SV писал(а):
Ну а какое отношение "асуры, входящие в стебель" имеют к достижению ниббаны?
Может и имеют какое-то отношение. Кто знает? К достижению ниббаны может иметь отношение любая из частей модели, данных Буддой. Например рассказы о дэвах и асурах могут иметь прямое отношение к закреплению в умах учеников модели циклического времени. И имеют, собственно. Что мы знаем о дэвах и асурах? Что они всё время воюют, когда-то дэвы раздают асурам, когда-то наоборот. И всё по кругу снова и снова. Сансара
Очевидно, полезнее если последователь Дхаммы будет держать в уме идею о циклических войнах дэвов с асурами чем если в его уме поселится идея об эксплуатации, пролетариате, буржуазии, формациях, и (прости, Брахма) невыплаченной прибавленной стоимости. Вредная идея, мало того, что надуманная, так ещё и усиливающая концепт линейного времени.
SV писал(а):Если содержится в суттах эта до-буддийская притча, то тут, очевидно, может быть только два объяснения "почему". Первое - эпизодическое включение любых мифов на эту тему из не-буддийских источников в течение 200 лет после 1 собора, когда канон ещё не закрылся окончательно (мотив? ну, например, разнообразить скудную мифологию, о которой Будда говорить толком не хотел, но народ требовал (эти вещи ведь, как известно, самые интересные для масс, а остальное - сухая скукота). Второе - притча была включена исключительно по педагогическим соображениям, чтобы с её помощью раскрыть очередной аспект практики Пути. Такие тексты часто встречаются в каноне в виде метафор (правда потом многие из них, примерно во времена 3 собора, переделали в Джатаки и наделили "реальным" смыслом - хотя в суттах 100% был смысл образный, просто как пример, метафора).
А может обе эти причины вместе. А может ещё третья причина. И все три причины вместе. Я за то, что все три причины вместе. Или иными словами - что рассказ "правильный", законно входит в Никаи, его не зря учили наизусть бхиккху прошлых поколений в течение тысячелетий, и нам тоже следует его внимательно читать и сохранять в памяти.