Уединение

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 1

#1 Maksim Furin » 12.12.2016, 00:46

Валерий писал(а): Жить в квартирах, в городах, среди шума, людей - это не та практика, которая подходит мне. Даже в монастыре я чувствую себя не совсем неуютно. Мне лес, горы ближе; отшельничество, уединение...

Вот собственно хотелось спросить уважаемых участников форума о том, как вы относитесь и как относился Будда к такому явлению как склонность к уединению у мирян? У меня вот есть традиция зимой уезжать в село и там аутировать предаваться одиночеству\вырезать всякое непотребство на дереве\бродить по лесам\читать и т.д. Вот в скором времени очередной такой "заезд". И на этот раз есть желание сделать его более продуктивным и полезным чем ранее, а именно: хочу научиться некоторым навыкам и попытаться в умеренную по активности практику памятования и сосредоточения. Что бы вы в связи с этим бы посоветовали? Просто поэтапно сатипаттхану практиковать? Немного ходячей медитации после приема пищи и небольшие, 15 минутные, сессии анапанасати (или лучше с метты начать?) Или это уже избыточно для начала? Или может лучше с утренней декламации и практики метты а уж после прикручивать дополнительные практики? И как быть с тем что нравственность ещё храмает? Благую речь то не попрактикуешь в глуши да одиночестве, как и щедрость то. Ведь не благая привычка не сдерживается и устраняется а попросту лишается объекта\условий для проявления и уходит в скрытую форму. Или вообще забить на все эти заморочки и поступать по собственному наитию? Просто хочется что бы от этого толк был и укоренении в учении а не бездумное хватание за всё и сразу и нетерпеливое бросание. Что бы по приезду в город (вот бы он вообще не наступил) я хоть бы одну какую благую привычку приобрёл и сохранил. Сбалансировать практику собираюсь ручным трудом и обучением инглишу (и если получиться то ещё вырезать мурти Будды и лавочку для медитации сделать - то будет топ вообще :lol: ). Жду ваших наставлений мудрых.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 947
Сообщения: 793
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#2 Топпер » 12.12.2016, 01:03

Maksim Furin писал(а):Вот собственно хотелось спросить уважаемых участников форума о том, как вы относитесь и как относился Будда к такому явлению как склонность к уединению у мирян? .
Если человек готов - уединение полезно. В то же время неготовых монахов Будда не отправлял в леса
Топпер

  • 2

#3 Antaradhana » 12.12.2016, 06:39

Топпер писал(а):Если человек готов - уединение полезно. В то же время неготовых монахов Будда не отправлял в леса

Все так уединение в квартире, на даче, в деревне, не то же самое, что уединение в тропическом лесу Индии.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#4 Топпер » 12.12.2016, 09:00

Antaradhana писал(а):Все так уединение в квартире, на даче, в деревне, не то же самое, что уединение в тропическом лесу Индии.
По степени опасности - да. А вот по эффективности - не знаю.
Топпер

  • 1

#5 masterjack » 12.12.2016, 10:48

Написать на бумаге график-режим и строго его придерживаться.
Составить с учетом всех вещей котопые хочеццо делать.
(поспать, почитать, поесть, прибраться, ванна-душ, магазин и т.п.)
Разного скачать и читать (конечно же Тхеравадийскую литературу ;).
Сидеть и наблюдать. Ходить и наблюдать. На стену смотреть :)
Я за практику сидячего наблюдения за умом.за тренировку усидчивости и возвращения ума к объекту памятования.
Лично мне в прошлом помогали после, некоторого времени посидения и успокоения тела-ума, визуализация-и-представление сцен в которых я испытываю злость-негодование,
и выработка ровного и мирного реагирования в ситуации. тренировка ума в равностном восприятии.
Мозгу ведь без разницы реальность или сон ли, он воспринимает картинку, запускаются привычные реакции.
Так без возможности реального дергания дракона за хвост, можно научиться не бояться драконов.
Правда это стоит делать, если есть реальные проблемы со злобой и плохими намерениями.
имхо.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#6 Белов » 12.12.2016, 13:23

Maksim Furin писал(а):Вот в скором времени очередной такой "заезд".
Есть же счастливые люди... :hz:
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1489
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 6

#7 Валерий » 12.12.2016, 13:45

Maksim Furin писал(а):Вот собственно хотелось спросить уважаемых участников форума о том, как вы относитесь и как относился Будда к такому явлению как склонность к уединению у мирян?

