Дхамма это путь к счастью

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 1

#301 masterjack » 31.01.2017, 14:58

Илья_Ч писал(а):Ну а вы знаток сути учения Будды?
да :)
(кстати я тут такой не один :)
Илья_Ч писал(а):Кто вас назначил то, чтобы выбрасывать ненужные части из канона?
а разве я предлагал что-то выбрасывать?
вы меня с кем-то перепутали.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4974
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#302 Морра » 31.01.2017, 15:23

Dz писал(а):Принц Готама тоже вышел из дворца и офигел. Зато стал Счастливейшим в итоге
Ну, конечно, до мне, мягко говоря, далеко. Но, боюсь, и не только мне.
Все-таки спрошу еще раз - что такое "счастье"?
Морра F
Репутация: 638
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 27.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#303 Илья_Ч » 31.01.2017, 15:26

Буддагоса определял счастье как ожидание приятной вещи. Пример с путником в пустыне, он счастлив, когда наконец увидит воду.

Но вообще счастью, я считаю, не нужно определений. Его каждый человек знает сам. Будда вот не давал.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 573
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#304 The Коля » 31.01.2017, 15:37

Илья_Ч писал(а):Вы искажаете смысл слов Будды. Будда ругал такое воззрение, что в жизни одно страдание.
Совершенно верно.
...
Будда учил возникновению, прекращению, опасности, НСЛАЖДЕНИЮ, и спасению в отношении консутрурованых вещей. Видеть обе стороны медали а не одну - это мудрый подход избавляющий как отвлечения так и от уныния/апатии.
...
Второе. Говоря о Характеристиках, Будда оперируют абсолютными категориями:
вещи бывают относительно постоянными, что мы наблюдаем в жизни; относительно приятными, относительно личностными (чей груз, вот этого вот гражданина, его карма, его собственность). Но в абсолютном смысле аничча-дуккха-анатта.
...
Третье.
Дуккха имеет три аспекта:
дуккха-ведана (та самая боль)
дуккха-аничча
дуккха-санкхара (ненадежность, основание для дукха вообще как например зависимое возникновение)
только первое из этих - боль. Остальное довольно нейтральные вещи, которые можно понимать как основание для страданий, отсутствие полного удовлетворения; беспокойтво.
Так что "жизнь - боль" будет довольно грубое упрощение.
В первой БИ Татхагата сказал в чём конкретно кроется дуккха (не-счастье). И дуккха это не только лишь боль.

masterjack писал(а):Помому, возможно, вас это и пугает, а Эриксона "заставляет" закапывать голову в песок и искать Счастья с помощью Даммы.
Дхамма действительно путь к Счастью!
Относительное счастье Пути и абсолютное Плода - вот предмет стремления буддиста. Еще Будда учил мудро наслаждаться мирским счастьем и мудро умножать его.
The Коля

