aNiMa-00170 писал(а):Киттисаро писал(а):Наш народ много потрясений пережил за последние 20 лет,
-- йа бы сказал, 30 лет. Потом подумал чуть, -- нет, 50. Еще через 10 секунд, -- нет, 100-120. Потом -- нет, наверное всю 1000. Стоп! А у нас вообще когда-нить народ жил хорошо и все-все были довольны??? ))
....
В России никто не объявлял налоги на уши, носы и косы, что-то подобное Аджанте, Эллоре, никто не заставлял строить, горожане и крестьяне добровольно, с огромной радостью возводили Православные Храмы, ведь это дело спасительное. Помню сериал «Сёгун», так там одному японскому крестьянину отрубили голову, за то что он пропащего фазана, или перепела закопал в землю, можно вспомнить боящихся японских крестьян в фильме «7 самураев», они были в страхе от нападений на их поселение. Законов Ману, варн у нас не было. В Индии, даже Буддизм от кастовой системы не смог избавится, заявляя что Буддами становятся родившиеся в семье кшатриев. В Сиаме продовали жён, чтобы погасить свои долги и это отменил только король Монгкут. У нас такого варварства никогда не было. Были помещики-сумасброды, были добрые помещики, которых любили крестьяне. Был Юрьев день, когда крестьяне могли переходить по своему желанию на другое место найма. Закрепощение происходило не сразу и местами, и просуществовало оно мало по времени. Крестьянин мог стать купцом, помещики за «жестокое обращение» со своими крепостными (связанное, очевидно, с истязаниями или увечьями) подлежали, по закону, ответственности и серьезному наказанию (В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных», изданном в 1845 году, находим отдел «о злоупотреблении помещичьей власти» (ст. ст. 1900-1906). Ст. 1900 гласит: «Когда виною помещика, чрез обременение безмерными сборами или иными также непомерными тягостями, населенное имение будет доведено до разорения, то сие и всякое другое населенное имение его берется в опеку», и помещику воспрещается пребывание в нем. По ст. 1901, «помещики, изобличенные в жестоком со своими крепостными людьми обращении, сверх учреждения опек над ними и всеми населенными их имениями, лишаются права иметь в услужении своих крепостных людей и подвергаются заключению в смирительном доме» на время от 6 месяцев до 3 лет. — Всего в 1851 г . в опеке состояло 200 дворянских имений за жестокое обращение их владельцев с крепостными.).
Крестьяне собственно разделялись на две основные группы — оброчных, плативших господину лишь определенную денежную сумму, и барщинных, обязанных работать на господском поле.
Положение оброчных крестьян было, в общем, значительно более благоприятным, чем положение барщинных. Они имели большие земельные наделы, ибо помещики в нечерноземных губерниях часто вовсе не вели сельского хозяйства и отдавали все удобные земли в пользование крестьян. Затем оброчные крестьяне пользовались, обыкновенно, значительной долей самоуправления. Значительная часть населения оброчных вотчин центральной промышленной полосы уходила на заработки в «отхожие промыслы».
Положение крестьян в барщинных вотчинах было во всех отношениях хуже, чем положение «оброчников». Вмешательство господ в крестьянскую жизнь и хозяйство было здесь неизмеримо более чувствительным. Управляли этими вотчинами или сами господа непосредственно (если они проживали в деревне), или наемные управители, или назначенные из крепостных бурмистры. Крестьяне должны были работать на барской пашне, причем нормальной считалась трехдневная барщина, но в очень многих имениях существовал еще один «поголовный день» в неделю (иногда это было воскресенье, после обедни), когда все крестьяне должны были работать на господском поле; в некоторых вотчинах от крестьян требовалась 4-х или 5-ти дневная барщина, и тогда крестьянам приходилось на своих полях работать по праздникам или по ночам.
