Топпер писал(а): солипсизм то, что вы транслируете тут. Но это не буддийская позиция.
Солипсизм – это крайняя форма идеализма. Идеализм утверждает, что сознание первично, а внешний мир – вторичен. И еще солипсизм говорит, что внешнего мира не существует вообще, есть только сознание. Внешний мир – это полная иллюзия с точки зрения солипсизма. Что говорю я? – Я просто говорю, что любое событие, факт, вещь или процесс в пространстве для того чтобы стать существующим должен каким-то способом войти в контакт с сознанием. И что если такого контакта нет – то нет и самого этого процесса, вещи или события (что, кстати, утверждается чуть ли не в каждой второй сутте). Контакты бывают разные. Это либо непосредственное восприятие события через органы внешних чувств – вот, произошел где-то взрыв и кто-то видел его собственными глазами. Слышал ушами. Или же через какое-то время этот кто-то увидел про это событие в новостях. Или кто-то ему рассказал. Или через несколько десятилетий бабушка, будучи очевидицей каких-то событий рассказала про это внуку. Или в летописях через тысячи лет прочли, что произошел взрыв сверхновой и вот сейчас на небе это Крабовидная туманность… но если само событие или его отражение никак не вошло в контакт с сознанием, как оно может существовать?
То, что утверждаете вы, это, как я могу судить обычный научный материализм. Который утверждает, что бытие определяет сознание, что изначально материальный мир первичен и предсуществует всякому сознанию, а человек рождается в этом мире и постепенно развивается его сознание … и т.д. и т.п. – то чему всех нас постсоветских людей учили с детского сада, потом в школе, вузах и проч. Кстати, на этой основе есть еще и неправильное (с моей точки зрения опять-таки) представление об анаттавада или учении о «не-я». Очень часто то, как про него говорится смахивает на научный атеизм.
… На самом деле бытие и сознание взаимо определяют друг друга, насколько я могу об этом судить. Без бытия нет сознания, но и без сознания нет бытия. Каково сознание – таково и бытие. И наоборот, каково бытие – таково и сознание. Потому, что в конечном итоге и сознание и бытие - это нечто единое. … Только вот, что такое «сознание»? И что такое «бытие»? Дело в том, что вся западная философия так называемая исходит из философии восточной. И только в буддизме есть несколько школ (саунтрантики, мадхьямаки, йогачары и т.д.) которые смотрят на истину с какой-то определенной стороны. Но ни одна из них, насколько я знаю (может ошибаюсь), не утверждает, что мир и что-то вообще существует вне сознания. Само по себе. Это материализм. Даже нечто «самосуществующее» или «самбхава» должно войти в контакт с сознанием чтобы стать чем-то определенным для сознания. Потому, давайте присматриваться к древним источникам. Кто как сможет :)