Был ли Нагарджуна Махаянистом?

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 6

#1 Кхеминда » 22.07.2015, 09:27

Интересно, что в современной буддологим, буддологи все чаще приходят к мнению, что Нагарджуна не был Махаянистом, а наоборот возродил древний слой канона, более того бытует мнение что Нагарджун было несколько, среди которых были как и махаянисты, так и тантрики, в связи с чем бытует мнение, что разные работы принадлежат разным Нагарджунам, это подтверждается лингвистическим анализом, благодаря которому подтверждается, что разные его работы датируются разными веками, таким образом работы связанные с махаяной, и работы связанные ранними школами, это работы разных авторов, некоторые возможно были склеены, скомпилированы, расширены поздними махаянскими авторами.
Кхеминда

  • 3

#2 Топпер » 22.07.2015, 09:43

Мадхъямака (и мадхъяамака прасангика в частности), сама по себе, как воззрение не сильно то махаянистична по сути.
Топпер

  • 2

#3 Nihirash » 22.07.2015, 14:21

Топпер писал(а):Мадхъямака (и мадхъяамака прасангика в частности), сама по себе, как воззрение не сильно то махаянистична по сути.

Степень искажения изначального учения хоть может не такая большая, как у йогачаров, но все равно присутствует.
Nihirash M
Аватара
Откуда: SPb
Репутация: 325
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 09.10.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 a_aleksey » 22.07.2015, 15:35

Нагарджуна часто цитировал ранние источники - Дхаммападу и различные сутты, возможно поэтому буддологи так думают.
Но он практически в каждом своем тексте описывал высшую(парамартха) истину - несуществование самосущего. Это уже больше воззрение Махаяны, в раннем учении нет акцента на абсолютное(парамартха) в практике мудрости.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#5 a_aleksey » 22.07.2015, 15:47

Nihirash писал(а):
Топпер писал(а):Мадхъямака (и мадхъяамака прасангика в частности), сама по себе, как воззрение не сильно то махаянистична по сути.
Степень искажения изначального учения хоть может не такая большая, как у йогачаров, но все равно присутствует.
А в чем искажение? Пустота(шуньята) не противоречит зависимому происхождению.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 4

#6 Nihirash » 22.07.2015, 16:12

a_aleksey писал(а):А в чем искажение? Пустота(шуньята) не противоречит зависимому происхождению.

Нет разницы вообще
Между Нирваной и Сансарой.
Нет разницы вообще
Между Сансарой и Нирваной.
Что является пределом Нирваны,
Есть также и предел Сансары.
Между этими двумя мы не можем найти
Даже слабейшей тени различия.

— Нагарджуна. Муламадхъямака-карикас, XXV, 19-20
Nihirash M
Аватара
Откуда: SPb
Репутация: 325
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 09.10.2014
Традиция: Тхеравада

#7 a_aleksey » 22.07.2015, 16:42

Nihirash писал(а):
a_aleksey писал(а):А в чем искажение? Пустота(шуньята) не противоречит зависимому происхождению.
Нет разницы вообще
Между Нирваной и Сансарой.
Нет разницы вообще
Между Сансарой и Нирваной.
— Нагарджуна. Муламадхъямака-карикас, XXV, 19-20
Это сказано с точки зрения абсолютной истины (с этой точки зрения ничего не найти).

С точки зрения высшей реальности мир (сансара) и нирвана
В равной мере не возникают, не исчезают и не пребывают.
Поэтому с точки зрения высшей истины
Разве есть между ними различие?
- Нагарджуна. Драгоценное ожерелье (Ратнавали)
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 4

#8 zRo » 22.07.2015, 17:27

Это сказано с точки зрения абсолютной истины (с этой точки зрения ничего не найти).

это сказано с неправильной точки зрения. сансара и ниббана принципиально разные вещи, тем более с абсолютной точки зрения.
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 1183
Сообщения: 867
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 ankle » 22.07.2015, 19:07

zRo писал(а):
Это сказано с точки зрения абсолютной истины (с этой точки зрения ничего не найти).

это сказано с неправильной точки зрения. сансара и ниббана принципиально разные вещи, тем более с абсолютной точки зрения.
С точки зрения нирванирующего нет никакой сансары,с точки зрения страдающего нет никакой нирваны
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#10 amv » 22.07.2015, 19:09

a_aleksey писал(а):Это сказано с точки зрения абсолютной истины (с этой точки зрения ничего не найти).
Это вы говорите с точки зрения ниббаны. Но там нет сансары, а в тексте сансара есть.
Я чуть по другому прочитал.
То, что в тексте названо "высшая реальность" - как я понимаю нераздельность бытия, его единство в своей сути. Говоря метафорически, все феномены можно свести к одному, как все любые числители дроби можно свести к знаменателю "1". Здесь можно сказать, что какаха и цветок одно и то же, ибо принадлежат одному единому существованию (читай - сансаре).
но, в чем соль, что нирвана не принадлежит существованию.
так что ы.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Shus » 22.07.2015, 20:01

a_aleksey писал(а):С точки зрения высшей реальности мир (сансара) и нирвана
В равной мере не возникают, не исчезают и не пребывают.
Поэтому с точки зрения высшей истины
Разве есть между ними различие?
- Нагарджуна. Драгоценное ожерелье (Ратнавали)

