Страница 1 из 5

Болезни от буддийской практики

Сообщение #1Добавлено: 03.09.2016, 20:01
Девластов
Честно говоря, тут была затронута интересная тема - результат долгих медитаций...в плане здоровья. После того, как начал медитировать по 4 часа в день, начались "интересные" ощущения в спине. В конечном итоге, через пару недель, нагнулся и... очень "приятный" щелчок в позвоночнике и в лежку. При этом телосложение у меня спортивное- регулярные занятия спортом. Вот и закрался вопрос - а что же будет со здоровьем, если жить в монастыре? Кстати на 10 дневном курсе випассаны "насидел" себе боль в грудном отделе позвоночника и она не прошла...до сих пор...спустя год. А это всего 10 дней! Может срединный путь он в наше время и заключается в мирской жизни и медитации по часу утром и часу вечером? У кого есть опыт долгих медитативных восседаний? Как отражается на здоровье? Кстати уже и два часа болью на весь последующий день отзываются, сижу только час теперь, вечером медитирую при ходьбе.

Сообщение #2Добавлено: 03.09.2016, 20:06
Antaradhana
Девластов писал(а):Честно говоря, тут была затронута интересная тема - результат долгих медитаций...в плане здоровья. После того, как начал медитировать по 4 часа в день, начались "интересные" ощущения в спине. В конечном итоге, через пару недель, нагнулся и... очень "приятный" щелчок в позвоночнике и в лежку. При этом телосложение у меня спортивное- регулярные занятия спортом. Вот и закрался вопрос - а что же будет со здоровьем, если жить в монастыре? Кстати на 10 дневном курсе випассаны "насидел" себе боль в грудном отделе позвоночника и она не прошла...до сих пор...спустя год. А это всего 10 дней! Может срединный путь он в наше время и заключается в мирской жизни и медитации по часу утром и часу вечером? У кого есть опыт долгих медитативных восседаний? Как отражается на здоровье? Кстати уже и два часа болью на весь последующий день отзываются, сижу только час теперь, вечером медитирую при ходьбе.

Никто не запрещает медитировать, сидя на стуле. К чему нам все эти восточные позы? Сколько в среднем времени в день проводит сидя за компьютером современный человек? 8-10 часов, а порой и больше. Вредно ли это для здоровья? Несомненно, но это не смертельная опасность. Топикстартер писал в других темах, что получил травмы при строительстве, а не при медитации.

P.S. Еще раз, пользуясь случаем пожелаю ему здоровья, и максимально возможной реабилитации организма.

Сообщение #3Добавлено: 03.09.2016, 20:07
masterjack
вчера то ли 9 часов то ли 10 отсидел
и вот он сидит установив внимание перед собой
и судорожно вращает рулем из стороны в сторону,
как кузнец делающий долгий поворот колеса он понимает
вот я влетаю в глубокую яму,
как кузнец делающий малый поповорот колеса он понимает,
вот я влетел в неглубокую яму.

Сообщение #4Добавлено: 03.09.2016, 20:22
SV
Сколько в среднем времени в день проводит сидя за компьютером современный человек? 8-10 часов, а порой и больше. Вредно ли это для здоровья? Несомненно, но это не смертельная опасность. Топикстартер писал в других темах, что получил травмы при строительстве, а не при медитации.

Дело в том, что разница очень большая - сидеть просто где-то или сидеть в медитации. Потому что в первом случае ты постоянно меняешь позу или шевелишься (многие этого не замечают, но это в самом деле так - это происходит постоянно). В медитации же сидячей не происходит никакого шевеления, т.к. это нарушает безмятежность. Из-за этой абсолютной неподвижности спина болит. Ноги тоже, кстати, сильно болят (за компом 10 часов в офисе ведь ни у кого ноги не болят - опять же по той же причине - сидишь в офисе не неподвижно).

