Учение Будды, стоики и то что по духу созвучно

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 3

#1 Maksim Furin » 10.09.2017, 18:55

Недавно, во время поисков той пищи для размышления которая бы помогла мне разрешить мои заморочки, натолкнулся на работы стоиков и был приятно удивлён. Многие мыли этих философов просто таки один в один по духу с учением Будды. Это конечно не Дхамма во всей ей целостности и красоте но лично для себя я нашёл очень полезным такое чтение. Поэтому хочу поделиться с вами некоторыми выдержками из тех работ что успел прочесть и призываю вас так же указывать на те зёрна дхаммы в других учениях и философских системах которые бы служили укреплению веры и утверждению ума в благом.

1. Марк Аврелий "Наедине с собой. Размышления"

Скрытый текст
Что бы я ни был такое - все это плоть, дыханье и ведущее. Брось книги, не дергайся - не дано. Нет, как если бы ты уже умирал, пренебреги плотью; она грязь, кости, кровянистая ткань, сплетение жил, вен, протоков. Посмотри и на дыханье: что оно такое? дуновение, да и не постоянное, а то изрыгаемое, то заглатываемое вновь. Ну а третье - ведущее. Так сообрази вот что: ты уже стар; не позволяй ему и дальше рабствовать и дальше дергаться в необщественных устремлениях, а перед судьбой и дальше томиться настоящим или погружаться в грядущее.

...те, кто не осознает движений собственной души, на злосчастие обречены.

...тот же, кто погрешает из вожделения, сдавшись наслаждению, представляется как бы более распущенным и вместе расслабленным в своих погрешениях.

Поступать во всем, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.

Как быстро все исчезает, из мира - само телесное, из вечности - память о нем; и каково все чувственное, в особенности то, что приманивает наслаждением или пугает болью, о чем в ослеплении кричит толпа. Как это убого и презренно, смутно и тленно, мертво! Разумной силе - усмотреть, что такое они, чьи признания и голоса (несут) славу? И что такое умереть? И как, если рассмотреть это само по себе и разбить делением
мысли то, что сопредставляемо с нею, разум не признает в смерти ничего кроме дела природы. Если же кто боится дела природы, он - ребенок. А тут не только дело природы, но еще и полезное ей. Как прикасается человек к богу и какой своей частью, и в каком тогда состоянии эта доля человека.

Нет ничего более жалкого, чем тот, кто все обойдет по кругу, кто обыщет, по слову поэта. "все под землею" и обследует с пристрастием души ближних, не понимая, что довольно ему быть при внутреннем своем гении и ему служить искренно. А служить - значит блюсти его чистым от страстей, от произвола, от негодования на что-либо, исходящее от богов или людей. Ибо то, что от богов, своим превосходством вселяет трепет, а что от людей -- по-родственному мило. Ведь иной раз и жалко их за неведение того, что добро и что зло. Ибо этот недуг ничуть не лучше того, из-за которого лишаются способности различать черное и белое.

...ожидает смерти в кротости разумения, видя в ней не что иное, как распад первостихий, из которых составляется всякое живое существо. Ведь если для самих первостихий ничего страшного в том, чтобы вечно превращаться во что-то другое, для чего тогда нам коситься на превращение и распад всего? Оно же по природе, а что по природе - не зло.

Не заблуждайся доле; не будешь ты читать своих заметок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые ты откладывал себе на старость. Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе -если есть тебе дело до самого себя - помогай, как можешь.

Но ты же видел, как быстро забывается все, как зияет вечность, бесконечная в обе стороны, как пуст этот звон, как переменчиво и непредсказуемо то, что мнится зависящим от нас, также и узость места, которым все это ограничено. Ведь и вся-то земля - точка, а уж какой закоулок это вот селенье, и опять же - сколько их, кто восхваляет и каковы. Вот и помни на будущее об уединении в этой твоей ограде: прежде всего не дергайся, не напрягайся -- будь свободен и смотри на вещи как мужчина, человек, гражданин, как существо смертное. И пусть прямо под рукой будет у тебя двойственное, на что можно быстро бросить взгляд. Одно - что вещи души не касаются и стоят недвижно вне ее, а досаждает только внутреннее признание. И второе: все, что ни видишь, скоро подвергнется превращению и больше не будет - постоянно помышляй, скольких превращений ты и сам уже был свидетель. Мир -- изменение, жизнь - признание.

Жить не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно - стань хорош.

