Mellchiot писал(а):Мы (миряне) все считаем, что между нами (мирянами) и монахами лежит некоторая пропасть, которую невозможно перепрыгнуть. Словно, монашеский путь - это путь только для тех, кому повезло стать человеком с минимумом страстей и нужными качествами, а мирянам остается лишь потихоньку строить фундамент для своей лестницы в ниббану. Но все же я считаю, что это не так. Если изучить истории жизни некоторых бхиккху, то думаю, что до своего пострижения немного из них было святыми. Их усердие, стремление к высшей цели - вот то, что ведет их по пути.
Я вот тут как раз недавно рассуждал о чем-то подобном в контексте отказа от алкоголя. Потому что я прекратил совсем пить сравнительно недавно, сейчас переживаю процесс "бросания" и воспринимаю это именно таким образом: 11 лет назад бросал курить и там были как выяснилось похожие (именно для меня) ощущения. Я сейчас не пью но пока не могу сказать что именно совсем бросил - это будет понятно окончательно через год-два, скорее всего.
Так вот, анализируя свои реакции, то как ум пытается обмануть меня соблазнительными образами выпивки (типа не набухаться хочу - хочу мартеля или новозеландского совиньона с французской вяленой колбасой), а так же пытаясь с такими желаниями технически же бороться (обычно хожу в магазин за соком или кока-колой, иногда просто чая много пью) пришел к выводу, что большинство людей рассматривает процесс отказа от алкоголя как некую крайне драматическую операцию, сродни ампутации конечности. Образ ампутации кажется мне крайне подходящим, потому что алкоголь как правило воспринимается как неотъемлемая часть жизни и бросают люди обычно из-за тяжелой психической (алкоголизм) или физической болезни. То есть отказом от части пытаясь спасти целое. Абстинент же в обществе именно поэтому частенько воспринимается в качестве инвалида: не пьёт, бедненький. более наверно...
Собственно я это к чему всё: добровольный отказ о алкоголя взрослого половозрелого мужика типа меня - явление в общем настолько редкое, что... ну очень редкое на самом деле. И на него никто кроме неких вынужденных совсем ситуаций (типа описанных) не идёт, потому что зачем? Так же и со всеми простыми нормами - а зачем? Потому что любой отказ от каких-то жизненных ситуаций уже рассматривается как что-то неслыханное. помню как мои лондонские друзья рассказывали мне про то как они жили первые два года, когда в семье работал только муж: по их словам они чуть ли не нищенствовали (при том что денег на съем квартиры в довольно респектабельном районе у них были). Так в чём выражалось нищенство? А в том, что лишний раз сходить в ресторан они не могли - приходилось деньги считать!
Помню как другой знакомый лет 10 назад объяснял что никак не может ездить на корейских машинах, потому что ну невозможно же "терпеть этот дешёвый пластик" в отделке салона! И он не выпендривался, он действительно страдал через этот дешёвый пластик!
Конечно, жизнь бхикку в этой ситуации - это нечто совершенно даже непредставимое. Дела даже не в бессмысленности такого шага с точки зрения обычного человека, дало именно в том, что простой отказ от самый вроде бы простых и ненужных вещей в жизни рассматривается как подвиг подвижничества.
С другой стоорны, мне кажется, что однажды научившх смотреть на все эти глупые материальные привязанности именно как на глупые и бессмысленные привязанности можно потом и бхикку довольно просто стать. Но вот совершить этот поворот в сознании очень и очень сложно.