Сообщение #5Добавлено: 03.09.2016, 20:46
Валерий
Девластов писал(а):Честно говоря, тут была затронута интересная тема - результат долгих медитаций...в плане здоровья.....Вот и закрался вопрос - а что же будет со здоровьем, если жить в монастыре? ........ У кого есть опыт долгих медитативных восседаний? Как отражается на здоровье? Кстати уже и два часа болью на весь последующий день отзываются, сижу только час теперь, вечером медитирую при ходьбе.
До травмы я без всяких особых проблем 10-ти дневные курсы сидел с большим удовольствием, не понимая, а чего другие жалуются. А вне курсов, часа по три ежедневно сидячей медитацией занимался.
В лесном медитативном монастыре нагрузка побольше конечно будет. Многие монахи годами и десятилетиями по 10-12 часов в день формальной практикой занимаются- чередуя сидячую медитацию и медитацию при ходьбе. Для профилактики и лечения болезней монахи могут заниматься йогой. Обычная проблема со здоровьем в таких монастырях - проблема с суставами ног (артрозы, артриты) с позвоночником - меньше (и как правило проблемы с поясничным отделом, что собственно не угрожает жизни.) Ну и вообще, в монашестве очень распространены такие болезни, как диабет и проблемы с желудком.
Но для лечения распространенных болезней, например в нашем монастыре было очень много лекарств. Миряне знают об этих проблемах и жертвуют соответствующие лекарства. В моем случае - для лечения моей болезни, таких лекарств в монастыре не было. Мне ответили, что помочь мне с лекарствами не могут - монахи пользуются только тем, что миряне сами жертвуют. Миряне из Коломбо выразили желание мне помочь, но это все так и осталось на словах (точнее одну пачку лекарств мне все-таки купили). Также нужно учитывать, что если идет строгое соблюдение Винай, то деньгами (пластиковыми карточками, сим картами и т.п.) нельзя пользоваться - т.е. лекарства не купить. По почте тоже лекарства не получить - пересылка лекарств запрещена во многие страны.
Одним из препятствий для оставления мирской жизни является отсутствие серьезных проблем со здоровьем. Интенсивная медитативная практика предполагает серьезную нагрузку на тело. Сразу поясню, что я приехал в монастырь после очень интенсивного и длительного лечения. Прогноз врачей тогда был благоприятный, лекарств мне принимать не требовалось, было достаточно гимнастики и физиопроцедур (я привез с собой портативные приборы для физиотерапии). Поэтому мне дали оставление мирской жизни. Но моя практика на грани возможностей этого тела, в сочетании с влажным тропическим климатом привели к существенному ухудшению здоровья.

Сообщение #6Добавлено: 03.09.2016, 20:53
Девластов
Валерий, а диабет почему развивается?

Сообщение #7Добавлено: 03.09.2016, 20:56
Валерий
Девластов писал(а):Валерий, а диабет почему развивается?
Диабет от одноразового питания развивается. Мне врач рассказывал, но я уже не помню подробностей.

Сообщение #8Добавлено: 03.09.2016, 21:02
Ruslan
SV писал(а):Дело в том, что разница очень большая - сидеть просто где-то или сидеть в медитации. Потому что в первом случае ты постоянно меняешь позу или шевелишься (многие этого не замечают, но это в самом деле так - это происходит постоянно). В медитации же сидячей не происходит никакого шевеления, т.к. это нарушает безмятежность. Из-за этой абсолютной неподвижности спина болит. Ноги тоже, кстати, сильно болят (за компом 10 часов в офисе ведь ни у кого ноги не болят - опять же по той же причине - сидишь в офисе не неподвижно).
Может правы тогда шаолиньские монахи,что практикуют восточные единоборства?
Изначально Бодхидхарма разработал упражнения для монахов, т.к видел что монахи физически не готовы долго медитировать

Сообщение #9Добавлено: 03.09.2016, 21:09
Валерий
Ruslan писал(а):Может правы тогда шаолиньские монахи,что практикуют восточные единоборства?
Изначально Бодхидхарма разработал упражнения для монахов, т.к видел что монахи физически не готовы долго медитировать
Не думаю - в монашеской практике очень важно свести любую активность ума и тела к минимуму. Согласно правилам Винайи, как мне говорили, монахам запрещено заниматься зарядкой и физическими упражнениями, а также купаться. Сам я правда об этом не читал, видимо это из дополнительных правил.