Вот что по этому поводу говорил Будда:

Благословенный сказал домохозяину Анатхапиндике [и мирянам]:
«Домохозяева, вы преподнесли одеяния, еду, жилища, лекарства и обеспечение для больных Сангхе монахов. Вам не следует довольствоваться лишь только этим, [думая]: «Мы преподнесли одеяния, еду, жилища, лекарства и обеспечение для больных Сангхе монахов». Поэтому, домохозяева, вот как вы должны тренировать себя: «Как мы можем время от времени входить и пребывать в восторге уединения?» Вот как вы должны тренировать себя»..

АН 5.176 и второй вариант перевода
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Валерий » 12.12.2016, 14:10

Топпер писал(а):Если человек готов - уединение полезно. В то же время неготовых монахов Будда не отправлял в леса

Бханте, позвольте мне немного Вас поправить: ТС говорил об уединении в доме, это совсем не то, жизнь в лесу :yes:
Уединение для мирян время от времени полезно (в предыдущем сообщении я привел текст сутты) и Будда его рекомендовал.
Под уединением в лесу, о котором говорится в суттах, подразумевается аскетическая практика āraññika дхутанга. Там есть множество условий, которые должны выполняться - прежде всего это жизнь в уединенном месте или лесном монастыре, расположенном на расстоянии от границы ближайшего населенного пункта более 2 километров (по сегодняшним мерам длины). Данная практика разрешена только при получение согласия Учителя. Для того, чтобы получить согласие Учителя нужно соответствовать высоким требованиям (4 фактора)- иначе это будет только вредить практике.
Аraññika дхутанга (жизнь в лесу) часто практикуется вместе с практиками abbhokāsika дхутанга (жизнь под открытым небом, без укрытия) и/или rukkhamūla дхутанга (жизнь под деревом).
Вообще, принятие таких практик должно быть естественной потребностью - это должно быть приятно, не вызывать усталости или угнетения. Если практика дхутанга идет "через силу", сопряжена с большими трудностями или требует приложения больших усилия, то тогда это не приносит пользу.
Практика уединения нужна прежде всего для того, чтобы было меньше отвлечений, меньше чувственных соблазнов и проще было очистить свой ум и совершенствовать свою внимательность и сосредоточение.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#9 SV » 12.12.2016, 14:13

Будда неготовым не рекомендовал любую интенсивную медитацию (в уединении, конечно же), а не только дхутангу. Об этом есть пара сутт. Причина запрета (точнее, не-рекомендации) - "снос крыши" из-за прекрасно всплывающих в медитации загрязнений и отсутствие уже развитых до "уединений" безмятежности/радости/счастья.
Последний раз редактировалось SV 12.12.2016, 14:15, всего редактировалось 1 раз.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14261
Сообщения: 5907
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Топпер » 12.12.2016, 14:13

Валерий писал(а):Бханте, позвольте мне немного Вас поправить: ТС говорил об уединении в доме, это совсем не то, жизнь в лесу :yes:
.
Согласен.
Топпер

  • 1

#11 Maksim Furin » 12.12.2016, 14:19

Топпер писал(а):Если человек готов - уединение полезно
Ну тяга к такому вот "интровертизму" у меня довольно часто возникает. Чего уж и говорить про то, что пожив в мегаполисах (сам родом из маленького городка) и приобретя интерес к учению Будды - желание оказаться в деревне усилилось в разы. Не знаю сигнализирует ли это о готовности и актуально ли вообще мыслить в этой категории? Я же не монахам подражать хочу, а просто добавить побольше тишины, самодостаточности и тренировки.
В лесах индии не был, и не думаю что смог бы в них жить. Вон одна знакомая поехала недавно. Постит в сети фотки змей, крыс и инфу о том, что подхватила какую-то болячку, очень уж скверного характера. Так что я лучше в баньке попарюсь да в хвойном лесу, заснеженном, прогуляюсь. :yes:

