Топпер писал(а):В разделе Анапанасате первой тетрады есть три главных упражнения пранаямы-- Короткое дыхание ( разгонка ума ) глубокое дыхание ( успокоение ума) -- это в зависимости от потребности в данный момент и, главное, успокоенение дыхание с учетом полного ощущения тела. Этот метод используеться в йоге когда дыхание сознательно замедляеться. Вместо 15 ударов сердца на вдох идет уже 30 ударов. Это очень кропотливая работа, нужна тренировка большая. Результат -- полное торможение тела , успокоение ума, экстаз как результат кислородного дефицита, отключение чувств и торможение коры головного мозга, что способствует создания доминанты , которая и представительствует объект концентрации в коре. Доминанта тормозит все остальные области чем и обьясняется подавление помех и отключение чувств. Дальше идет дальнейшее торможение и экстатических реакций и тд
Всё, что вы описали - это не буддийские практики. В буддизме при анапанасати ум не разгоняется и не замедляется. Дыхание не контролируется, в отличие от йоги. Дыхание просто наблюдается. Контроль дыхания - это ошибка.
Если честно )) Я хотел, что бы вы заметили эту идею)))) Давно хотел выдвинуть как тему.
Почему нет ? Где написано?! Сказано "ДЕЛАЯ короткий вдох...он тренируеться так " "делая долгий ... " " успокаивая" . Дыхание можно успокаивать искуственно на базе расслабления тела ( при этом тело надо чувствовать о чем и говориться на третем этапе первой тетрады). Успокаивая телесную формацию ( дыхание ) можно подойти к 4 джхане. Успокаивая словесную ( путем мантр или молитв) можно доскочить 2 -ой джханы. Успокаивая формацию ума, можно допрыгнуть с 2 по 7, 8 и вплоть до Ниродхи ( нимитта, метта , ведана, восприятие сфер и тд) Кто сказал , что нельзя дать дыханию какой-то режим ? Оно нам вполне подвласно. Более того мы можем дышать так, по словам Тханисару Бхикку, что бы вызвать успокоение или прилив радости или удовольствие или энергичность. В намереной работе с дыханием мы вовлекаемся не меньше, чем в пасивном наблюдении. Попрбуйте активно порешать математическую задачу и увидите, что ваше внимание соредоточилось более интенсивно, как если бы вы просто смотрели на цифры. На боле глубоких стадиях самадхи потребность в активности отпадает, так как "Знающий" начинает перевешивать "Действующего", но до этого насиловать свою природу очень сложно. В концентрации нужно использовать активное вовлечение на ряду с успокоением тела через успокоение дыхания. Активно работая с дыханием вы осознаете его в самом процессе этой работы.
Есть много примеров эфективности такой практики. Некоторые йогины добиваються одного вдоха в час при полном сознании.
Я советую такой эксперимент. Когда ложитесь спать и начинаете засыпать вдохните на полную грудь и задержите дыхание, когда будет невмоготу терпеть вы увидите как быстро проснулся ум и насколько тотально он находился в теперешнем моменте ! Никаких фантазий и путишествий ума! Вопрос жизни и смерти. Когда вот так затормозить тело -- естественно будет нарастать пасивность, тут нужно лишь сместить дыхание в сторону больших задержек и вуаля , ум снова активен . И снова начинаем успокоение. Анапанасати направленна на торможение формирователя тела и гарантированное достижение четвертой Джханы. Путь здесь становиться не таким как представлялось раньше . Больше нет "Авось", нет неопределенности! Только долгая, кропотливая, методичная работа по успокоению телесной формации.
Именно эту практику Будда давал и именно из-за этого было столько реализовавшихся учеников. Кто помоложе -- успевал по-быстрее успокоить дыхание.
Когда дыхание успокаиваеться -- появляеться эйфория кислородной недостаточности.
Это та самая эйфория, которую переживают во время клинической смерти . Описывают и свет и ощущение "возвращения домой " и покой и счастье и полное равнодушие к жизни и конфорт. Многие даже хотели повторить...
Это и Пити и Суккха в одной пачке и имеет это все физиологическую основу ( не путать со сверхмирским восторгом во время прозрения )
Есть описание полета на гелиевом шаре. Ребята залетели высоко, воздух разрядился, и они там часа два лежали, не могли пошевельнуться, пускали слюни, кайфовали, улыбались друг другу вполне будучи осознанными ( ум очень активен в такой ситуации если идет не резкое снижение кислорода а очень медленное) , тоже описали свои переживания как райские и эйфорийные.
Также я читал об апарате специальном который раньше для космонафтов использовался. Суть его в том, что вдыхаемый воздух он смешивает с уже отработаным. Углекислоты больше, организм приспосабливаеться к недостатку кислорода. Апарат предназначен для лечения гипертонии, которая по многим данным из-за вымывания углекислоты и гипервентиляции (обусловленно нарушением регуляции нервной системы и выбросами адреналина )
Описываеться применение одним пациентом ... " Сразу очень тяжело было, потом началась гиперсаливация, затем все прекратилось , тело расслабилось, стало так хорошо (!), спокойно(!), дыхание так же успокоилось "
Намного более осторожно успокаивая дыхание практик одновременно сосредотачиваеться на процессе, одновременно создает условия для эйфории, успокоения, а впоследствии для торможения эйфорийных проявлений и тд. Это и есть тот утеряный секрет Анапанасати, которому учил Будда!
Это секрет поголовной "Джханизации" его учеников (!) Это ставит практику на широкую ногу, на физиологическую основу, делает результат
ЗАКОНОМЕРНЫМ, обусловленным конкретной причиной - успокоенным тренировкой дыханием.
Когда первая тетрада правильным образом взращена, подходит этап второй тетрады и ум направляеться на восторг и счастье в теле, уже ориентируясь на них происходит успокоение дыханания для торможения и этих факторов. Успокоив чувство -- выявляеться сфера ума .
Проработав ум переходят к прозрению и освобождению
Таково моё личное понимание и оно не расходиться с Анапанасати суттой.
Избежать активного вмешательства в дыхание никто не может -- оно всегда есть. Это не сердечный ритм! Вы сами по своей практике наверное знаеет это. Ум сразу начинает вмешиваться и не лучшим образом-- от этого дискомфорт часто. Надо брать процесс под сознательный, а не бессознательный контроль, тогда будет толк и успокоение.
Еще раз повторю. Эту практику в Тхераваде потеряли заменив пасивной Сатти ... Результат -- почти никто не достигает джхан. Тханисару Бхикку докопался до этих идей и написал целую статью, еще кто-то писал про дыхательные эксперименты и есть лекции на вашем сайте по теме.
В самих суттах как я уже упомянул, также, говорится " успокаивать", "вдыхать так ", " вдыхать эдак", "тренируясь так я буду ...".
Нигде здесь не говориться о том что нельзя работать с дыханием активно, СКОРЕЕ НАОБОРОТ
Еще, я смею утверждать, что ни кто мне не сможет внятно растолковать первые два пункта тетрады о длинном и коротком вдохе .
А вот я, по опыту из йоги, просто знаком с их назначением.
Будда дал очищенный минимум дыхательной тренировки для успокоения и освоения Экстаза. Попеременно включая эти режимы можно выплавить золото Джхан.