Olivin писал(а):А вообще то, прежде, чем рассуждать на тему о "счастье", неплохо бы определиться, что рассуждающий под этим понимает. Тогда, может, и не было бы повода спорить.
До сих пор как-то никто не смог дать определение этому слову.
Somanassa - удовольствие, счастье, радость. Sukha - приятность, кайф, радость, счастье.
Источник somanassa/sukha - sukha vedana: приятные ощущения, вызванные контактом 6 чувств (глаз, ухо, нос, язык, тело, ум) с приятными формами, звуками, запахами, вкусами, телесными ощущениями, мыслями.
Стандартные примеры:
а) глаз видит женские формы, манящие, привлекательные, соблазнительные; тело имеет с ними чувственный контакт, приятный, экстатичный -> появляется kaya sukha vedana (телесный кайф) -> приходит somanassa/sukha.
б) глаз видит привлекательную, деликатесную, любимую пищу, нос ощущает привлекательный, манящий запах, язык вступает в контакт с этой пищей, ощущается вкус, прекрасный, утонченный, дающий наслаждение -> появляется kaya sukha vedana -> приходит somanassa/sukha.
в) ухо слышит мелодию, приятную, радующую, вызывающую восторг и наслаждение -> появляется kaya sukha vedana (телесный восторг) + cita sukha vedana (ментальный кайф) -> приходит somanassa/sukha.
г) ухо слышит похвалу -> в уме появляются приятные мысли, повышающие самомнение (cita sukha vedana) -> приходит somanassa/sukha.
д) человек выполнил сложную задачу -> в уме появляются приятные мысли, повышающие самомнение и мысли, связанные с удовлетворенностью от выполненной задачи (cita sukha vedana) -> приходит somanassa/sukha.
е) человек получил новые знания в какой либо области -> в уме появляются приятные мысли, повышающие самомнение и мысли, связанные с удовлетворенностью от достижения новых высот (cita sukha vedana) -> приходит somanassa/sukha.
и т.д. и т.п.
Все это мирское счастье - sāsavasukhañca.
А что же такое высшее, духовное, надмирское счастье - anāsavasukhañca?
Это три вида счастья, вызванные освобождением:
1. Это когда ум выходит за пределы чувственной сферы, достигая первой джханы (счастье освобождения от чувственного [kama]).
2. Это когда ум выходит за пределы форм, достигая бесформенных сфер (счастье освобождения от форм).
3. Это когда ум достигает окончательного освобождения от трех обусловленностей: неведения, ненависти и жажды и десяти оков [ниббана] (счастье освобождения от всех обусловленностей, от становления, от дуккхи).