Вы с переводами Андросова того... поосторожнее. У него все переведено в контексте поздней комментаторской шуньятавады, а надмирный Будда переинтерпретирован (Нагарджуна был монахом-махасангхиком и соответственно локоттараваддином).
В английских текстах маленько не так (как минимум неоднозначно), а прямой перевод цитат с санскрита (попадалось в тексте статьи) - вообще не похож.
И это при том, что работы Нагарджуны (как и прочие) при "санскритизации" приводились к норме, в части "неправильного" и "непонятного".
www.webshus.ru
Shus M
Откуда: www.webshus.ru
Репутация: 369
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Нет

#12 ankle » 22.07.2015, 20:08

Если вы страдаете-это сансара.Если вы не страдаете это нирвана.Ни сансара,ни нирвана это не место.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#13 a_aleksey » 22.07.2015, 20:26

Shus писал(а):Вы с переводами Андросова того... поосторожнее.
Да, да. В данном случае английский перевод схож.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#14 Кхеминда » 22.07.2015, 20:46

Конкретно у него говорится следующее:
There is not the slightest difference
Between cyclic existence and nirvana.
There is not the slightest difference
Between nirvana and cyclic existence.

или так

There does not exist any remainder of samsara
from nirvana.
There does not exist any remainder of nirvana
from samsara.
Кхеминда

  • 1

#15 Nihirash » 22.07.2015, 21:03

Ну в этом случае уже адвайта поперла во всю.
Nihirash M
Аватара
Откуда: SPb
Репутация: 325
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 09.10.2014
Традиция: Тхеравада

#16 a_aleksey » 23.07.2015, 10:08

Nihirash писал(а):Ну в этом случае уже адвайта поперла во всю.
Недвойственность Махаяны - прекращение измышлений о реальном, что и называется нирваной. В адвайте недвойственность подразумевает единость - Атман един с Брахманом, остальное иллюзия. Не вижу в них сходства.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

#17 a_aleksey » 23.07.2015, 10:10

amv писал(а):То, что в тексте названо "высшая реальность" - как я понимаю нераздельность бытия, его единство в своей сути.
Тут высшая реальность - то, что реально, самостоятельно существует.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#18 Nihirash » 23.07.2015, 11:21

Я не про адвайто-веданту. Слово "адвайта" означает просто "недвойственность"
Nihirash M
Аватара
Откуда: SPb
Репутация: 325
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 09.10.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#19 vijendra » 23.07.2015, 11:51

a_aleksey писал(а):Недвойственность Махаяны - прекращение измышлений о реальном, что и называется нирваной.

в тхераваде условно "недвойственность" - это устранение взаимной опоры намы-рупы и винняны, "я - не-я", "тут-там". это Viññanam anidassanam. - именно состояние, где не светит луна, солнце, молнии, ну помните отрывок из уданы.

В каком то смысле где совпадает с этим определением, учитывая что измышления (pannati) - там отсутсвуют.
We may be into spiritual values, but we're not stupid.
vijendra
Репутация: 765
Сообщения: 1250
Зарегистрирован: 11.01.2014
Традиция: Тхеравада

#20 aNiMa-00170 » 11.01.2016, 21:16

... Вот любопытный момент: наши тхеравадинские великие учителя Буддагхоса и Дхаммапала — это, в каком-то смысле, — прямо как махаянские Асангачарья и Васубандху.)) Но что ещё интереснее, наш Moggaliputta-Tissa (Моггалипутта-Тисса) — вот это действительно наш тхеравадинский Нагарджуна прямо-таки! )

~ // Моггалипутта Тисса (ок. 327-247 до н.э.), — родился в Паталипутре, Магадхи (теперь это Патна, Индия) — был буддийским монахом и великим ученым, который жил в III веке ДО нашей эры.

Дэвид Калупахана видит его как (!) великого предшественника Нагарджуны в качестве чемпиона понимания Срединного Пути, — заново оживившего в те времена оригинальные философские идеалы самого Будды Гаутамы.
Он был прямым духовным учителем (!) императора Маурьев Ашоки, и его сына Махинды, — которые затем принесли буддизм в Шри-Ланку. Моггалипутта Тисса также председательствовал на Третьем Великом Буддийском Соборе.
По записям в Махавамсе, он согласился сам быть перевоплощенным как человек снова, для того, чтобы возглавить Совет по просьбе Архатов, руководивших работой Второго Собора...

По особой рекомендации Моггалипутты — Император Ашока провел Третий Буддийский Собор в Паталипутре, в Asokārāma, — в котором приняли участие около 1000 монахов в 253 до н.э. В его присутствии Ашока собрал монахов разных школ и поставил под сомнение их взгляды по поводу различных доктрин, — и те, кто придерживаются взглядов, которые были сочтены противоречащими Учению Будды, — были признаны еретиками и изгнаны из Сангхи.

С целью опровержения этих ложных взглядов, Моггалипутта Тисса сам составил особый текст — Катхаваттху, — и чтобы этот текст был утвержден и добавлен к Абхидхамме, он сам присутствовал на Соборе. Моггалипутта содействовал заключению договоренностей, вытекающих из Собора, — и организовал миссионерские кампании монахов далеко за пределы Империи Маурьев (!) — для распространения буддизма, а также отправление на Шри-Ланку саженца дерева Бодхи.

Он умер в возрасте восьмидесяти лет — на двадцать шестой год царствования Императора Ашоки,
и его мощи были закреплены в ступу в Санчи вместе с прахом девяти других Арахантов. // ~

https://en.wikipedia.org/wiki/Moggaliputta-Tissa

http://www.dhammawiki.com/index.php?title=Buddhaghosa

http://www.dhammawiki.com/index.php?title=Dhammapala

Во благо всех живых существ, у которых мало пыли в глазах.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 112 гостей