связь тела и качеств ума

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 1

#1 Алокананда » 14.04.2014, 03:25

Хотел поделиться с вами одной темой, услышанной мною в Монастыре. Она связанна с развитием тела. Существует такая пословица "В здоровом - теле здоровый дух". Один из моих знакомых монахов на практике пронаблюдав как, что и с чем взаимосвязанно, вывел такую концепцию.
Силовые упражнения по тонизированию мышц (подтягивания, отжимания итп), помогают Силе (Шиле!) - самоконтролю на уровне поступков.
Работа с дыхалкой и выносливостью (пробежка и некоторые виды пранаямы), помогают развитию спокойствя и состредоточенности - ослабления потока мыслей в медитации.
Развитие гибкости (цигун. йога, тайчи, растяжки ) - помогают развитию мудрости, самоисседования, прозрения в понимании законов этого мираи.

Стоит добавить, что все это стоит делать, чувствуя сколько сейчас для тебя этого нужно, без фанатизма, укрепляя здоровья тела и притока крови к нервам и мышцам. Это может сделать путь духовного роста более мягким и сбалансированным. Чего вам и желаю =)
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 Кхеминда » 14.04.2014, 05:27

Алокананда писал(а):Хотел поделиться с вами одной темой, услышанной мною в Монастыре. Она связанна с развитием тела. Существует такая пословица "В здоровом - теле здоровый дух". Один из моих знакомых монахов на практике пронаблюдав как, что и с чем взаимосвязанно, вывел такую концепцию.
Силовые упражнения по тонизированию мышц (подтягивания, отжимания итп), помогают Силе (Шиле!) - самоконтролю на уровне поступков.
Работа с дыхалкой и выносливостью (пробежка и некоторые виды пранаямы), помогают развитию спокойствя и состредоточенности - ослабления потока мыслей в медитации.
Развитие гибкости (цигун. йога, тайчи, растяжки ) - помогают развитию мудрости, самоисседования, прозрения в понимании законов этого мираи.

Стоит добавить, что все это стоит делать, чувствуя сколько сейчас для тебя этого нужно, без фанатизма, укрепляя здоровья тела и притока крови к нервам и мышцам. Это может сделать путь духовного роста более мягким и сбалансированным. Чего вам и желаю =)
Будда наоборот учил не привязываться к телу. В идеале тебя должны грызть комары и тебя на это должно быть все равно. У тебя болит спина, ты отмечаешь в уме болит-болит, и возвращаешься к объекты. Заботы о теле только наоборот мешают практике, так как только усиливают привязанность по отношению к телу. Например если сидя в медитации у вас болит нога и вы сменили позу что бы убрать боль, то качество медитации спадет. Если же вы подумали о том, что все равно это тело умрет рано или поздно, так что какая разница, тогда вам станет автоматически безразлично до боли и качество медитации усилится за счет ослабления упаданы.
Кхеминда

  • 2

#3 Киттисаро-ушёл » 14.04.2014, 06:04

Eugeny писал(а):Если же вы подумали о том, что все равно это тело умрет рано или поздно, так что какая разница, тогда вам станет автоматически безразлично до боли и качество медитации усилится за счет ослабления упаданы.

Не обязательно станет, боль может превысить сосредоточенность. Упражнения по развитию гибкости могут снизить боль при медитации. Тут скорее речь о гармонизировании себя с телом, а не о привязанности к телу.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Кхеминда » 14.04.2014, 07:53

Киттисаро писал(а):Не обязательно станет, боль может превысить сосредоточенность. Упражнения по развитию гибкости могут снизить боль при медитации. Тут скорее речь о гармонизировании себя с телом, а не о привязанности к телу.
Зависит от уровня психики человека. С практикой становишься все более безразличен к ощущениям.
Кхеминда

#5 Киттисаро-ушёл » 14.04.2014, 08:46

Eugeny писал(а):
Киттисаро писал(а):Не обязательно станет, боль может превысить сосредоточенность. Упражнения по развитию гибкости могут снизить боль при медитации. Тут скорее речь о гармонизировании себя с телом, а не о привязанности к телу.
Зависит от уровня психики человека. С практикой становишься все более безразличен к ощущениям.

