надуть много тел и разослать их по всей земле. Ведь были другие народы, более достойные внимания бога, чем иудеи, боговдохновенные народы халдеев, египтян, персов, индусов, тогда как евреи - жалкий народ, которому предстоит вскоре погибнуть. И как это всеведущий бог не знал, что посылает сына к дурным людям, которые согрешат и казнят его?