Но не все крестьяне принадлежали помещикам и попадали под определение крепостных, согласно исследований русского историка Ю.В.Готье проведенные им по итогам 5 ревизии, в 1796 году крепостных на территории центральной части России всего насчитывалось 5 700 465 душ мужского пола, что составляло 53 % от всей тогдашней численности крестьян и 5 миллионов Государственных крестьян. Таким образом, на протяжении 18 века крепостные крестьяне составляли чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства.
Были в Российской империи и целые провинции, по своей территории, превосходившие многие европейские государства, где крепостного права не было вообще, это в Поморье и Сибири. Интересно также и то, что на западных территориях Российской империи процент крепостного населения был гораздо выше, чем в самой России. Так, к примеру, в Прибалтийских губерниях численность крепостных доходила почти до 85% от всего крестьянского населения.
В 19 веке количество крепостных крестьян стало быстро сокращаться в связи с переходом в другие сословия, так только за период с 1816 по 1856 гг. в другие сословия перешло свыше 1 млн. крепостных крестьян мужского пола.
Последняя проведенная почти перед самой крестьянской реформой 10 ревизия 1857 года, насчитала в России 62,5 млн. человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян, что составляло 34 % от всего населения страны. Таким образом, к моменту отмены крепостного права людей относящихся к крепостному сословию в Российской империи было меньшинство, всего 1/3 от всего населения.Капитан английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в 1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они хороши и дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях. Другой английский путешественник в 1839 году вспоминал, что русские мужики живут намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии и в Шотландии.
В те времена, оказывается, иметь корову крестьянину в Европе был признак роскоши, а в России наоборот, не иметь коровы означал признак крайней бедности.
Наш Великий поэт А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, и тот отмечал: «Фонвизин в конце 18 в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю...»
Оказывается в самый расцвет крепостничества, а это был 18 век, повинности которыми облагался русский крепостной крестьянин не являлись для него особо тягостными. Подушная подать платилась всем миром, барщина была определена законом, печально известный оброк для большинства крестьян оказывается, не был разорительным.
По словам одного из крупнейших современных историков Б. Н. Миронова, «вопреки распространенному в литературе мнению, крестьяне и юридически и фактически вплоть до 1861 г. имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались». В 1767 г. Екатерина II запретила подавать жалобы лично ей, «мимо учрежденных на то правительств».
В отличие от многих «передовых и просвещенных» стран тогдашней Европы, где например, в той же Польше, убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию, законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление».
Еще начиная с середины 17 века специальное Соборное Уложение от 1649 г. разделяло меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина. В случае неумышленного убийства, к примеру, в драке, дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу.
Так что царское правительство довольно внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян, пресекая при этом всяческий беспредел.
Так, Екатерина II в 1775 г. уполномочила даже своих генерал - губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны.
Из исторических источников известно, что только за период с 1834 по 1845 годы царское правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек.
В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян.По словам французских историков, «несмотря на все ограничения, русская реформа оказалась бесконечно более щедрой, чем подобная же реформа в соседних странах, Пруссии и Австрии, где крепостным была предоставлена совершенно голая свобода, без малейшего клочка земли».
По словам русского историка С. Г. Пушкарева «по составу землевладения Россия уже в 1905 г. была совершенно крестьянской страной, в большей степени, чем какая-либо из европейских стран».
Когда не было войн, болезней, неурожая, тогда и были хорошие времена. Шикарно жили городские рабочие, царский рубль имел высокую себестоимость, были золотые червонцы, цены не были высокими, продукты стоили дешево. В советское время, я думаю в социально-экономическом плане жилось хорошо до времён дефицита, пустых прилавков, но начиная наверное с Хрущёва. А так когда пришли большевики, то люди непонятно за что стали работать: трудодни, карточки. Из колхозов не по мере изымали урожай, насадили стахановскую идеологию. С середины пятидесятых, к радости сельчан, к трудодням стали доплачивать и немного денег. При Хрущёве известным стало выражение о том, что «Трудодень не может быть признан правильным, объективным мерилом затрат труда на производство продукции».