Ясное дело не об архатах речь идет, а о простых смертных. Дуккха-ведана, если о ней говорить, весьма продвинутая практика.На ранней стадии тренировка тела может оказаться весьма полезной для медитации.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

:)

#6 Алокананда » 14.04.2014, 09:10

помниться была такая сутра когда Будда пожаловался на боль в спине и попросил ув. Ананду учить вместо себя... адреса правда точно ее не вспомню...
но вот наблюдаю в монастыре монахов которые сидят сидят, а потом в туалет сходить не могут а то и на костылях жизнь заканчивают... сейчас жизнь и подвижность людей(особенно монахов) сильно отличается от время когда жил и учил Просветленный... мы куда более нездоровы и неподвижны.... хотя про привязанность к телу тоже согласен... но имхо должен быть баланс.... у нас учат два раза по 30 минут в день надо чтото делать.... а если сидишь больше 6ти часов в день то и по часу... в Малазию например в некоторых местах если монах проситься к врачу и не делает упражнений 2 раза в день по полтора часа то его просто не отпускают...
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Кхеминда » 14.04.2014, 09:13

Алокананда писал(а):помниться была такая сутра когда Будда пожаловался на боль в спине и попросил ув. Ананду учить вместо себя... адреса правда точно ее не вспомню...
но вот наблюдаю в монастыре монахов которые сидят сидят, а потом в туалет сходить не могут а то и на костылях жизнь заканчивают... сейчас жизнь и подвижность людей(особенно монахов) сильно отличается от время когда жил и учил Просветленный... мы куда более нездоровы и неподвижны.... хотя про привязанность к телу тоже согласен... но имхо должен быть баланс.... у нас учат два раза по 30 минут в день надо чтото делать.... а если сидишь больше 6ти часов в день то и по часу... в Малазию например в некоторых местах если монах проситься к врачу и не делает упражнений 2 раза в день по полтора часа то его просто не отпускают...

сомнительная сутра, если даже простые люди могут психически настроить себя на непривязанность к боли, то что уж говорить о Будде, уж он то обросил все привязанности. Вообще если вам помнится какая то сутта, то просьба сразу ссылочку кидать на неё сразу.
Кхеминда

  • 2

#8 SV » 14.04.2014, 11:38

Силовые упражнения по тонизированию мышц (подтягивания, отжимания итп), помогают Силе (Шиле!) - самоконтролю на уровне поступков.

Без сомнений физкультура полезна, но вот этот тезис вызывает мягко говоря недоумение :deg:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 pupsik » 14.04.2014, 13:44

Eugeny писал(а):Будда наоборот учил не привязываться к телу. В идеале тебя должны грызть комары и тебя на это должно быть все равно. У тебя болит спина, ты отмечаешь в уме болит-болит, и возвращаешься к объекты. Заботы о теле только наоборот мешают практике, так как только усиливают привязанность по отношению к телу. Например если сидя в медитации у вас болит нога и вы сменили позу что бы убрать боль, то качество медитации спадет. Если же вы подумали о том, что все равно это тело умрет рано или поздно, так что какая разница, тогда вам станет автоматически безразлично до боли и качество медитации усилится за счет ослабления упаданы.
продвинутые буддисты наверно мечтают о латеральном склерозе... знай себе, пускай весь день слюну в подушку да созерцай свой ум
pupsik M
Аватара
Репутация: 62
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 07.01.2014
Традиция: Нет

#10 Соня » 14.04.2014, 14:20

SV писал(а):
Силовые упражнения по тонизированию мышц (подтягивания, отжимания итп), помогают Силе (Шиле!) - самоконтролю на уровне поступков.

Без сомнений физкультура полезна, но вот этот тезис вызывает мягко говоря недоумение :deg:

Я лично влияние видела у проф спортсменов (тяжолая отлетика например). Во время тренеровок надо следить чтобы не перестараться и не повредить связку или мышцу. Имея большию физическую силу чем все остальные приходиься четко следить за своими действиями можно ненароком кому навредить например бонально обнять кого радостно и пару ребер сломать. Потом надо следить за тем чтобы мебель под тобой не ломалась. А далее и самоконтроль на все стальные сферы простираеться.

Но это не всегда и не у всех так, бывает самоконтроль не развиваеться.
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 ae » 14.04.2014, 14:55

Да вполне логично - и физическая тренировка, и нравственное совершенствование - виды деятельности, связанные с самоконтролем на уровне поступков и у обоих результат становится виден в долгосрочной перспективе. Под такое описание подойдут и многие другие виды деятельности, требующие методичности и некоторого самопреодоления. Конечно, занятия физкультурой могут быть мотивированы привязанностью к телу, но и нравственное поведение может соблюдаться не из самых лучших побуждений. Так что дело, опять же, в направленности ума.
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

#12 Кхеминда » 28.04.2014, 05:33

Салла сутта: Дротик
СН 36.6


редакция перевода: 29.10.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1263"