Сообщение #10Добавлено: 03.09.2016, 21:12
Ruslan
Валерий писал(а):Не думаю - в монашеской практике очень важно свести любую активность ума и тела к минимуму. Согласно правилам Винайи, как мне говорили, монахам запрещено заниматься зарядкой и физическими упражнениями, а также купаться. Сам я правда об этом не читал, видимо это из дополнительных правил.
Будда же проповедовал(активность ума) и проходил большие расстояния(активность тела).Разве нет?
И по поводу купания,монахи грязные ходят?

Сообщение #11Добавлено: 03.09.2016, 21:13
Antaradhana
SV писал(а):Дело в том, что разница очень большая - сидеть просто где-то или сидеть в медитации.

Это - да, но всякие восточные позы, также могут способствовать ухудшению здоровья европейцев, не привыкших сидеть в них с самого рождения, а привыкших сидеть на стульях.

Сообщение #12Добавлено: 03.09.2016, 21:20
masterjack
Ruslan писал(а):Будда же проповедовал(активность ума) и проходил большие расстояния(активность тела).Разве нет?
не забывайте что Будда это делал чтобы донести до людей Дамму,
а не для того чтобы прожить подольше.
ему это не нужно было (так думается)
потому и ходил, и говорил, не смотря на больное тело.

Сообщение #13Добавлено: 03.09.2016, 21:31
SV
Это - да, но всякие восточные позы, также могут способствовать ухудшению здоровья европейцев, не привыкших сидеть в них с самого рождения, а привыкших сидеть на стульях.

Возможно. Во всяких эзотеро-традициях считается, что поза крайне важна. В классическом буддизме хоть и есть формула "он садится со скрещенными ногами" и т.д., мне лично она не кажется архи-важной и супер-значимой. Думаю, вполне можно успешно и сидя на стуле практиковать формальную медитацию.

Касаемо упражнений/йоги/зарядок и прочего - от ряда монахов слышал удивление по этому поводу, что мол де, почему ничего такого в каноне нет. Типа очень странно, что Будда ничего такого не предписал, хотя должен был бы (на этот счёт см. моё мнение ниже). Аджан Джаясаро, например, говорил, что монах по-хорошему обязан заниматься всем этим делом (пусть в частном порядке) как минимум для того, чтобы не тратить деньги мирян на его лечение (то что всякие физ. упражнения полезны - сомнению не подлежит). Есть и монахи, которые вообще много йогой занимаются и успешно (по их словам) совмещают это с неподвижными медитациями (пример: https://www.youtube.com/watch?v=mE73M7ja_AQ).

Хотя у меня на этот счёт есть несколько иное мнение. Мне думается, что если практика развивается по правильному пути (как учил Будда), то особой надобности в зарядках и прочем для тела попросту не понадобится, когда наступит момент усиленно заниматься неподвижной медитацией. Почему? Да потому что такая медитация нужна уже на том этапе, когда ты очень близок к джхане, а в джхане нет телесной боли вообще! Короче говоря, обычная повседневная осознанность, развитая до должного (высокого) уровня, вполне способна привести к джхановому сосредоточению - а она (повседневная осознанность) не требует длительных неподвижных сидений. Когда джхана близко, то вот тогда можно и "посидеть плотненько". Но - там уже не будет ничего болеть. Нет кайя-дуккха-веданы ибо. Соответственно, если всё оно так было, то и не было нужды создавать какие-то предписания по гимнастикам. Сидели плотно просто только те, кто были в джханах. А там нет беды с телом. Нынешние же модерн-ретриты похожи на некое садомазо, ибо там непременно у всех и каждого идёт сидение через боль. Наверное, это в корне неправильно, хотя на ретритах это всячески пытаются "заобъяснять" и "отмотивировать".

Сообщение #14Добавлено: 03.09.2016, 21:49
Искатель
Валерий писал(а):Диабет от одноразового питания развивается

Да, поджелудочная страдает от нерегулярного питания. Когда голод есть, а не утоляется. Если, например голодать длительно, то там уже другие механизмы задействуются, и к тому же нужно правильно "выходить" из голодания. А если питаться раз в день и помногу - это другое. Почему думаю помногу, потому что не знаю даже как иначе. В прошлом я некоторое время серьёзно ходил в спортзал заниматься, штудировал ресурсы по диетологии, взвешивал всю пищу на кухонных весах, вёл дневник калорийности рациона ежедневно, ел по 5-6 раз в день. В результате малость "посадил" коленные суставы и слегка позвоночник (когда пыжился делать присед со штангой и становую тягу, что я делал неправильно и без должной подготовки), как был дрыщом, так и остался :smile: , но зато я накрепко вбил в свою память ценнейшие данные об энергетической ценности почти всех "ключевых" продуктов питания, в общем стал питаться проще и здоровее, а самое главное - выяснил свой дневной рацион калорийности, исходя из минимальной физической активности. :smile: И он неожиданно составляет примерно 2300-2400 Ккал/сутки. При таком рационе я ни набираю вес, ни худею. Почему неожиданно? Потому что я довольно худой, и по идее, чем меньше вес, тем меньше должен быть рацион, но 2300Ккал/сутки, однако, не очень-то "скудный" рацион. По всем калькуляторам вес/калории мой рацион должен быть существенно ниже - где-то 1800, но нет. Надеюсь, "лишняя" энергия идёт в мозги.)

Но что самое интересное - я недоумеваю как монахи за 1 присест могут съесть достаточное количество пищи. Дело в том, что я на Упосатху ем 1 раз в день и это выглядит примерно так: порция риса, 4 бутерброда с маслом/сыром, большой стакан молока с мёдом, полплитки шоколада, может ещё пару печенек. Это около килограмма (!) еды - я натурально "набиваю брюхо". :smile: И всё же это едва дотягивает до 2000 Ккал. И что ещё обидно - существенная часть этой пищи пойдёт в жир, потому что такая груда еды за один приём просто не может нормально усвоиться по всем правилам физиологии. И это, конечно, очень большая нагрузка на пищеварение. То есть я вообще не представляю как можно питаться 1 раз в день и при этом долго жить. Может наше поколение такое слабое по сравнению с тем, что было во времена Будды, может климат играет настолько существенную роль, а может я такой хилый - загадка.)


P.S.
Сегодня позавтракал, завтра на работу проспал - не позавтракал (купил гамбургер возле работы, съел, перебил аппетит на обед), послезавтра пришлось задержаться на работе - пришёл домой, лёг спать сразу. Примерно такая схема тоже очень вредит.

Джана при ходьбе и физической активности

Сообщение #15Добавлено: 03.09.2016, 21:55
Antaradhana
SV писал(а):Возможно. Во всяких эзотеро-традициях считается, что поза крайне важна. В классическом буддизме хоть и есть формула "он садится со скрещенными ногами" и т.д., мне лично она не кажется архи-важной и супер-значимой. Думаю, вполне можно успешно и сидя на стуле практиковать формальную медитацию.

Согласен, достаточно сидеть со скрещенными ногами (по турецки), либо на стуле, скамейке. А то некоторые тратят годы, на то, чтобы сесть в "правильную" позу лотоса или полулотоса, но в итоге либо все равно не могут сидеть в ней достаточно длительное время, либо получают жуткие травмы тазобедренного или коленных суставов, приводящими чуть ли не к инвалидности. Многие учителя подчеркивают, что основные требования к позе для медитации - это устойчивость, удобство и прямая спина.

Касаемо упражнений/йоги/зарядок и прочего - от ряда монахов слышал удивление по этому поводу, что мол де, почему ничего такого в каноне нет. Типа очень странно, что Будда ничего такого не предписал, хотя должен был бы (на этот счёт см. моё мнение ниже). Аджан Джаясаро, например, говорил, что монах по-хорошему обязан заниматься всем этим делом (пусть в частном порядке) как минимум для того, чтобы не тратить деньги мирян на его лечение (то что всякие физ. упражнения полезны - сомнению не подлежит). Есть и монахи, которые вообще много йогой занимаются и успешно (по их словам) совмещают это с неподвижными медитациями (пример: https://www.youtube.com/watch?v=mE73M7ja_AQ).

