Учение Будда строго прагматично. Будда учит лишь освобождению от страданий и больше ничему. Однако мы знаем, что Будда отверг варновую систему. Почему? Да потому что с точки зрения варновой системы окончательного освобождения могут достигнуть лишь брахманы мужского пола, представителям же остальных варн надо ждать следующих жизней. Однако Будда напрямую познал, что спастись из круговерти смертей и рождений потенциально может любой человек независимо от происхождения и пола. В учении Будды важно не первое, а второе рождение. Об этом свидетельствует один из эпитетов сангхи - "община Благородных". В Ангулимала сутте есть весьма важный пассаж на данную тему:
МН 86 писал(а): Почтенный, сегодня я оделся поутру и с миской в руке, в верхней одежде пошел в Саваттхи за подаянием. И увидел я, идя по Саваттхи за подаянием в привычные мне дома, некую женщину, тяжело рожавшую, разрываемую родами. Когда я увидел ее, мне подумалось: «Вот мучаются существа, вот ведь мучаются!»
- Так ты, Ангулимала, отправляйся в Саваттхи к той женщине и скажи ей: «Я, сестра, свидетельствую, что отродясь никого намеренно не лишал жизни, дыхания. Пусть силою этой истины ты разрешишься, и дитя выживет».
- Но это же для меня заведомая ложь будет, почтенный! Я ведь, почтенный, многих намеренно лишил жизни, дыхания.
- Так ты, Ангулимала, отправляйся в Саваттхи к той женщине и скажи ей: «Я, сестра, свидетельствую, что с тех пор как по-арийски родился, никого намеренно не лишал жизни, дыхания. Пусть силою этой истины ты разрешишься, и дитя выживет».
Т.е. для Будды важно было не сословное происхождение (рождение), а арийское, нравственное, дхаммическое (выражаясь метафорически). В случае же с рабством, оно к варновой схеме прямого отношения не имеет, соответственно и Будда не уделяет ему большого внимания. Раб может совершать умелые поступки и следовать пути спасения от сансары? Может. Следовательно и отменять рабство с точки зрения буддийского взгляда на общество нет нужды. Хотя из этого совершенно не следует, что к рабству нужно стремиться.