Дзэн говорит о том, что настоящее мгновение - прекрасно. Причём слово - прекрасно, он употребляет в истинно Христианском смысле, то есть в смысле страстной привязанности к другим людям (не возможной без веры в этэрнализм самой жизни). Но не привязанности. Но не привязанности. Ведь Дзэн это всё-таки Буддизм по утверждению самого Дзэна но не по утверждению Тхеравады.
Так вот.
Если для любого будды не возможно вспомнить ту свою прошлую жизнь, в которой он стал буддой и перешёл в паранирвану ДО ТОГО как он стал буддой в этой своей жизни, значит для него не возможно иметь вечную жизнь, длящуюся в вечности в том смысле что поддерживается связь между бесконечным количеством прошлых жизней и настоящим временем, эта связь поддерживается посредством воспоминаний. Так вот если нет этого, нет такой вечной жизни, значит настоящее мгновение не прекрасно а уродливо. Потому что всех кого ты любишь в настоящем мгновении, в этой жизни, ты никогда уже не увидишь в будущем, потому что не вспомнишь, а если не вспомнил то как докажешь самому себе что люди которых ты видишь в будущем - это они? (те кого любил в вечности прошлого). Потому что память об этой жизни будет уничтожена, во время смерти, а вспомнить эту жизнь уже никогда не сможешь, начиная с определённой точки будущего. Стало быть, можно считать что в вечности нет никого кроме меня одного. Потому что даже если в будущем увижу людей, не смогу доказать самому себе что они - это именно те люди которых я любил в прошлом в этой моей жизни, которая для меня в будущем будет тем чего нет и никогда не было.