Думал про это, если кому интересно – вот, кратко, что теперь придумалось: закон причин и следствий – это общий закон в природе, когда из причины рождается следствие. Но осмысление этого закона находится только в разуме человека. Из какой именно причины рождается какое определенное следствие. Потому, нельзя применять понятие «моральная ответственность» к быку или другому зверю, если он убьет человека. Нельзя предъявлять ему какие бы то ни было обвинения, выраженные в чем бы то ни было. Просто потому, что зверь не понимает абстрактных понятий того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Зверь не разумен. Эти понятия в каждом народе воспитываются примитивными изначальными религиозными нормами. Можно привести несколько примеров и увидеть, как в каждом народе изначально формировался разум:
(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей,
знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и
должен быть убит.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны
отрубить руку...
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны
выколоть ему глаз.
(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны
переломить ему кость.
Из законов вавилонского царя Хаммурапи
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm
Или вот, из Второзакония или последней книги Пятикнижия Моисея:
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",
7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, --
8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.
http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/rusbib05.htm
Из этих примеров видно, что должен и что не должен был делать человек, живущий по тем законам тогда. И вот, опыт прохождения через такие этапы, от самого низшего еще звериного состояния и до высших человеческих проявлений – это и есть, собственно «закон моральной ответственности».
Тем не менее, в истории европейских народов были отдельные случаи, когда животное хотели наказать как человека. Как где-то прочел, были случаи, когда в европейском городе свинью за то, что она убила ребенка, казнили на площади, одетой в человеческую одежду. Конечно же, из такого опыта свинья мало что смогла извлечь для своего будущего духовного развития. Что отразилось бы на её поведении и склонностях в следующем её свинском воплощении. Потому, что она не понимала суть происходящего как это понимал бы человек.
Тогда как человек, когда его наказывают за подобное преступление – он понимает причину этого наказания. Хоть, может и не быть согласен с приговором. Совокупность опыта, который накапливается где-то, тот опыт, который был получен вследствие ряда воплощений в человеческом теле – именно это и есть основа закона моральной ответственности. И этот опыт должен быть выражен в каких-то абстрактных понятиях, которые человек передает другому человеку, чтобы донести смысл.
В философии «ньяя» есть такое определение «источника знания»: «источник знания – это удовольствие и его причина; и это страдание – и его причина». Потому, закон моральной ответственности отличается просто от закона причин и следствий пониманием, осознанием причины удовольствия и страдания. С каждым разом всё более и более совершенно.
Буддизм довел это основное свойство человеческого ума познавать и понимать до сложнейших проявлений. Потому, за буддизмом будущее.