...в большей части того, что мы говорим и делаем, необходимости нет, так что если отрезать все это, станешь много свободнее и невозмутимее. Вот отчего надо напоминать себе всякий раз: "Да точно ли это необходимо?" И не только действия надо урезать, когда они не необходимы, но и представления - тогда не последуют за ними и действия сопутствующие.

Созерцай непрестанно, как все становящееся становится в превращениях, и привыкай сознавать, что природа целого ничего не любит так, как превращать сущее, производя молодое, подобное старому. Ибо некоторым образом все сущее есть семя будущего, ты же думаешь, семя - то, что падает в землю или в лоно - очень уж по-обывательски это.

Умрешь вот, так и не сделавшись ни цельным, ни безмятежным, ни чуждым подозрений, будто может прийти к тебе вред извне; так и не сделавшись ко всем мягок, не положив себе, что разум единственно в том, чтобы поступать справедливо.

До чего же просто оттолкнуть и стереть всевозможные докучливые или неподходящие представления и тут же оказаться во всевозможной тишине.

Помышляй почаще о той быстроте, с которой проносится и уходит все, что существует или становится. Ибо и естество, подобно реке, в непрерывном течении, и действия в постоянных превращениях, и причины в тысячах разворотов; даже и то, что близко, ничуть не устойчиво, а беспредельность как прошлого, так и будущего - зияние, в котором все исчезает. Ну не глуп ли тот, кто при всем том надувается или дергается или вопит, словно велик этот срок и надолго эта досада.

Как представлять себе насчет подливы или другой пищи такого рода, что это рыбий труп, а то - труп птицы или свиньи; а что Фалернское, опять же, виноградная жижа, а тога, окаймленная пурпуром, -- овечьи волосья, вымазанные в крови ракушки; при совокуплении -- трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием. Вот каковы представления, когда они метят прямо в вещи и проходят их насквозь, чтобы усматривалось, что они такое, -- так надо делать и в отношении жизни в целом, и там, где вещи представляются такими уж преубедительными, обнажать и разглядывать их невзрачность и устранять предания, в какие они рядятся. Ибо страшно это нелепое ослепление, и как раз когда кажется тебе, что ты чем-то особенно важным занят, тут-то и оказываешься под сильнейшим обаянием.

Отрезвись и окликни себя, и снова проснувшись сообрази, что это сны мучили тебя; и бодрствуя, гляди на это, как ты глядел на то.

Пусть будущее не смущает, ты к нему придешь, если надо будет, с тем самым разумом, который теперь у тебя для настоящего.

Недалеко забвение: у тебя - обо всем и у всего - о тебе.

Любить и тех, кто промахнулся, - это свойственно человеку. А это получится, если учтешь и то, что все -- родные, заблуждаются в неведении и против своей воли, и что вы скоро умрете оба.

Совершенство характера -- это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

Что умерло, вне мира не выпадает. А если здесь остается, то и превращается здесь же, и распадается на собственные первостихии - мировые и твои. Они тоже превращаются - и не скулят.

Если тебя печалит что-нибудь внешнее, то не оно тебе досаждает, а твое о нем суждение. Но стереть его от тебя же зависит. Ну а если печалит что-нибудь в твоем душевном складе, кто воспрепятствует тому, чтобы ты исправил основоположение? Если же ты все-таки опечален, не делая того, что представляется тебе здравым, не лучше ли делать, чем печалиться?

Не говори себе ничего сверх того, что сообщают первоначальные представления. Сообщается, что такой-то бранит тебя. Это сообщается, а что тебе вред от этого, не сообщается. Вижу, что болен ребенок. Вижу; а что он в опасности, не вижу. Вот так и оставайся при первых представлениях, ничего от себя не договаривай, и ничего тебе не деется. А еще лучше договаривай, как тебе все знакомо, что случается в мире.

Стереть представление; устремление остановить; погасить желание; ведущее замкнуть в себе.

Все в превращении, и сам ты в вечном изменении, и в каком-нибудь отношении да гибнешь. И весь мир так.

Паук изловил муху и горд, другой кто - зайца, третий выловил мережей сардину, четвертый, скажем, вепря, еще кто-то медведей, иной - сарматов. А не насильники ли они все, если разобрать их основоположения?

Останавливаясь на всяком предмете, понимать, что он уже распадается, превращается и находится как бы в гниении и рассеянии; или, как всякая вещь, родится, чтобы умирать.

...не забывай спешить к составляющим, а выделив их, приходить к пренебрежению. Это же переноси на жизнь вообще.