  • 2

#305 masterjack » 31.01.2017, 17:06

The Коля писал(а):Так что "жизнь - боль" будет довольно грубое упрощение.
потому я и написал эту фразу в кавычках.
Илья_Ч писал(а):Будда вот не давал.
может быть не просто так он это делал?
Илья_Ч писал(а):Но вообще счастью, я считаю, не нужно определений. Его каждый человек знает сам.
например грабитель счастлив, когда ему "добровольно" дают что-нибудь и он может быть счастлив согласно Канону. ведь не взял чего не дано?
МН 2 Саббасава сутта О всех загрязнениях
Вот необученный заурядный человек – не уважающий Благородных, не знающий и не практикующий их Дхамму, не уважающий чистых [умом] людей, не знающий и не практикующий их Дхамму – не распознаёт на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит. По этой причине он не направляет внимание на подходящие мысли, а [вместо этого] направляет внимание на неподходящие.
И каковы эти неподходящие мысли, на которые он направляет внимание? Это любые мысли, направление внимания на которые:
* вызывает чувственное желание, которого в этом человеке ещё не было; а также увеличивает уже возникшее чувственное желание.
* вызывает загрязнение становления1, которого в этом человеке ещё не было; а также увеличивает уже возникшее загрязнение становления.
* вызывает загрязнение неведения2, которого в этом человеке ещё не было; а также увеличивает уже возникшее загрязнение неведения.
по тому я и обращаю ваше внимание, что подход к Дамма-это путь к Счастью кроет в себе бОльшую опасность чем неопасность, так как люди нафантазируют себе разное счастье и начнут себе к нему стремиться, всячески укладывае это счастье в рамки Даммы.
и тем самым скорее всего будут развивать те загрязнения что есть и порождать новые.
как уже не раз приводили примеры из высказываний Будды и монахов, что из двух ошибочных путей: стремиться к чему-то и стремиться к ничему, второй менее ошибочный.
Сергей приводил эту сутту, я к сожалению не помню. Но недавно я постил ссылку на статью Тханиссаро Бхикку, где он тоже придерживался этого мнения: "лучше не делать ничего" (тоже в кавычках), опасаясь плохих последствий, чем стремиться делать что-то не понимая куда оно приведет.
The Коля писал(а):Относительное счастье Пути и абсолютное Плода - вот предмет стремления буддиста.
думается большинство людей будут путаться в этих терминах и таки что-то свое понадумывают.
The Коля писал(а):Еще Будда учил мудро наслаждаться мирским счастьем и мудро умножать его.
не думаю что он учил преумножать и наслаждаться, скорее всего довольствоваться тем что удалось заработать в рамках
честного рабочего процесса по правилам Даммы. Наслаждение (имхо) это в другую сторону.
потому и опасны подобные измышления ибо люди начинают думать всякое кто во что гаразд.
приложу сюда еще ссылку на статью пять груд кирпича, где (как мне кажется) хорошо описан подход к конструированию и практике
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4974
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#306 Илья_Ч » 31.01.2017, 17:55

Ну вот вы к себе бы и применили это правило. О том что лучше не учить людей тому чего сам не понимаешь.

Тханнисаро Бхикху критикует воззрение, что жизнь это страдание. http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/lifeisnt.html

А про знатока сути. Так хоть бы постыдились бы святой дхармы. Ну не архат вы.
А согласно Будде сердцевину учения - ее суть знают только проствеленные. Это опять же показывает насколько вы необразованны.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 573
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

  • 5

#307 Морра » 31.01.2017, 18:44

Как показывают мои наблюдения, сколько бы раз и в каком бы виде не поднималась тема о счастье в мирской жизни, как-то все время скатывается к некрасивым разборкам. Выводы каждый делает сам, лично я убедилась в том, в чем была убеждена и до того.
Причем наезжают, кстати говоря, все больше "оптимисты" на "пессимистов". Что это за счастье, за которое надо бороться зубами и когтями, даже не за само, а только лишь за его возможность в принципе?
Как-то даже неловко за некоторые высказывания отдельных товарищей...
У меня есть подруга - счастливый человек, абсолютнейшая атеистка. Она говорит - "жизнь так прекрасна и замечательна, что я вообще не понимаю, зачем людям нужны какие-то боги, религии и т.д.? Лично я в них абсолютно не нуждаюсь". Единственное - она очень боится смерти, в связи с чем бывают у нее панические атаки. А вообще, она да, счастливый человек, радуется жизни. Может быть, это просто природная особенность, количество серотонина и т.д. И никак не связано с религиозными воззрениями вообще.
Последний раз редактировалось Морра 31.01.2017, 18:57, всего редактировалось 1 раз.
Морра F
Репутация: 638
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 27.05.2016
Традиция: Нет

  • 3

#308 masterjack » 31.01.2017, 18:57

Илья_Ч писал(а):О том что лучше не учить людей тому чего сам не понимаешь.
я высказываю свое видение и понимание, о чем неоднократно указываю добавляя "имхо".
Илья_Ч писал(а):Ну не архат вы.
разве я это утверждал? нет.
Илья_Ч писал(а):Это опять же показывает насколько вы необразованны.
в лучшем случае насколько я невежественен, на сколько я образован или нет вряд ли вы знаете.
Илья_Ч писал(а):Тханнисаро Бхикху критикует воззрение, что жизнь это страдание. http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/lifeisnt.html
разве я давал ссылку на эту статью с этим содержанием?
давайте перевод, ознакомлюсь.
вот нашел перевод и прочитал.
не увидел каких-то расхождений с тем, что я писал ранее.
возможно вы просто не захотели или не смогли понять что я писал ранее.
ну да ладно.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4974
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 5