[Благословенный сказал]: «Монахи, необученный заурядный человек испытывает приятное чувство, болезненное чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство. Обученный ученик Благородных тоже испытывает приятное чувство, болезненное чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство. Так в чём же, монахи, разница, в чём несоответствие, в чём отличие между обученным учеником Благородных и необученным заурядным человеком?»
«Учитель, наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным, находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда слушайте внимательно, монахи. Я буду говорить».
«Да, Учитель» – ответили монахи. Благословенный сказал:
«Монахи, когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное. Представьте, как если бы человека пронзили бы дротиком, а затем его тут же вслед пронзили бы вторым дротиком, так что этот человек ощутил бы чувство, вызванное [ударом] двух дротиков. Точно также, когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное.
Встречаясь с этим же самым болезненным чувством, он питает к нему отвращение. Когда он питает отвращение к болезненному чувству, то в этой ситуации за этим стоит скрытая склонность к отвращению в отношении болезненного чувства. Встречаясь с болезненным чувством, он ищет наслаждения в чувственных удовольствиях. И почему? Потому что необученный заурядный человек не знает какого-либо спасения от болезненного чувства, кроме как чувственное удовольствие. Когда он ищет наслаждения в чувственных удовольствиях, то в этой ситуации за этим стоит скрытая склонность к страсти в отношении приятного чувства. Он не понимает в соответствии с действительностью возникновения и угасания, удовольствия, опасности и спасения в отношении этих чувств. Когда он не понимает этих вещей, то в этой ситуации за этим стоит скрытая склонность к невежеству в отношении ни-приятного-ни-болезненного чувства1.
Если он ощущает приятное чувство, он ощущает его, прицепившись [к нему]. Если он ощущает болезненное чувство, он ощущает его, прицепившись. Если он ощущает ни-приятное-ни-болезненное чувство, он ощущает его, прицепившись. Таков, монахи, необученный заурядный человек, который прицепился к рождению, старению и смерти; который прицепился к печали, стенанию, боли, горю и отчаянию; который прицепился к страданиям, я говорю вам.
Монахи, когда обученный ученик Благородных встречается с болезненным телесным чувством, он не печалится, не горюет и не плачет. Он не рыдает, не бьёт себя в груди, не становится обезумевшим2. Он ощущает [только] одно чувство – телесное, но не умственное. Представьте, как если бы человека пронзили бы дротиком, но тут же вслед не пронзили бы вторым дротиком, так что этот человек ощутил бы чувство, вызванное [ударом] только одного дротика. Точно также, когда обученный ученик Благородных встречается с болезненным телесным чувством, он не печалится, не горюет и не плачет. Он не рыдает, не бьёт себя в груди, не становится обезумевшим. Он ощущает [только] одно чувство – телесное, но не умственное.
Встречаясь с этим же самым болезненным чувством, он не питает к нему отвращения. Так как он не питает отвращения к болезненному чувству, то в этой ситуации за этим не стоит скрытой склонности к отвращению в отношении болезненного чувства. Встречаясь с болезненным чувством, он не ищет наслаждения в чувственных удовольствиях. И почему? Потому что обученный ученик Благородных знает спасение от болезненного чувства, отличное от чувственного удовольствия. Поскольку он не ищет наслаждения в чувственных удовольствиях, то в этой ситуации за этим не стоит скрытой склонности к страсти в отношении приятного чувства. Он понимает в соответствии с действительностью возникновение и угасание, привлекательность, опасность и спасение в отношении этих чувств. Поскольку он понимает эти вещи, то в этой ситуации за этим не стоит скрытой склонности к невежеству в отношении ни-приятного-ни-болезненного чувства.
Если он ощущает приятное чувство, он ощущает его, отсоединившись [от него]. Если он ощущает болезненное чувство, он ощущает его, отсоединившись. Если он ощущает ни-приятное-ни-болезненное чувство, он ощущает его, отсоединившись. Таков, монахи, обученный ученик Благородных, который отсоединился от рождения, старения и смерти; который отсоединился от печали, стенания, боли, горя и отчаяния; который отсоединился от страданий, я говорю вам».

[И далее он добавил]:

«Мудрец, обученный, не ощущает
Приятного, болезненного [умственного] чувства.
В этом его великое отличие
От заурядного простолюдина.

В обученном, постигшим Дхамму,
Кто ясно видит этот мир и следующий,
Желанное не провоцирует сознания,
А к нежеланному нет отвращения [у него].

Влечения и отторжения в нём больше не найти,
Ведь погасил обоих он, конец им положил.
Познав чистейшее и беспечальное,
Преодолев существование, он понимает правильно».



