Страница 1 из 3

Кем был Будда по специальности?

Сообщение #1Добавлено: 12.02.2017, 21:23
Ericsson
:smile: Много раз была мысль начать эту тему. По моему, есть некоторые важные вещи в нашей Прекрасной Дхамме, которые станут понятнее, если разобрать этот аспект, взглянуть из этой перспективы. Надеюсь обсуждение принесет пользу.

По профессии Будда, Отец наш, был военный.

Он был принцем, из семьи кхаттиев, в то время, когда в Индии шли постоянные междуусобные войны между раджами.

Не удивительно, что в Суттах так часто встречаются примеры, метафоры и пояснения, включающие военную терминологию, военное дело. Чаще, чем примеры из других сфер жизни.

О Будде говорят как о победителе войска Мары.

Огромная драгоценность учений Будды, среди прочего, в том, что они прозрачны, однозначны, едины. Сам язык Будды предельно ясный, в нем нет ничего лишнего, терминология определена, пояснения четкие, не допускают разночений, даже когда речь идет об очень сложных темах. Это язык военных. Особенность воинской культуры и языка во все времена. Будда передает конкретное знание, с конкретными целями. Это как обучение солдата. которому предстоит идти в бой.

В структуре Сангхи тоже немало милитарных примет. Субординация, точность уставов, строгость в вопросах внешней формы, идея дисциплины, пронизывающая всё, и так далее. Нежелание Будды создавать женскую Сангху, его отрицательное мнение об этом....

Понятно уже к чему я веду? :smile:

Армия существует и сражается не за себя, а с целью защиты страны и мирного населения.

Понятна модель, согласно которой функции между военными и мирным населением разделяются. Военные воюют, а мирные жители их поддерживают. И так везде и всегда было. Чтобы солдаты и офицеры не отвлекались от выполнения своей главной задачи. И в случае Сангхи тоже, если проследить по Суттам, дела обстоят похожим образом. Модель применима, она и была заложена в основу изначально.

С учетом сказанного, надеюсь более понятна мысль о том, что у мирян и бхиккху разные цели. У мирян законная цель - счастье, благодаря прибежищу в Будде, Сангхе и Дхамме, как об этом Будда и говорил. Это нормально. Военные потому и рискуют жизнью в бою, ради счастья, нормальной мирной жизни сограждан. У бхиккху цель победа. :smile:

Мы в обычной реальности четко видим эти границы. У военных свой отдельный мир, в который штатских не зовут "на экскурсию". А потому что как и в любом деле, есть своя специфика.

В подготовке военных есть особенности. Солдат должен быть готов идти в бой, где его будут пытаться убить, где ему придется убивать, пройти через разные ужасы. Выжить в этой экстремальной ситуации и победить. Если солдат отрабатывает приемы обращения с оружием, то это не что-то отдельное, это часть общей картины. Вот солдат прицеливается, стреляет, снова и снова отрабатывая движение, доводя до автоматизма. Мирные жители, наблюдая со стороны, могут подумать что смысл в этом, в стрельбе. Но смысл же в победе. Мастерство боя состоит из многих элементов. Все они сводятся в единую систему, её предназначение вести к победе в войне.

Далеко не всегда бывает мудрой идея, приходящая в головы некоторым мирным гражданам. Выбрать какие-то элементы боевой подготовки и сделать их частью своей жизни, например выбрать что-то особенно экстремальное и впечатляющее. Чтобы и самому впечатлиться и приятели чтобы оценили, скажут: "он крутоой...". Эти нормальные и естественные элементы боевой подготовки при переносе в мирную жизнь могут оказаться несколько .. неуместными.

Но и с Дхаммой так же. Есть разделы учения, которые неплохо знать, но далеко не факт что их имеет смысл активно применять в обычной жизни. Многие увлекаются военной техникой издалека, интересно глянуть документальный фильм о новинках истребительной авиации. А вот идея прикупить где-то ракету воздух-воздух и спрятать в гараже, ради крутизны - вряд ли мудрый ход.

:thanks: Давайте честно постараемся сохранить правильную атмосферу :thanks:

Сообщение #2Добавлено: 12.02.2017, 22:23
masterjack
Будда был Учителем.
Он не занимался муштрой.
А излагал предмет.
И как у любого Учителя у него были двоешники, троешники, хорошисты и отличники.
Так что давайте честно сохраним правильную атмосферу.

Сообщение #3Добавлено: 12.02.2017, 22:39
Dimitry
Кшатрии это не только собственно воины,это и управленцы и чиновники. Скорее Сиддхартха Благословенный относился к подразделу кшатриев в виде управленца.

Сообщение #4Добавлено: 12.02.2017, 23:24
Ericsson
masterjack писал(а):Будда был Учителем.
Он не занимался муштрой.

Будда был великим полководцем. Сильнее и храбрее чем царь дэвов Сакка, а Сакка это Индра, известный также как Могучий, Тысячеглазый, Крушитель Твердынь и так далее.. Так вот Будда всё равно сильнее и искуснее как военначальник, именно поэтому Будда смог обратить в бегство воинство Мары.

Сообщение #5Добавлено: 12.02.2017, 23:38
ae
Это царевич Сиддхаттха был кхаттием и победил полчища Мары (интересно перечитать первый пост, учитывая это обстоятельство), а Будда был проводником, учителем и ещё доктором на полставки.

Сообщение #6Добавлено: 12.02.2017, 23:45
masterjack
Ericsson писал(а):Будда был великим полководцем. Сильнее и храбрее чем царь дэвов Сакка
вот цитата из вами же приведенной сутты:
Если, отправившись в лес или к подножью дерева или в пустую хижину, в вас возникнет трепет или страх, то в этом случае вам следует памятовать обо мне так: «В самом деле, Благословенный – достойный, всецело просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный». Если вы будете памятовать обо мне так, то всяческий трепет или страх в вас будет отброшен.
...
Если вы не сможете памятовать о Дхамме, тогда вам следует памятовать о Сангхе: «Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира». Если вы будете памятовать о Сангхе так, то всяческий трепет или страх в вас будет отброшен.

Сообщение #7Добавлено: 13.02.2017, 00:00
Ericsson
ae писал(а):Это царевич Сиддхаттха был кхаттием и победил полчища Мары (интересно перечитать первый пост, учитывая это обстоятельство), а Будда был проводником, учителем и ещё доктором на полставки.

Специальность, приобретенная в юности, никуда не девается. Тем более если речь о семейном деле, о профессии, переданной по наследству. И нам в этом отношении очень повезло. Именно благодаря тому что Будда был военный, его учения такие четкие.

"Учитель" это не специальность (не было же у него дипломов педагогического учебного заведения, насколько я знаю), это скорее дело, за которое Будда взялся ради обитателей мира, по просьбе Брахмы.

"Доктор" это характеристика, связанная с результатами его деятельности, данная им Дхамма способна вылечивать людей и весь мир. Потому и врач. :smile:

Сообщение #8Добавлено: 13.02.2017, 00:20
masterjack
Ericsson писал(а):"Учитель" это не специальность (не было же у него дипломов педагогического учебного заведения, насколько я знаю)
т.е. военный билет у него был ?
Ericsson писал(а):"Доктор" это характеристика, связанная с результатами его деятельности, данная им Дхамма способна вылечивать людей и весь мир.
Не способна, так же как рецепт, выписанный врачом, не способен вылечить больного.

Сообщение #9Добавлено: 13.02.2017, 00:26
ae
Ericsson писал(а):Специальность, приобретенная в юности, никуда не девается.
А отчего только в последней юности? Будда много чего помнил, он и брахманом бывал, и золотым гусем, например. Стоит ли рассуждать, что его наставления драгоценны как золотые перья?
(не было же у него дипломов педагогического учебного заведения, насколько я знаю)
Так и военного билета не было. Он 45 лет учил, ветеранище труда! А воевал сколько?
"Доктор" это характеристика, связанная с результатами его деятельности, данная им Дхамма способна вылечивать людей и весь мир. Потому и врач. :smile:
Так съешьте же пилюлю. :doctor:
по ссылке Тикиччхака сутта: Врачи АН 10.108

Сообщение #10Добавлено: 13.02.2017, 00:36
Antaradhana
До пробуждения, Готама, принадлежал к высшей знати, был принцем, изнеженным роскошью. У него не было никакой профессии, а его занятиями были лишь развлечения и наслаждения. А примеры Будда приводит совершенно из разных областей жизни своего времени.

Сообщение #11Добавлено: 13.02.2017, 00:40
Ericsson
ae писал(а):А отчего только в последней юности? Будда много чего помнил, он и брахманом бывал, и золотым гусем, например. Стоит ли рассуждать, что его наставления драгоценные как золотые перья?

Способность помнить прошлые жизни это сверхчеловеческое умение, полученное как следствие победы ....над Марой. :smile: Кто побеждает Мару, тот завоевывает ценные трофеи.

ae писал(а):Так и военного билета не было. Он 45 лет учил, ветеранище труда! А воевал сколько?

Конечно Будда был учителем, Учителем дэвов и людей, с этим никто не спорит.

Сообщение #12Добавлено: 13.02.2017, 00:51
masterjack
Ericsson писал(а):Способность помнить прошлые жизни это сверхчеловеческое умение, полученное как следствие победы ....над Марой. Кто побеждает Мару, тот завоевывает ценные трофеи.
статья на сайте http://www.theravada.ru/
Сверхспособности
пали: абхиннья | abhiññā

Шесть сверхспособностей представляют собой силы / знания / способности, которые могут быть развиты посредством практики сосредоточения ума. Пять из них являются мирскими сверхспособностями, и одна – сверхмирской, которая достижима посредством глубокого прозрения и которая выражается в получении прямого знания уничтожения загрязнений ума.

Сверхспособности таковы:

1. Психические силы – иддхи-видха (в буддийской литературе также известные как иддхи, сиддхи, риддхи)
2. Божественное ухо – дибба-сота
3. Прямое знание умов других существ – чето-парийя-ньяна
4. Память прошлых жизней – пуббе-нивасануссати
5. Божественный глаз – дибба-чаккху
6. Уничтожение загрязнений ума – асаваккхайя

Сообщение #13Добавлено: 13.02.2017, 01:02
Ericsson
Antaradhana писал(а):До пробуждения, Готама, принадлежал к высшей знати, был принцем,

Это фактически определяет его с точки зрения профессии. В той социальной структуре дети наследовали специальность отцов. Сын военного это военный. Достаточное условие для присвоения статуса. Но это только одно условие. Другое более важно - судьбой данный талант военначальника, который определили ещё астрологи сразу после рождения Сиддхарты.

Сообщение #14Добавлено: 13.02.2017, 01:08
masterjack
Ericsson писал(а):Это фактически определяет его с точки зрения профессии.
статья на википедии
Профессия
Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом[1]) — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Сообщение #15Добавлено: 13.02.2017, 01:46
Antaradhana
С чего бы ему военным быть? Конечно знатные люди, наверняка в молодости учились стрельбе из лука, но не более того. Скорее всего жизнь Готамы, до ухода в лес, прошла в мирное время. По крайней мере, ни о каких войнах, и тем более о участии Готамы в них, нигде не упоминается. Ну а противостояние войску Мары - это не более чем метафора, означающая борьбу со своими страстями, омрачениями и невежеством.

Сообщение #16Добавлено: 13.02.2017, 02:12
Ericsson
Dimitry писал(а):Кшатрии это не только собственно воины,это и управленцы и чиновники. Скорее Сиддхартха Благословенный относился к подразделу кшатриев в виде управленца.

В более поздние эпохи да, выделились внутри сословия кшатриев разные подразделы. Но в период жизни Будды вся родовая аристократия была сообществом военных. Время междуусобных войн, а значит все взрослые здоровые мужчины из семьи раджи по определению воевали или готовились к войне. А в промежутках между основным занятием могли заниматься вопросами организации жизни на подконтрольной территории.

«Мастер Готама, какова цель кхаттиев? Каков их поиск? Какова их поддержка? К чему они стремятся? Какова их конечная цель?»
«Богатство, брахман, вот какова цель кхаттиев. Их поиск состоит в [поиске] мудрости. Их поддержка – это могущество. Они стремятся к [обладанию] территориями. Их конечная цель – владычество».

Сообщение #17Добавлено: 13.02.2017, 08:07
masterjack
Ericsson писал(а):«Мастер Готама, какова цель кхаттиев? Каков их поиск? Какова их поддержка? К чему они стремятся? Какова их конечная цель?»
«Богатство, брахман, вот какова цель кхаттиев. Их поиск состоит в [поиске] мудрости. Их поддержка – это могущество. Они стремятся к [обладанию] территориями. Их конечная цель – владычество».
Будда стремился к этим целям?
Будда реализовал эти цели?
Он стремился к обаданию территориями?
Если нет, то можно ли назвать его кшатрием?

Сообщение #18Добавлено: 13.02.2017, 09:17
Dz
Кем был Будда до момента реализации под деревом Бодхи абсолютно совершенно не важно.

Сообщение #19Добавлено: 13.02.2017, 10:09
Dimitry
Ericsson писал(а):Но в период жизни Будды вся родовая аристократия была сообществом военных. Время междуусобных войн, а значит все взрослые здоровые мужчины из семьи раджи по определению воевали или готовились к войне.
Да, принадлежал к варне кшатриев, но был не в числе военных воинов, а на административной должности. Поэтому и создал Сангху, потому что воин действует кратко и эффективно, разрушительно для врага, а управленец действует всю жизнь неторопливо созидая.

Сообщение #20Добавлено: 13.02.2017, 10:21
Frithegar
Dimitry писал(а):Кшатрии это не только собственно воины,это и управленцы и чиновники.

Цари вот тоже. Пока цари поддерживали буддизм в Индии - он там процветал. Как только перестали, он просто там исчез. Сейчас в Индии почти нет последователей буддийской традиции, как я понял. Мусульмане тоже приложили руку к этому

... В настоящее время к буддистам относятся 0,7 % индийцев