masterjack писал(а):Написать на бумаге график-режим и строго его придерживаться.
Так и собирался поступить. Спасибо за советы. Литературы тхеравадинской - читать не перечитать. :3 А вот на счёт практики "внутреннего стиля :smile: " - не знаю сработает ли на мне. Я когда один - прекрасно всё, но стоит мне попасть в плотные социальные взаимодействия и перипетии, то контроль слетает и я на автомате начинаю вляпываться в не благие состояния ума и застревать в привычном полусне и мороке каждодневных автоматизмов. Так что тут было бы здорово просто выработать привычку к трезвлению и ясности ума, что бы хоть толику этого умения сохранить при возвращению на "поле брани" где все драконы и вылезают.

Белов писал(а):Есть же счастливые люди
О это действительно спасение, хоть и временное. Правда замечаю что с каждым разом совершать такое длительное "залегание на дно" всё труднее. Всё больше всякой чепухи хватающей тебя за руки и говорящей "а как же мы тут без тебя", "и какая от этого польза будет?", "а деньги ты то все спустишь а после где их найдёшь, ммм?", "А ты ко мне будешь приезжать хоть раз в недельку?"и т.д и т.п.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 947
Сообщения: 793
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#12 masterjack » 12.12.2016, 14:45

Maksim Furin писал(а):но стоит мне попасть в плотные социальные взаимодействия и перипетии, то контроль слетает и я на автомате начинаю вляпываться в не благие состояния ума
можно вспоминать эти ситуации максимально ярко, дополнять их образами, которые больше всего раздражают.
и наблюдать как внутри возникают эмоции, ощущения, как начинает формироваться желание "дать в нос" и т.д.
не знаю другого менее безопасного способа.
ну и главное не переборщить.
ставить будильник на 15 минут и после этого прекращать мыслить и вставать ходить.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 7

#13 Валерий » 12.12.2016, 14:53

Maksim Furin писал(а):Вот в скором времени очередной такой "заезд". И на этот раз есть желание сделать его более продуктивным и полезным чем ранее, а именно: хочу научиться некоторым навыкам и попытаться в умеренную по активности практику памятования и сосредоточения. Что бы вы в связи с этим бы посоветовали? Просто поэтапно сатипаттхану практиковать?
Maksim Furin писал(а):Или это уже избыточно для начала? Или может лучше с утренней декламации и практики метты а уж после прикручивать дополнительные практики? И как быть с тем что нравственность ещё храмает? Благую речь то не попрактикуешь в глуши да одиночестве, как и щедрость то. Ведь не благая привычка не сдерживается и устраняется а попросту лишается объекта\условий для проявления и уходит в скрытую форму.

Я думаю, что нужно начинать с самого начала - с практики Sila (нравственности). В практику Sila входит например:
Принятие предписаний для мирян - 5, 8 или 10 предписаний.
Если Вы берете 8 или 10 предписаний, то вы в том числе отказываетесь от развлечений и зрелищ (просмотра развлекательных зрелищ, телевидения, развлекательных фильмов и видео, сидения в интернете и соц. сетях и т.д.) , от пения (в том числе от напевания песен, как вслух, так и "про себя", от прослушивания музыки), от танцев (в том числе от просмотра танцев).
Также нужно стараться быть нравственным не только физичечески контралируя свои действия, но и контролировать свои эмоции и мысли. При возникновении неблагих состояний ума (гнев, страсть, влечение, страх и т.п.) нужно применять искусные средства их нейтрализации (не найду сейчас сутту, где Будда их подробно описывал, может быть SV подскажет :yes: ). Например, если возник гнев, то вы начинаете замещать мысли о причинении кому-либо вреда доброжелательными мыслями. Или начинаете практиковать метту.

