Есть такая известная буддийская картинка -
http://tamingtheelephant.files.wordpress.com/2013/01/wild-elephant-mind.jpgСудя по всему, она рисовалась с
МН 125, в которой Будда описывает ЭТАПЫ укрощения дикого лесного слона. Будда говорит (описывает), что слон далеко не сразу переходит от одного этапа к другому. Нужно время, чтобы созрел первый этап. Когда укротитель слона видит, что первый этап полностью готов, то он укрощает (тренирует) слона дальше. Потом, когда он видит, что второй этап готов, он приступает ещё к следующему.
Слон проходит серию этапов по приручению, начиная с его поисков в лесу, поимке, вывода из леса... и заканчивая абсолютным подчинением человеку, когда слон беспрекословно выполняет абсолютно любые приказания, готов идти, ничего не пугаясь, в битву, выдерживает любые испытания и т.д. То есть из лоховского слона делают слона крутого.Ну и дальше Будда приводит этапы буддийской практики, показывая, что они должны осуществляться точно также. Вначале, в соответствии с этапами приручения дикого слона, должен быть полностью осуществлён первый этап. Когда первый этап очень прочный, можно перейти к следующему. Этапы, описанные в сутте, стандартны и они следующие:
1. Встреча с Дхаммой, слушание Дхаммы, её изучение.
2. В результате этого изучения Дхаммы должна появиться вера
(и, очевидно, правильные воззрения)3. Когда есть вера, он стрижётся в монахи из веры.
4. Когда он постригся, он тренирует монашескую нравственность - т.е. телесные правила и предписания.
5. Когда это совершенным образом исполняется, он тренирует охрану дверей чувств.
6. Когда он овладел охраной дверей чувств на ура, он практикует умеренность в еде.
7. Когда он стал умеренным в еде, он развивает бодрствование, очищая ум от апатичных и прочих неблагих состояний.
8. Когда он бодрствует, он дальше развивает повседневную осознанность во всех позах, действиях, делах.
9. Когда он осознан во всём этом постоянно, когда развил такую мощную осознанность (сати), он затворяется.
10. Когда он затворился, он практикует медитацию сатипаттханы (4 основы), например, анапанасати.
11. Когда он развил осознанность, он доходит до джхан и развивает их.
12. Когда он развил джханы, он практикует сверхспособности, включая прямое достижение ниббаны.
И теперь берём стандартного ретритного медитатора. Его сразу садят за пункт N9 или N10. Естественно, предварительные 8 пунктов у него НА НУЛЕ. Поэтому никаких пунктов N 11 и N12 ему никогда не светит, кто бы что не говорил
(ну за исключением супер-личностей, которые уже на уровне бодхисатты принца Сиддхаттхи, который спонтанно в джхану мог входить, просто сев под дерево и успокоившись
)
Я говорил с человеком, который "общедуховник", часто посещает ретриты. Говорит, что очень многие едут на ретрит, высиживают 10 дней, ходят какое-то время "улетевшими" и "окрылёнными", а потом по злачным местам едут. Потом спустя какое-то время некоторые из них опять на такой ретрит "зарядить батарейки духовности". Никакого прогресса в этом случае нет. Нет никакого буддизма, нет никакой реальной поэтапной практики, которая за долгое время тренировки принесёт реальные плоды. Есть только одна показуха и попса.