#309 Antaradhana » 31.01.2017, 19:23

Все в этом мире - дуккха, даже самые высочайшие виды самсарного счастья - дуккха, потому что непостоянны и неудовлетворительны. Дуккха - это не только страдания и боль, это более широкий термин, озачающий тотальную, извечную неудовлетворенность, которую никогда нельзя удовлетворить, а также печаль, тоску, осознание тщетности и бессмысленности бытия и т.п. К тому же дуккха, включает в себя не только грубые виды страдания, вроде физической или психологической боли, но и страдания от перемен, от осознания временности, бренности, распада и тщетности всего существующего, а также самый всеохватывающий вид страдания - страдание обусловленности. Это страдание от понимания обусловленности, несвободы и извечной подвластности закону каммы и другим законам природы, а также изначальному неведению, рождающему жажду и злобу.

В этом отвратительном мире, счастливыми могут быть лишь дети и идиоты, которые в силу детской неразумности или идиотизма, не видят всего ужаса и кошмара своего положения, тотальной обусловленности, непостоянства и неудовлетворительности, безжалостной зацикленности, непрекращающегося кошмара, где одни существа, сами непрерывно распадаясь и разлагаясь - убивают, грабят и поедают других несчастных, лишь для того, чтобы в следующем цикле самим стать жертвами, пищей и тленом. Пытаться найти счастье и удовлетворение в этом круговороте страданий и неудовлетворенности - это все равно, что глупцу пытаться утолить жажду морской водой.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#310 masterjack » 31.01.2017, 19:30

Antaradhana писал(а):Пытаться найти счастье и удовлетворение в этом круговороте страданий и неудовлетворенности - это все равно, что глупцу пытаться утолить жажду морской водой.
в принципе, вспомнив упоминания, что некоторому человеку Будда для достижения цели рассказывал про небесных девиц,
можно остановиться на том, что некоторым "нужны" мысли о счастье. а некоторым не нужны.
так что теперь у нас есть еще один повод для разделения :)
суккхаваггисты и дуккхаваггисты
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4974
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#311 DitafonTiz » 31.01.2017, 19:34

Илья_Ч писал(а):Ну вот вы к себе бы и применили это правило. О том что лучше не учить людей тому чего сам не понимаешь.

Тханнисаро Бхикху критикует воззрение, что жизнь это страдание. http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/lifeisnt.html

А про знатока сути. Так хоть бы постыдились бы святой дхармы. Ну не архат вы.
А согласно Будде сердцевину учения - ее суть знают только проствеленные. Это опять же показывает насколько вы необразованны.

Где Будда такое говорит ?) Вы по чем архатов меряете?)

Тханисаро Бхикку пусть критикует,а Будда дал определение дуккха,а именно "5 обусловленных групп скществования-дуккха :) "
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 493
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

  • 4

#312 Antaradhana » 31.01.2017, 19:40

Дхамма начинается с понимания Первой Благородной Истины, с понимания того, что все в мире - дуккха, абсолютно все. Даже самые приятные ощущения, которые только можно представить: а. не дадут абсолютной удовлетворенности; б. аничча - и рано или поздно прекратятся; в. за все нужно платить, и любые приятные ощущения, всегда сменяются неприятными и болезненными. Кто не постиг тотальности и извечности дуккхи, тому нет смысла говорить о причинах дуккхи и прекращении дуккха, т.к. он не видит опасности, не видит ужасного круговорота из котрого нужно выплыть, не видит неизбежных неудовлетворенности и страданий в настоящем и в будущем. Видящий радость в жизни, в существовании, в ощущениях и удовольствиях, не поймет зачем ему расставаться с тем, в чем он видит радость и счастье. Он будет наслаждаться медом, не видя что поедает пепел.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#313 Ericsson » 31.01.2017, 20:46

masterjack писал(а):так что теперь у нас есть еще один повод для разделения :)
суккхаваггисты и дуккхаваггисты

:lol: :lol: разделение? какое разделение? :smile: откуда? тхеравадины едины, нет и не может быть никакого разделения. :smile:

Хватит уже мастерджек, вы достали тут всех своими разговорами о разделении, зачем делить то что едино, вот мы например тут тхеравадины, мы все едины-едины, так зачем же нас разделять? Глупости какие, придумают тоже.... :roll:

:lol: :lol:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#314 Ericsson » 31.01.2017, 21:14

Морра писал(а):Причем наезжают, кстати говоря, все больше "оптимисты" на "пессимистов".