Охрана дверей чувств (это тоже относится к Sila) -
«Мы будем охранять двери наших органов чувств. Увидев форму глазом, мы не будем цепляться за её черты и детали. Поскольку, если мы оставим качество глаза неохраняемым, плохие неблагие состояния сильного желания и подавленности могут наводнить нас – мы будем практиковать сдержанность в отношении этого, мы будем охранять качество глаза, мы будем предпринимать сдерживание качества глаза.
Услышав ухом звук…
Унюхав носом запах…
Различив языком вкус…
Ощутив осязаемые вещи телом…
Познав умственный объект умом, мы не будем цепляться за его черты и детали. Поскольку, если мы оставим качество ума неохраняемым, плохие неблагие состояния сильного желания и подавленности могут наводнить нас – мы будем практиковать сдержанность в отношении этого, мы будем охранять качество ума, мы будем предпринимать сдерживание качества ума».
(МН 39) и вот здесь подробнее
Среди мирской суеты сложно выполнять эту практику, а вот в уединении - будет намного проще.
Поверьте, даже это казалось бы простая и начальная практика, дает очень мощные результаты, если выполняется правильно.

Думаю, что стоит уделять основное внимание нравственности (и в уединении можно прекрасно практиковать Sila - контролируя свои действия, эмоции и мысли), ну и можно пару сессий в день практиковать например анапанасати для успокоения ума, не забывать принимать прибежище в Трех Драгоценностях, ну и декламации конечно полезно читать :yes: Без развитой нравственности - никуда))
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#14 Ringelblume » 12.12.2016, 15:06

masterjack писал(а):можно вспоминать эти ситуации максимально ярко, дополнять их образами, которые больше всего раздражают.
и наблюдать как внутри возникают эмоции, ощущения, как начинает формироваться желание "дать в нос" и т.д.
не знаю другого менее безопасного способа.
ну и главное не переборщить.
ставить будильник на 15 минут и после этого прекращать мыслить и вставать ходить.

Вы не уточнили только, что к буддийской работке с сознанием, подобные ,,психоделы,, отношения не имеют. :lol:
Ringelblume
Репутация: 126
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

#15 masterjack » 12.12.2016, 15:15

Ringelblume писал(а):Вы не уточнили только, что к буддийской работке с сознанием, подобные ,,психоделы,, отношения не имеют.
неужели?
6) И какие загрязнения следует устранять уничтожением? Вот монах с правильным памятованием не терпит возникшую мысль о чувственных наслаждениях. Он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её, истребляет её.
С правильным памятованием он не терпит возникшую мысль о недоброжелательности…
С правильным памятованием он не терпит возникшую мысль о жестокости…
С правильным памятованием он не терпит возникших неблагих, неумелых умственных качеств. Он отбрасывает их, уничтожает их, рассеивает их, истребляет их. Неблагие, неумелые качества, такие как жажда или волнение, что могли бы возникнуть в нём – если бы он не уничтожал всего этого – в нём не возникают, по мере того как он это уничтожает. Это называется загрязнениями, которые следует устранять уничтожением.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Maksim Furin » 12.12.2016, 15:23

Валерий писал(а):нужно начинать с самого начала - с практики Sila
Согласен. Поэтому возьму 5 обетов. Мог бы взять и 8 конечно, но кушать один раз в день будет трудновато, да и музыку иногда послушать хочется. Так что не буду особо усердствовать.
Валерий писал(а):контролировать свои эмоции и мысли
На это и собирался направить основное внимание. Насколько я понимаю та сутта, о которой вы говорили это "Саббасава сутта".
Валерий писал(а):Поверьте, даже это казалось бы простая и начальная практика, дает очень мощные результаты, если выполняется правильно.
Охотно верю. И как раз хотел спросить за охрану дверей чувств. Как это конкретно делать? Пребывать в бдительности и предотвращать "цепляние" чувств за объекты? Не давать им как бы наводняться тягой и жаждой\отвращением к чему бы то ни было не давать разрастаться реакциям в уме и т.д? Я правильно понимаю а то мне не совсем ясна технология выполнения этого сдерживания.

Ну а в остальном декламации, небольшие сессии анапанасати и развитие метты перед сном. Думаю такое вот расписание для практики - достаточно хорошее для начала. Верно?
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 947
Сообщения: 793
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#17 Топпер » 12.12.2016, 16:33

Maksim Furin писал(а):Согласен. Поэтому возьму 5 обетов. Мог бы взять и 8 конечно, но кушать один раз в день будет трудновато, да и музыку иногда послушать хочется. Так что не буду особо усердствовать.
Восемь надо брать на Упосатхи, а не для повседневной жизни.
Топпер

  • 1

#18 Валерий » 12.12.2016, 16:57

Maksim Furin писал(а):На это и собирался направить основное внимание. Насколько я понимаю та сутта, о которой вы говорили это "Саббасава сутта".
Да-да, это она - замечательная сутта о работе с загрязнениями ума.

Maksim Furin писал(а):И как раз хотел спросить за охрану дверей чувств. Как это конкретно делать? Пребывать в бдительности и предотвращать "цепляние" чувств за объекты? Не давать им как бы наводняться тягой и жаждой\отвращением к чему бы то ни было не давать разрастаться реакциям в уме и т.д? Я правильно понимаю а то мне не совсем ясна технология выполнения этого сдерживания.

Мирянам практиковать глубокую и длительную практику охраны дверей чувств наверное не стоит. Достаточно просто контролировать свои органы чувств, не давая им "цепляться" к чувственным объектам, вызывающим влечение или отвращение. Приведу грубый пример: вы контролируете орган зрения и если у вас есть склонность к сексуальной страсти, в этом случае вы не даете себе засматриваться на привлекательных женщин, чтобы не возникло влечения.

Я могу немного рассказать, как это практикуется лесными монахами. Например охрана дверей зрения:
Монах должен смотреть только под ноги, не дальше чем на 2 метра перед собой. Соответственно нельзя рассматривать окружающие пейзажи и т.п. за исключением случаев, когда нужно посмотреть, не грозит ли какая-либо опасность. Головой вертеть нельзя - если хочется посмотреть назад или в сторону, то нужно повернуться всем телом, это называется "слоновий взгляд", так собственно смотрел Будда.
При появлении в пределах зрения какого-либо объекта, его не нужно рассматривать, не нужно рассматривать его черты и детали, просто достаточно отметить, что орган зрения соприкоснулся с видимым объектом.
Аналогично со всеми остальными органами чувств, включая умственные объекты.
Для мирян, как вы понимаете, такая практика не подойдет. Следует понимать, что если такая практика выполняется серьезно и долго, то это вызывает сенсорную депривацию. Даже далеко не все монахи могут это выдержать. Там много интересного начинает происходить - возрастает чувствительность ума, на первом этапе ум начинает искать себе развлечения (возникают различные идеи, желание что-то сделать и т.п.), тонкие умственные загрязнения начинают выходить на поверхность и становятся заметны, могут возникнуть депрессии, эмоциональная нестабильность и проч. Монахи практикуют под руководством Учителя, поэтому при необходимости Учитель помогает, корректирует практику. А вот мирянину, практикующему в одиночестве это может принести даже вред. Поэтому без фанатизма :yes:

Топпер писал(а):Восемь надо брать на Упосатхи, а не для повседневной жизни.

Бханте, не соглашусь -при желании, в период уединения, мирянин может брать 8 или 10 обетов. Например, миряне, когда приезжали жить на некоторое время в наш монастырь, то они должны были придерживаться 8 или 10 предписаний.
А в повседневной жизни, наверное для большинства достаточно 5 обетов.

Maksim Furin писал(а):Ну а в остальном декламации, небольшие сессии анапанасати и развитие метты перед сном. Думаю такое вот расписание для практики - достаточно хорошее для начала. Верно?

Для начала - более чем достаточно :yes:
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#19 Ringelblume » 12.12.2016, 17:55

masterjack писал(а):неужели?


В преведенном Вами тексте нет и намека на прокручивании в сознании вымышленных или произошедьших на самом деле историй и ситуаций, приукрашение или усиливание ситуаций в воображении.
Буддийские практики с сознанием направленны исключительно на настоящий момент. Все три последних составляющих восмеричного пути. А то что Вы предложили- это, скорее, какая то разновидность чод. :lol:
Ringelblume
Репутация: 126
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#20 Antaradhana » 12.12.2016, 18:16

Для мирян, по моему, лучшее уединение в наше время - это обычная городская квартира + летом природа, дача.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей