Страница 1 из 1

Шанкарачарья Атма-шаткам - почти описание ниббаны

Сообщение #1Добавлено: 02.02.2014, 13:49
Уддхамсота
Атма-Шаткам.

"Шесть строф о душе" (в нирване).

1.
Я не ум, не разум, не самость, не материя мысли,
Не органы слуха, вкуса, обоняния, зренья,
Не земля, не пространство, не огонь, не воздух,
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

2.
Я не прана и не пять потоков,
Не семь основ тела, не пять оболочек,
Я не органы действия,
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

3.
Нет для меня отвращенья, влеченья, нет ослепления, алчности.
Опьяненья гордыней нет для меня и чувства зависти нет.
Я не то, что должно, полезно, приятно, я не Освобожденье,
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

4.
Я не добродетель, не грех, не услада и не страданье,
Не места поклоненья, не мантра, не Веды, не приношение жертв,
Я не вкушение опыта, не вкушаемое и не вкушающий.
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

5.
Нет для меня ни смерти, ни страха, нет разделенья на касты,
Нет для меня ни отца, ни матери, ни рожденья;
Я не родственник и не друг, не гуру и не ученик.
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

6.
Я формы лишен и обличья
Я всемогущ, я во всем и всюду, я неизменен,
Нет для меня освобожденья, нет для меня и оков.
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

Итого:

Не ум, не тело, не органы чувств, не сознание, не какие-либо четыре великих элемента, нет смерти, нет рождения, не жизненная сила (прана), не форма, не влечение, не отвращение, не добрые и не злые поступки (можно считать камма).

Практически полный набор того, чем ниббана не является. Единственное отличие только в самой фразе "Бытие-Сознанье-Блаженство", которая несколько не вяжется.

Наверное, очень сильно повлиял буддизм, хотя исследователями это отрицается.

Сообщение #2Добавлено: 02.02.2014, 14:12
Федор
Здесь описывается джхановый уровень "Безграничне сознание". Очень высокий уровень, но еще не Ниббана. Ниббана отличается от этого уровня прекращением сознания и основана на анатта. Здесь же присутствует и сознание и атта.
Ах, да. Еще, я смотрю, и "бытие". Ниббана же характеризуется уничтожением корней бытия.(Арахант "вырвал с корнем всякое бытие")
Еще. Тот уровень, который описан здесь - для Махаяны идеальный. Именно они провозглашают вечное сознание и вечное блаженство, как Ниббану.
Кстати, В МН (не помню, в какой именно сутте) описывается этот уровень и сказано, что здесь все еще не уничтожено "я" и это "я" утверждается в сознании. Этой джханы достигали и брахманисты, но они все-таки не были свободны от "Я".

Сообщение #3Добавлено: 02.02.2014, 14:32
Каверин Алексей
Какая-то мутная история. Я бы не доверял такому человеку :eat:

Сообщение #4Добавлено: 02.02.2014, 14:42
Федор
Будда-то не единственный был, кто искал освобождения. Эта идея весьма популярна была в Индии того времени и до Будды. Другое дело, что за освобождение ученики разных школ принимали те духовные уровни, джханы, которых они достигали. Так что джханы - тоже не изобретение буддизма. Но истинного освобождения никто не достигал до Будды из-за одной ошибки - они утверждали атта при всех своих достижениях. Будда особо ничего не меняя в уже известных методах, вводит анатта и тем самым кардинально меняет мировоззрение в учении своих учителей- брахманистов и прорывается к истинному освобождению.

Сообщение #5Добавлено: 02.02.2014, 15:12
SV
Содержит внутреннее противоречие: "я не сознание, но всё же я сознание" :doctor:

Далее, Сандака, бывает так, когда некий учитель глуп и запутан. Поскольку он глуп и запутан, то когда ему задают такой-то и такой-то вопрос, он пускается в словесные извивания, точно уж на сковороде: “Я не говорю, что это так. И я не говорю, что это эдак. И я не говорю, что это иначе. И я не говорю, что это не так. И я не говорю, что это как-то иначе, чем не так”.

На этот счёт мудрый человек рассуждает так: “Этот почтенный учитель – глуп и запутан… точно уж на сковороде”.

Сообщение #6Добавлено: 02.02.2014, 15:16
Федор
SV писал(а): точно уж на сковороде

Разве ужей жарят?? :ujas:

Сообщение #7Добавлено: 02.02.2014, 15:27
SV

Сообщение #8Добавлено: 02.02.2014, 21:27
Уддхамсота
Федор писал(а):Тот уровень, который описан здесь - для Махаяны идеальный.

Шанкарачарья мог позаимствовать у махаянистов такие идеи.

Хотя его труды считаются самой верной трактовкой... Упанишад.

Но вполне может быть и так, что идея мокши трансформировалась позже в идею истинной природы у махаянистов.

Сообщение #9Добавлено: 02.02.2014, 22:03
Vlad.Z
Федор писал(а):Очень высокий уровень, но еще не Ниббана. Ниббана отличается от этого уровня......
Поделитесь что сделали, как жили вы, для того чтобы постигнуть Ниббана.

Сообщение #10Добавлено: 02.02.2014, 22:30
Detonator
SV писал(а):Содержит внутреннее противоречие: "я не сознание, но всё же я сознание"

Такие обороты скорее всего для случаев, когда есть например общепонятное слово "красный" но нет слова типа "розовый"

Сообщение #11Добавлено: 03.02.2014, 12:36
Маркион
Уддхамсота писал(а):Наверное, очень сильно повлиял буддизм, хотя исследователями это отрицается.
Ничего себе отрицается.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983. С. 103. писал(а):Как бы то ни было, буддизм, несомненно, существенно повлиял на ведантистскую традицию, с одной стороны обогатив её новыми типами аргументации, а с другой - изменив саму окраску "духовного ландшафта" ведантистов. Последний приобретает более мрачный колорит, на смену красочному миру ранних упанишад приходит сумрачный мир скользящих теней, где все цвета блекнут перед впитавшим в себя сияние солнца жёлтым одеянием саньяси...


Уддхамсота писал(а):Шанкарачарья мог позаимствовать у махаянистов такие идеи.
Он, скорее, оттачивал свою доктрину в полемике со всеми возможными философскими школами Индии, с буддизмом в первую очередь.

Уддхамсота писал(а):Хотя его труды считаются самой верной трактовкой... Упанишад.
Самой верной для адвата-веданты :smile: