Топпер писал(а):Мне кажется, что такие вопросы нужно в комплексе рассматривать. В комплексе большого количества сутт.
По одной-двум цитатам нельзя строить полную систему.
Давайте шире рассмотрим.
В теме приветствуются знатоки Канона.Maksim Furin писал(а):Вот сижу и думаю, что же так раздражает в этой и подобной этой темам. Сам бы прочёл эту сутту и сказал: "Ну ок, всё вроде логично", и перелистнул бы страницу. Но приходит Ericsson, и говорит, что раз я в монахи не ушёл, то значит цель моя, не освобождение, а богатство, и начинается фредовщина какая-то с выявлением скрытых тенденций.
И вся эта брахманщина с делением на "касты".
Имхо есть большая мудрость в идее разделения на категории людей с разными ценностными картинами. И выявление "скрытых" тенденций порой необходимо там, где тенденции предварительно зачем-то "скрыли". Хотя и не было для этого необходимости.
Вот скажем в АН читаем:
[Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти два вида счастья. Какие два? (1) Счастье мирянина и (2) счастье того, кто оставил жизнь домохозяйскую ради бездомной. Таковы два вида счастья. Из этих двух видов счастья счастье того, кто оставил жизнь домохозяйскую ради бездомной, является высочайшим».Два вида счастья. Мне тут видится намек на то, что: "если ты живешь в миру, то и будь мирянином". Здесь тоже можно достичь счастья. Пусть и не того, какого может достичь бхиккху. Правильно? Но правильная жизнь мирянина это жизнь на основе Дхаммы. Соблюдая данные нам Буддой дисциплины ценностные ориентиры. Данные в Кхаттия сутте.
Поэтому подход вроде:
Maksim Furin писал(а):Может будем просто различать тактические цели и стратегические, и так внесём ясность? У меня тактических целей просто куча. Каждый день - целый список, чего нужно сделать: действия для поддержания тела, выполнения обязанностей перед домочадцами, работа\обучение, "садхана". А стратегическая цель - она одна. Освобождение.
- представляется спорным.
Давайте спросим себя, не будет ли ошибки в смешивании принципиально разных и разнонаправленных наборов ценностей в рамках одной (
насыщенной) жизни? А ведь здравый смысл подсказывает что да, вероятно тут ошибка. В народе не зря говорят (народ - мудрый
) - "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь".
И много таких сутт. Абхисанда сутта, Кхаттия сутта, АН 2.64... Они как мне представляется даны нам чтобы помочь в регулировании наших ценностных установок. И довольно-таки ясно вырисовывается такая картина, что не нужно домохозяевам нагружать себя лишним. Не полезно это. Но существует возможность домохозяину урегулировать свои ценности и устремления так, что Дхамма даст счастье.