SV писал(а): А ты мне зачем то ваджраяну всё время пытаешься навязать.
Да я всё к тому, что последовательный приверженец традиционализма в буддизме (подчёркиваю - традиционализма! [а не чего-то ещё]) обязан признавать ваджраяну как исконно-традиционный, легитимный и валидный буддизм. Выше я попытался объяснить почему, но если не смог достаточно внятно это изложить, то и бог с ним -)
Традиционалист не обязан, потому что есть так сказать сравнительное богословие на уровне тех-же текстов внутри самой традиции. Для примера можно взять православных, они же традиционалисты, при этом не признают новых догматов у католиков, тем самым выбраковывая их новые учения, опираясь на древние тексты, которые сохранила их православная традиция. Их фишка например в том, что есть в новых текстах, то не должно противоречить старым текстам, ну а тхеравадинам ещё проще - чего нет в старых текстах в плане каких-то идей, учений, того и не должно быть в новых, к тому-же канон уже закрыт и чего-то нового наверное уже не добавишь. Есть анализ текста, можно взять все тексты и начать сопоставлять в идейном плане, опираясь на авторитет старых (я имею в виду не сверять тексты ПК между собой в этом плане, а сверять тексты ПК с текстами других традиций, сутты с сутрами и шастрами), что ранние тексты содержат, какие идеи, а какие идеи содержат поздние тексты, можно увидеть где более архаичен в идейном плане текст, можно увидеть саму стилистику текста, его язык. Есть каноническая сверка внутри традиции, когда берутся списки текстов писания и сверяются, так выверяется канон, есть сверки со старыми списками. И это вся работа вполне традиционная для религиозной традиции, это всё имело место быть в рамках внутри традиции, а не буддологии/религиоведения/библеистики.