И пусть в гневе будет под рукой, что не в гневе мужественность и что быть тихим и нестроптивым - более человечно и по-мужески; и что у такого сила, крепость и мужество, а не у того, кто сетует и недоволен. Ибо сколько это ближе к нестрастию, столько же к силе. И как печаль - у слабого, так и гнев, потому что оба поранены и сдаются.

Все, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сей час твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.

Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать? устремляться? вырасти? и вновь перестать? разговаривать? раздумывать? Что тебе тут кажется достойным грусти, чтобы тосковать о нем?

Вот покроет нас всех земля, а там уж ее превращение, затем опять беспредельно будет превращаться, а потом снова беспредельно. Пренебрежет всем смертным тот, кто осознает приливы этих перемен и быстроту превращений.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 794
Сообщения: 663
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 3

#2 Искатель » 11.09.2017, 02:04

Я к Дхамме пришёл после книг Кастанеды. Очень плотно изучил творчество этого человека, что-то практиковал (без фанатизма, с осторожностью) и достиг некоторых результатов (в принципе, не очень значительных, но всё же). И как тот, кто неоднократно перечитывал данные книги, скажу, что если Кастанеда всё это действительно выдумал, то он как минимум должен был быть хорошо осведомлён об идеях, изложенных в Дхамме. Потому что в его книгах весьма немало схожих идей. Знаю, для многих К.К. представляется очередным одиозным мистиком, а его книги - шизотерикой в чистом виде, но сама суть того, о чём он пишет очень созвучна с Дхаммой. Шаманизм, магия и трюки - это просто мишура, если её даже всю выкинуть, суть книг не поменяется. Но это может понять только тот, кто внимательно прочёл весь цикл книг, поэтому не стану даже советовать никому. Вряд ли кто-то осилит, а если ограничится первыми книгами, где как раз про всякую магию и грибы, то толку от такого чтения не будет совершенно. Даже вред может быть. Если браться, то читать нужно весь цикл и читать очень внимательно. Суть разбросана по крупицам то тут, то здесь.

Лично я убеждён, что книги по реальным событиям. Если вникать в язык книг, в события от книги к книге, в манеру повествования, в приоритеты доктрины, которые меняются от книги к книге (точнее не сами приоритеты, а понимание их Кастанедой), то становится почти очевидно, что выдумать всё это просто немыслимо. Создаётся совершенно убедительное впечатление, что человек именно реально, на протяжении многих лет учился у индейского шамана и мудреца и просто конспектировал своё обучение, насколько это было возможно. Остро ощущается, что от книги к книге человек никак не может подвести какой-то итог, потому что даже сам не понимает, как это всё можно уместить в какие-то рамки и классификации. В общем, это не пересказать в двух словах - это надо читать.


P.S.
Только хочу сразу обозначить, что я категорически не за то, чтобы кто-либо практиковал по Кастанеде!!! Друзья, не надо есть грибы, искать мескалин и заниматься прочим шизофреническим бредом!! Суть книг совсем не в этом! Если этого не понимать, то можно легко поломать себе психику и, может даже, жизнь! Я совершенно серьёзно! Эти книги реально опасны для неокрепшего ума! Если Вы не собираетесь прочесть весь цикл и среди невероятно огромной груды мистической мишуры вычленить ключевые доктринальные моменты и по ним составить целостное представление о доктрине, то лучше даже не беритесь за чтение. В лучшем случае в пустую потратите время. И, кроме того, сам я однозначно выбираю Дхамму, потому что, изучив то и это, пришёл к однозначному выводу, что лучше Дхаммы Будды я учения не встречал (и убеждён, что не встречу). Просто хотел отметить, что доктринальные сходства есть.
Искатель
Репутация: 601
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 2

#3 Федор » 11.09.2017, 09:26

/viewtopic.php?f=17&t=925

Экзистенциалисты (Сартр, Камю), Анри Бергсон, Шопенгауэр. Отчасти русские философы (Лев Шестов "Апофеоз беспочвенности")
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4393
Сообщения: 2785
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Olivin » 12.09.2017, 22:21

Очень люблю Марка Аврелия и его "Размышления". Купила эту книжку много лет назад там, где продавались старые книги, оказавшиеся не нужными бывшим их хозяевам. Искала что-нибудь интересное для себя, открыла эту книжку и не смогла оторваться. Взгляды на жизнь римского императора, жившего почти две тысячи лет назад удивительнейшим образом оказались очень схожи с моими.