Если "пессимисты" перевирают информацию о Дхамме ради своих извращенных идей, тут выбора как бы и нет, приходится возражать... Правда, надо оговориться, никакого разделения в нашей замечательной Тхераваде нет и быть не может. Нет никаких "оптимистов" и "пессимистов", мы все едины конечно, совершенно лишне нас разделять... :smile:

Морра писал(а):Что это за счастье, за которое надо бороться зубами и когтями, даже не за само, а только лишь за его возможность в принципе?

Это один из главных мотивов в учении Будды. Вот так вот сложилось, извините если это вас вдруг разочаровало... :smile:

Морра писал(а): Как-то даже неловко за некоторые высказывания отдельных товарищей...

Мне тоже неловко за некоторых наших отдельных товарищей, которые упорно продолжают продвигать свои завернутые негативистские концепции утверждая что это Дхамма, .... Как замечательно что у нас в Тхераваде нет и не может быть разделения. :smile:

Морра писал(а): Может быть, это просто природная особенность, количество серотонина и т.д. И никак не связано с религиозными воззрениями вообще.

Дхамма Будды ведет к счастью, читайте Сутты, там об этом немало упоминаний, причем тут серотонин, не знаю.. не знаю... :book:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#315 Ericsson » 01.02.2017, 02:26

masterjack писал(а):в разных "спорах" на форуме высказывалась мысль, что буддисты принимают Прибежище в Будде, буддисты считают Будду самым умным, самым знающим, самым понимающим.
потому логично-правильно-естественно, чтобы тот кто считает себя последователем Будды вел свою жизнь согласно тому, что Будда провозгласил.

Да, и поэтому экстремалам следовало бы быть осторожнее с продвижением своих экстремальных идей. Но наши экстремалы слишком самоупоенные, слишком самоуверенные, сами себя убедили в том что они достигли понимания Дхаммы, и теперь об этом громко кричат на каждом углу. Но если разобраться, эти экстремальные трактовки - в них куча грубых ошибок. Пора бы уже начать их исправлять...

masterjack писал(а):и если Будда сказал, что "жизнь-боль" значит так и есть.

И где Будда такое говорит ? (это риторический вопрос) Конечно Будда такого не говорит. Есть части практики бхиккху, изменение взгляда на жизнь и прочие явления. Это метод такой. Метод измененного углубленного видения. Но результатом применения этого метода тоже становится счастье и восторг - джхановые факторы. Не так что всё в жизни сплошная боль, а "то и это составное, преходящее и следовательно страдательно". Такой взгляд помогает разорвать обычные человеческие механизмы восприятия, ослабить связь с изменчивым, составным и страдательным.

Но тема-то называется "Дхамма это путь к счастью". К страданию ведут составные, преходящие вещи (их много), а Дхамма хотя и часть этого мира и часть нашей жизни (для тех кто её сделал частью своей жизни) её нет в списках вещей, связь с которыми увеличивает страдание. Наоборот как раз. Вы это когда-нибудь поймете мастерджек (и другие экстремалы тоже поймут, не вечно же им себя запутывать) и тогда наконец многое встанет на свои места. :smile:

masterjack писал(а):Помому, возможно, вас это и пугает, а Эриксона "заставляет" закапывать голову в песок и искать Счастья с помощью Даммы.

