Так же и монах, вдыхая глубоко, правильно понимает: «Я вдыхаю глубоко». А вдыхая поверхностно, он правильно понимает: «Я вдыхаю поверхностно». Выдыхая глубоко, он правильно понимает: «Я выдыхаю глубоко». А выдыхая поверхностно, он правильно понимает: «Я выдыхаю поверхностно». «Чувствуя всё тело, я вдыхаю», – так он практикует. «Чувствуя всё тело, я выдыхаю», – так он практикует. «Я замечаю, как активность тела стихает, когда вдыхаю», – так он практикует. «Я замечаю, как активность тела стихает, когда выдыхаю», – так он практикует.
Так он живет , наблюдая тело в теле внутри, или живет, наблюдая тело в теле снаружи, или живет, наблюдая тело в теле и внутри, и снаружи .
Так он живет, наблюдая явление возникновения в теле, так он живет, наблюдая явление исчезновения в теле, так он живет, наблюдая явление возникновения и исчезновения в теле.
И теперь у него развивается осознавание: «Это – тело!»
Так он развивает осознанность до такой степени, что есть только понимание и только осознанность.
Так он живет отстраненно, не привязываясь ни к чему в мире [ума и материи].
Таким образом, о монахи, монах живет, наблюдая тело в теле.
вот как мне видится сейчас: осознанность - это такое состояние ума.
почему я и сравнил его с алертностью ибо алертность - это как раз состояние ума.
его активное качество.
как видно из приведенной выше цитаты есть практика внимательности и практика воспитания ума в этой внимательности.
со временем эта практика обрастает определенным опытом, который можно отнести к мудрости, и вот потом,
на стыке некоторых факторов: внимательности, мудрости, сосредоточенного наблюдения возникает это состояние
осознанности.
когда объекты воспринимаются такими как есть, когда воспринимается восприятие объектов таким как есть.
когда остается только корректное восприятие происходящего (осознанность) и понимание что собственно происходит (наверное випассана)
такое вот имхо