Вообще, философия стоиков достаточно близка к учению Будды. Это и ограничение желаний, и стремление к беспристрастному отношению к жизни, умеренности во всем и т. д. Главное отличие - они все-таки признавали существование "бессмертной души".
Olivin
Репутация: 284
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 02.11.2013
Традиция: Нет

#5 Frithegar » 13.09.2017, 09:53

Maksim Furin писал(а):Многие мыли этих философов просто таки один в один по духу с учением Будды.

этот мир, наш мир - только звено в цепи. Как любое существо - звено в цепи.
Потому, этот мир можно описать или выразить его в словах только в сходной терминологии.
Потому что все великие философы описывают одно и то же. В зависимости от правильности описания - величина философа. Но ошибаться можно только в описании
Frithegar M
Аватара
Репутация: 177
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#6 Федор » 13.09.2017, 16:03

"Все преходящее есть только символ" / И.В. Гёте
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4393
Сообщения: 2785
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Frithegar » 14.09.2017, 10:57

Федор писал(а):Экзистенциалисты (Сартр, Камю), Анри Бергсон, Шопенгауэр.

Купил недавно книгу Шопенгауэра (старая куда-то запропала и надоело гробить глаза с монитора). И вот что там написано в аннотации издательства на первой станице: "Артур Шопенгауэр - один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Произведенный Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию и желания, афористический стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей ... " Москва, издательство "Эксмо" 2015
Frithegar M
Аватара
Репутация: 177
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#8 Maksim Furin » 15.09.2017, 13:09

Все школы едины в допущении, что человек пе­ред своим философским обращением находится в со­стоянии несчастливого беспокойства, что он - жертва заботы, он раздираем страстями, он не видит по-насто­ящему, не живет по-настоящему, он не является самим собой. Все школы также сходятся в мнениях, что чело­век может быть избавлен от этого состояния и прийти к настоящей жизни, улучшиться, преобразоваться, нацелиться на состояние совершенства. Духовные упраж­нения как раз и предназначены для такого самоформи­рования, для paideia, которое нас обучит жить не в соответствии с человеческими предрассудками и с социальными и общественными условностями (ибо общественная жизнь сама по себе является продуктом страстей), но в соответствии с природой человека, которая является не чем иным, как разумом.

...фундаментальная установка сто­ического или платонического философа представляла собой prosoche, внимание к самому себе, бдительность в каждое мгновение. «Пробужденный» человек беспрес­танно, прекрасно осознает не только то, что он делает, но также и кто он есть, то есть свое место в космосе и свое отношение к Богу. Это самоосознание является прежде всего нравственным сознанием, оно стремится в каждое мгновение осуществить очищение и исправление наме­ рения: в каждое мгновение оно следит за тем, чтобы не допустить никакой другой мотив действия, кроме воли делать благо.

Это внимание, эта бдительность, как мы видели, предполагают непрерывное сосредоточение на настоя­щем моменте, который должен быть прожит, как если бы одновременно он был первым и последним. Нужно непрестанно возобновлять свое усилие. Антоний, гово­рит нам Афанасий, не стремился вспоминать о том вре­мени, которое он уже провел в упражнениях, но каждый день он делал новое усилие, словно это впервые. Та­ким образом, нужно жить настоящий момент, как если
бы он был первым, но также и последним.

Мы видели, что Антоний говорил своим монахам в момент своей смерти: «.. живите, как бы ежедневно умирая». И Афа­насий нам сообщает еще одно его высказывание: «Ибо, если будем жить, как ежедневно готовящиеся умереть, то не согрешим ..» «Мы каждый день, пробуждаясь от сна, должны думать, что не доживем до вечера, и также, засыпая, должны представлять, что не пробудимся от сна ... » «Пусть смерть каждый день будет у тебя перед глазами,- сказал Эпиктет,- и у тебя никогда не будет низкой мысли и никакого чрезмерного желанию». И Марк Аврелий: «Поступать во всем, говорить и думать как человек, готовый уже уйти из жизни» . Дорофей Газский также тесно связывает prosoche и неминуемость смерти: «Давайте же будем обращать внимание на самих себя, братья, будем бдительны, пока у нас есть время ..»

— Пьер Адо. "Духовные упражнения и античность"
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 794
Сообщения: 663
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#9 Ericsson » 15.09.2017, 13:26

Интересно что многое в традиционной астрологии напрямую пересекается с Дхаммой, как на уровне "техники", так и на уровне мировоззренческих выводов. Даже удивительно насколько много таких совпадений. Речь не об астрологии в журнальном варианте конечно, а о более окультуренном её разделе.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson
Аватара
Репутация: 1336
Сообщения: 1887
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 10 гостей