Ничего я никуда не закапываю и не закапывал. :facepalm: Мой случай вообще интересный, если хотите знать. Когда я начал изучать Дхамму 5 лет назад и постепенно 4 года назад пришел к регулярной практике, тему счастья вообще никто не трогал. Главной темой у всех буддистов на форумах были идеи о пути освобождения - вперед к Ниббане!. Разве что мне повезло и я сразу попал на посты бханте Топпера и SV, они тогда уже активно продвигали мысль о необходимости постепенной практики без рывков и прочего. И мне это показалось убедительным, хотя сам я Сутты знал мало, я выстроил практику так как они советовали, без судорог а равномерно и с чувством, с расстановкой. И вот почти первое с чем я столкнулся это были всё более четкие проявления счастья и восторга. Неожиданно очень, потому что ничего особенного я не делал, а всё только по чуть чуть. И только потом, со временем я добрался до тех частей в Суттах, где об этом было написано. И то не сразу осознал что к чему. Когда чего-то нет на уровне дискурса, люди это склонны не замечать. Крутые наши буддисты с десятилетиями стажа в Дхамме так и продолжали обсуждать темы, которые им интересны, но только не счастье как результат практики. Некоторое время у меня зрело осознание нестыковки. Чувствовал: что-то тут не так. Каждое новое упоминание о счастье в Суттах откладывалось в памяти, где-то на подсознанке. И долго ещё эта картина в сознании не выстраивалась толком. Но теперь-то уже :smile: вы меня не собъете. :smile: Наконец-то выстроилась кое-как общая картина, и я вижу и что Будда имел в виду, и где некоторые наши друзья грубо ошибаются.


masterjack писал(а):Будда ведь провозгласил цель - уход из сансарного мира. с покиданием всего что в нем есть. с восприятием всего что с ним связано как со страданием.
потому тот кто идет путем Будды со временем должен начать видеть этот мир как одно сплошное страдание. и "пугаться" продолжения жития в нем.

Это всё цели для бхиккху. :smile: У тех кто приходит в Сангху согласно Будде есть цель и обязательства. А у мирян учеников Будды ничего такого нет. Ниоткуда мы не должны уходить, ничего не должны покидать. И видеть мир как сплошное страдание нам не нужно. Тем более что по ходу развития связи с Дхаммой если правильно всё делать - увеличивается счастье. "Видеть мир как сплошное страдание" - это метод, один из методов тренировки бхиккху. Такая технология, но она тоже при правильном применении, своевременно, ведет к возрастанию счастья и восторга как джхановых факторов. Ошибка экстремалов в том что они берут часть описания технологии и думают что это и есть то мировоззрение, которое следует принять и с ним жить в миру. Всё наоборот. Сначала нужно уйти в Сангху, потом применять методы тренировки, но не ради того чтобы прийти к тотальному страху жизни и отрицанию всего. А чтобы достичь джхановых факторов. :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#316 Илья_Ч » 01.02.2017, 03:44

DitafonTiz писал(а):
Где Будда такое говорит ?) Вы по чем архатов меряете?)

Тханисаро Бхикку пусть критикует,а Будда дал определение дуккха,а именно "5 обусловленных групп скществования-дуккха :) "

Вот к примеру сутта о сердцевине: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn29-maha-saropama-sutta-sv.htm

Представьте, как если бы человеку понадобилась сердцевина дерева, он бы искал сердцевину дерева, бродил в поисках сердцевины дерева, и подошёл бы к великому дереву с сердцевиной. Срезав только его сердцевину, он бы унёс её, зная, что это была сердцевина.

... и будучи прилежным он достигает постоянного освобождения.


То есть суть могут знать только архаты...

Будда дал определение 5 скандх - как пяти совокупностей цепляния. Проблема не в скандхах самих по себе, а в цеплянии.

Вот еще из слов Будды по этому поводу:

Монахи, когда ум вялый, то это неподходящий момент для развития таких факторов просветления как безмятежность, сосредоточение, невозмутимость. И почему? Вялый ум трудно расшевелить этими факторами.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 573
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#317 Белов » 01.02.2017, 09:10

Antaradhana писал(а):Он будет наслаждаться медом, не видя что поедает пепел.
На подобное высказывание меня недавно спросили: "Ты уверен, что правильно понимаешь Учение Будды?"
Antaradhana писал(а):Видящий радость в жизни, в существовании, в ощущениях и удовольствиях, не поймет зачем ему расставаться с тем, в чем он видит радость и счастье.
Вот и я о том же. Нет, чтобы смириться, открыть глаза и двигать дальше, всё, что-то топчутся, "а может всё-таки нет?", "а может есть хоть какое-то наслаждение в этой жизни (желательно бесплатное)" и т. д . и т . п. Всё награду и счастье какое-то ищут. Как там?
"А в дороге никто кормить не обещал" (на пути к светлому будущему).
Может это такая привязанность к удовольствиям и радостям жизни? :upset:
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1489
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#318 DitafonTiz » 01.02.2017, 10:59

Илья_Ч писал(а):То есть суть могут знать только архаты...
.

