Тайные виды на Тхераваду
Добавлено: 19.04.2019, 17:21
Буддизм, начиная с 90-х годов, остается одной из самых популярных религий, на которую обращает внимание разочарованный в христианстве искатель истины, проживающий в России и других странах Запада. Однако некоторые изменения всё же произошли. Прежде всего, это касается популярности школ или традиций буддизма.
Изначально, буддизм в нашей стране был представлен лишь дальневосточной традицией (дзен, чань, амидаизм) и тибетской (ваджраяна). Всё это ветви Махаяны - довольно поздней формы буддизма, окончательно сформировавшейся во 2-3 веке нашей эры, и противопоставившей себя школам раннего буддизма, Канон которых уничижительно назывался ею "хинаяной", якобы по причине отсутствия в нём неких сакральных текстов и учений для так называемых "бодхисаттв", существ обладающих высокими познавательными способностями и состраданием.
Естественно, в таком случае махаяна полагалсь вершиной предлагаемых путей к просветлению. И такое положение дел до недавнего времени считалось общебуддийским, не вызывающим ни у кого сомнений. Но всё изменилось.. когда стало появляться больше информации о Южном буддизме, тхераваде. Конечно, так или иначе, многие слышали о тхераваде ещё во времена гегемонии тибетского буддизма, но большинство считало её той самой дремучей хинаяной, где есть лишь монахи и Виная (свод правил для монахов). Вместе с тхеравадой, многие заново открыли для себя чистый, прямой, непротиворечивый, цельный путь к мудрости и освобождению, открытый Буддой.
Теперь школы буддизма выглядят скорее как альтернативы, а не эволюционные звенья. Если в чем-то и проявилась эволюция, так это в новом взгляде на то, что раньше считалось аксиомой, когда наиболее аутентичной форме буддизма (тхераваде) выделялась роль "начальной школы"..
Интерес к тхераваде продолжает расти. И это не только благодаря популярным курсам Випассаны, но и в целом, вследствии устранения в сознании людей невежества, стереотипов и прочих мифов типа "хинаяны".
Как мне кажется, это отразилось и в творчестве писателя Виктора Пелевина. Если в ранних его книгах буддизм был представлен в основном тибетским буддизмом, то в новом романе "Тайные виды на гору Фудзи" во всю уже используется палийский термин "джханы" и другие элементы буддизма тхеравады.
По этому поводу интересно было увидеть отзывы и рецензии на эту книгу Пелевина от последователей махаяны.) Вот один из них:
https://theravada.world/iskushenie-dlya-pratekabuddy-palijskij-roman-pelevina/
Тут отчетливо показано истинное отношение большинства махаянистов к тхераваде. Без умалчивания и якобы примиряющих разговоров о "единстве" буддийских школ. На самом деле, махаяна и тхеравада - это по сути две разные религии, общего у нас - только слово "буддизм".
Изначально, буддизм в нашей стране был представлен лишь дальневосточной традицией (дзен, чань, амидаизм) и тибетской (ваджраяна). Всё это ветви Махаяны - довольно поздней формы буддизма, окончательно сформировавшейся во 2-3 веке нашей эры, и противопоставившей себя школам раннего буддизма, Канон которых уничижительно назывался ею "хинаяной", якобы по причине отсутствия в нём неких сакральных текстов и учений для так называемых "бодхисаттв", существ обладающих высокими познавательными способностями и состраданием.
Естественно, в таком случае махаяна полагалсь вершиной предлагаемых путей к просветлению. И такое положение дел до недавнего времени считалось общебуддийским, не вызывающим ни у кого сомнений. Но всё изменилось.. когда стало появляться больше информации о Южном буддизме, тхераваде. Конечно, так или иначе, многие слышали о тхераваде ещё во времена гегемонии тибетского буддизма, но большинство считало её той самой дремучей хинаяной, где есть лишь монахи и Виная (свод правил для монахов). Вместе с тхеравадой, многие заново открыли для себя чистый, прямой, непротиворечивый, цельный путь к мудрости и освобождению, открытый Буддой.
Теперь школы буддизма выглядят скорее как альтернативы, а не эволюционные звенья. Если в чем-то и проявилась эволюция, так это в новом взгляде на то, что раньше считалось аксиомой, когда наиболее аутентичной форме буддизма (тхераваде) выделялась роль "начальной школы"..
Интерес к тхераваде продолжает расти. И это не только благодаря популярным курсам Випассаны, но и в целом, вследствии устранения в сознании людей невежества, стереотипов и прочих мифов типа "хинаяны".
Как мне кажется, это отразилось и в творчестве писателя Виктора Пелевина. Если в ранних его книгах буддизм был представлен в основном тибетским буддизмом, то в новом романе "Тайные виды на гору Фудзи" во всю уже используется палийский термин "джханы" и другие элементы буддизма тхеравады.
По этому поводу интересно было увидеть отзывы и рецензии на эту книгу Пелевина от последователей махаяны.) Вот один из них:
https://theravada.world/iskushenie-dlya-pratekabuddy-palijskij-roman-pelevina/
Тут отчетливо показано истинное отношение большинства махаянистов к тхераваде. Без умалчивания и якобы примиряющих разговоров о "единстве" буддийских школ. На самом деле, махаяна и тхеравада - это по сути две разные религии, общего у нас - только слово "буддизм".