SV писал(а):А мне вот кажется, что нужно делать в точности до наоборот. И монах должен сделать так, чтобы у людей пагубный шаблон ("только изучение/медитация") изменился в сторону такого:
1. Изучение хотя бы первооснов, а далее:
2. Накопление заслуг
3. Единение с единомышленниками для успешного привнесения первооснов в РЕАЛЬНУЮ жизнь,
4. Изучение более глубоких аспектов,
5. Практика более глубоких аспектов, и, в том числе, медитация.
Я не думаю, что западные люди будут целенаправленно "копить заслуги". Если они не верят в бога, то и в заслуги тоже не поверят, поскольку доказательств их существования не больше, чем доказательств существования бога.
Насколько я могу судить, в западных странах ситуация такая же и крупные буддийские центры существуют за счёт иммигрантов из Азии. Западные буддисты создают небольшие группы и им, в принципе, этого достаточно. В буддийские общины приходят уже более-менее подготовленные люди, владеющие первоосновами в той или иной степени. Но их, конечно же, не так много, поэтому общины и не растут особо.
Почему я так подчёркиваю важность регулярных лекций со стороны монахов. Представьте, что на мероприятие с участием монаха придёт новый человек.
Он увидит, как монах пробубнил на неизвестном языке, а потом ему поднесли подарки. Если монах в ответ не прочтёт какие-то понятные наставления, то этот человек справедливо подумает "а какая от этого монаха польза?". Если в ответ на данный вопрос ему ответят "монах - поле заслуг", то он справедливо заключит, что буддизм представляет собой точно такую же религию со слепой верой, как и все остальные, и, подобно западным религиям, существует благодаря заманиванию последователей обещаниями райской жизни. И здесь нет разницы насколько точно монах копирует азиатские традиции.
Если человек увидит, что монах сам вызвался рассказать о Дхамме, и рассказывает о ней на понятном языке то этот мирянин подумает "от монаха есть реальная польза, я узнал от него учение Будды!". В этом случае цикл замкнётся, когда миряне предоставляют монаху средства для существования, а монах отплачивает им Дхаммой, которая "превосходит все дары". Таким образом, если монах не заботится о "замыкании цикла", то жаловаться на пренебрежение и/или на отсутствие поддержки он не должен.
SV писал(а):Помню, в своё время очень насторожила фраза одного западного монаха (со стажем), который упомянул, что в Лондоне есть некая очень старая (по времени существования) тхеравадинская группа, которая за несколько десятилетий не смогла развиться абсолютно никак - как ходило в неё десять человек, так до сих пор и ходит (просто уже в изменившемся составе). А виной тому неправильная организация, заточенная на сухую схоластику/практику.
Разумеется, куда больший успех будет иметь "буддийская" община, где люди выбираются за город на шашлычок и имеют друг друга в различных позах "визуализируя потоки энергии". Также мы уже имеем перед глазам пример Буддавихары, где Тот, кого нельзя называть связался с шизотериками. К нему ходит, конечно, больше, чем полтора человека. Нам это нужно?
Может, кстати, разделить эту тему, назвав её "какой должна быть буддийская община"?