Лично я, мягко говоря, скептически отношусь к любой физической активности, тем более к спорту. Да, возможно, что-то там и полезно для здоровья, но как ни крутись, все равно неизбежно придут болезни, старость и смерть. Монахам, как мне видится, на тело еще больше фиолетово, чем мне.

Сообщение #16Добавлено: 03.09.2016, 22:16
SV
Да, поджелудочная страдает от нерегулярного питания. Когда голод есть, а не утоляется. Если, например голодать длительно, то там уже другие механизмы задействуются

Тут я не соглашусь на основании очень большого личного многолетнего опыта. Будда говорил, что питаться раз в день полезно, а не вредно для здоровья. Не мог же он так сильно ошибаться и не понимать о чём говорит. В реальности организм через некоторое время привыкает к тому, что его кормят в определённом режиме и подстраивается под это. И всё работает отлично.

Другой вопрос, что это, очевидно, должно идти в контексте практики, а не в виде насильственного подавления, когда желудочным соком заливает при первом же вкусном запахе или виде съедобной еды. Тогда, наверное, действительно вредно.

Сообщение #17Добавлено: 03.09.2016, 22:27
М_а_р_к
SV писал(а):Будда говорил, что питаться раз в день полезно, а не вредно для здоровья. Не мог же он так сильно ошибаться и не понимать о чём говорит.
С диабетиками это не проходит. Там, чтобы выжить, нужно обязательно хоть маленькими, хоть крошечными порциями, но питаться на протяжении всего дня. И Будда для больных монахов, кажись, делал сильные послабления в режиме.

Сообщение #18Добавлено: 03.09.2016, 22:48
Искатель
SV писал(а):Не мог же он так сильно ошибаться и не понимать о чём говорит.


Вне сомнений, он не мог. Видимо, причина именно в этом:

SV писал(а):Другой вопрос, что это, очевидно, должно идти в контексте практики


Однако, лично у меня всё упирается в калорийность. Если я ем меньше 2000Ккал/сутки и одним разом (а именно так и получается, потому что я не в состоянии съесть больше за 1 раз), то на следующее утро набрасываюсь на завтрак и ничего не поделать. Даже не представляю как бы я смог систематически есть 1 раз в сутки. Разве что в жарком тропическом климате, может быть... Видимо, я паталогический обжора. :eat: Хоть и вешу 63-64 кг всего при росте 178 см.

Сообщение #19Добавлено: 03.09.2016, 22:50
Топпер
Искатель писал(а):Однако, лично у меня всё упирается в калорийность. Если я ем меньше 2000Ккал/сутки и одним разом (а именно так и получается, потому что я не в состоянии съесть больше за 1 раз), то на следующее утро набрасываюсь на завтрак и ничего не поделать. Даже не представляю как бы я смог систематически есть 1 раз в сутки. Разве что в жарком тропическом климате, может быть... Видимо, я паталогический обжора. :eat: Хоть и вешу 63-64 кг всего при росте 178 см.
От климата многое зависит. Наши монахи практически все переходили на одноразовое питание по приезде в Тай. (местные монахи два раза ели).

Сообщение #20Добавлено: 04.09.2016, 07:36
Топпер
М_а_р_к писал(а):С диабетиками это не проходит. Там, чтобы выжить, нужно обязательно хоть маленькими, хоть крошечными порциями, но питаться на протяжении всего дня. И Будда для больных монахов, кажись, делал сильные послабления в режиме.
Для больных по Винайе можно улучшенную пищу есть типа масла, мёда и пальмогого сахара. Но не думаю, что это диабетикам будет полезно.

Сейчас, конечно для больных монахов сделают исключение. Даже мирянам с заболеваниями ЖКТ и нуждающимся в особом питании на упосатху не нужно придерживаться правила о еде до полудня.