Такая формулировка крайне опасна.,.
Илья_Ч писал(а):Будда дал определение 5 скандх - как пяти совокупностей цепляния. Проблема не в скандхах самих по себе, а в цеплянии

5 обусловленных групп существования подверженные цеплянию-дуккха

С чувством как необходимым условие возникает жажда
С жаждой как необходимым условием возникает цепляние
С цеплянием как необходимым условием возникает существование

.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 493
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

  • 7

#319 Maksim Furin » 01.02.2017, 11:32

Сча́стье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел») — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

На сколько я понимаю Будда указывал только на ниббану как на лишённую дукха. С этим никто спорить не будет?
Я думаю так же никто не будет спорить что человек следующий дхамме таки меньше начинает испытывать дукху в её крайних проявлениях. И к нему чаще приходят состояния которые можно классифицировать как счастье, радость, и т.д. Плоды благой каммы и заслуги возвышающие ум никто не отменял. Вопрос не в этом же, ув. Эриксон. А в том, что эти состояния так же не постоянны, составные и не удовлетворительны. А Будда о таких вещах говорил:
«Чувство… восприятие… формации… сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, Учитель».
«А то, что непостоянно – то страдательно или приятно?»
«Страдательно, учитель».
О чём тогда речь вообще? Тут все и так знают значение слово дукха. Цель учения - ниббана, как единственное что лишено дукха. Вы всё так же будете упорствовать в утверждении что мирское счастье не дукха, и верить что это не еретическая идея?

Вообще у меня стойкое чувство, что весь сыр бор в теме из-за недопонимания, как и всегда зачастую. Дхамма это действительно путь к счастью, к счастью Ниббаны. Счастью оставления и бесстрастия. К счастью прекращения.

Скрытый текст
«И хотя кто-то может сказать: «Это [сфера ни восприятия, ни не-восприятия] высочайшее удовольствие, которое [только могут] переживать существа", я не соглашусь с ним в этом. Почему? Потому что есть другое удовольствие, более возвышенное и утончённое, нежели это.
И какое же, Ананда, это другое удовольствие, более возвышенное и утончённое, нежели это? Вот монах, с полным преодолением сферы ни восприятия, ни не-восприятия, входит и пребывает в прекращении восприятия и чувствования. Это другое удовольствие, более возвышенное и утончённое, нежели это».

(MN I 400, SN IV 228)

Это означает, что полное окончание всего является более «приятным» и желанным, чем даже блаженство наиболее возвышенных состояний самадхи. Другими словами, полное прекращение - выше и предпочтительнее, чем высочайшее блаженство, которое способен пережить человек."

"Окончательная ниббана" Брахмали Бхиккху

И если путь, к этому величайшему покою, проходит с меньшим количеством страданий - то это же просто замечательно! Но вот только всегда стоит памятовать о том, что всё приятное, радующее таит в себе опасность, различению которой обучал Учитель.

А(10):65 "Что такое страдание? Что такое счастье?" "Рождение это страдание. Не рождение это счастье"
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 948
Сообщения: 798
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 5

#320 Яреб » 01.02.2017, 12:35

Вопрос о том, учил ли Будда чему-то еще помимо обретения Освобождения, крайне важен еще и потому, что задает контекст абсолютно всех действий и слов самого Будды как совершенного освобожденного и учителя. Это контекст каждой сутты в Каноне! Мы можем не знать обстоятельств произнесения сутты, не понимать ее смысла, но единственное в чем мы можем быть уверены - это в контексте: в каждом случае Будда говорил лишь об одном и том же - о достижении полного и окончательного Освобождения, каждое его действие было только об этом. Вне единого контекста получается, что Будда был просто еще одним "продвинутым" эзотериком несовершенным в своем освобождении и наставлениях, а Канон - просто случайные местами несвязные заметки обо всем на свете от правильного выливания ночных горшков до абстрактных заумных размышлений или вообще полной бессмыслицы.
С надеждой вернуться эмигрировал на говнофорум.орг.ру
Яреб
Аватара
Откуда: Беларусь
Репутация: 328
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 04.10.2013
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 20 гостей