1 Прим. переводчика (SV): Здесь имеется в виду, что необученный заурядный человек не знает, что подлинным способом спасения от всех видов чувств является понимание Четырёх Благородных Истин и следование по Благородному Восьмеричному Пути, то есть, другими словами, требуется по мере буддийской практики осознанности устранять жажду, влечение и цепляние к трём видам чувств. Именно устранение этой жажды и цепляния к чувствам является правильным способом спасения от этих чувств. Необученный заурядный человек этого не понимает и пытается избежать всех чувств лишь одним единственным (неправильным, невежественным) способом – то есть найти для себя приятное чувство и прицепиться к нему как к спасительному средству от страданий. См. также СН 36.15, где это отчасти разъясняется.


2 Согласно Комментарию, здесь речь идёт об араханте, хотя, как замечает Дост. Бхиккху Бодхи, здесь также уместно говорить и о не-возвращающемся, который искоренил отвращение.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn36_6-salla-sutta-sv.htm
Кхеминда

#13 Detonator » 28.04.2014, 11:25

Eugeny писал(а):Если он ощущает приятное чувство, он ощущает его, отсоединившись [от него]. Если он ощущает болезненное чувство, он ощущает его, отсоединившись. Если он ощущает ни-приятное-ни-болезненное чувство, он ощущает его, отсоединившись. Таков, монахи, обученный ученик Благородных, который отсоединился от рождения, старения и смерти; который отсоединился от печали, стенания, боли, горя и отчаяния; который отсоединился от страданий, я говорю вам».

Евгений, вот пример описания когда все вроде ясно, но "отсоединился от рождения, старения и смерти" тут понимается не в том смысле что полностью "закончено существование" и "ничего нет" которые популярны тут на форуме. Да "отсоединился", но никуда не делся. Все вышеописанное не идет глубже психических феноменов отождествления представлений ума с объектами, разорвав их и отсоединишься.

Eugeny писал(а): требуется по мере буддийской практики осознанности устранять жажду, влечение и цепляние к трём видам чувств. Именно устранение этой жажды и цепляния к чувствам является правильным способом спасения от этих чувств.

Вот тут на мой взгляд неверное понимание, пытаться "устранить" это нельзя, оно само исчезает. Практика осознанности в определенный момент проявляет то, что "напоит" источник жажды раз и навсегда, закроет бесконечную дыру. Поисходит это почти моментально, остается только мысль "так просто".
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#14 Кхеминда » 28.04.2014, 11:42

Detonator писал(а):Евгений, вот пример описания когда все вроде ясно, но "отсоединился от рождения, старения и смерти" тут понимается не в том смысле что полностью "закончено существование" и "ничего нет" которые популярны тут на форуме. Да "отсоединился", но никуда не делся. Все вышеописанное не идет глубже психических феноменов отождествления представлений ума с объектами, разорвав их и отсоединишься.
Отсоединился значит прекратил рождение в любых мирах, осознав собственное несуществование (анната и абхава)
Кхеминда

#15 Кхеминда » 28.04.2014, 11:49

Detonator писал(а):Вот тут на мой взгляд неверное понимание, пытаться "устранить" это нельзя, оно само исчезает. Практика осознанности в определенный момент проявляет то, что "напоит" источник жажды раз и навсегда, закроет бесконечную дыру. Поисходит это почти моментально, остается только мысль "так просто".
Само по себе ничего не делается. Максиум вы переходите в нейтральное состояние без позитива и негатива, но это не то. Ослаблять привязанность и другие явления волевым усилием во время медитации возможно из собственного опыта говорю
Последний раз редактировалось Кхеминда 28.04.2014, 11:53, всего редактировалось 1 раз.
Кхеминда

#16 Кхеминда » 28.04.2014, 11:51

Когда монах наблюдает непостоянство, о Мегхия, он ясно утверждается в восприятии отсутствия постоянного «Я». А когда он крепко утвердился в этом — он избавляется от точки зрения «Я существую», что называется мною переживанием Ниббаны здесь и сейчас». Уд 4.1
Кхеминда

#17 Detonator » 28.04.2014, 11:52

Eugeny писал(а):Отсоединился значит прекратил рождение в любых мирах, осознав собственное несуществование (анната и абхава)

Собственное несуществование как "психологической личности" это очевидно и обсуждать тут нечего, а насчет "полного прекращения существования совсем", практически проверить это сложно. Даже у Будды вроде спрашивали подтверждение, и он говорил "да я вижу (считаю?) это так"

Eugeny писал(а):Ослаблять привязанность

Не, скорее как трухлявые струны рвутся и больше нечего натягивать.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#18 Кхеминда » 28.04.2014, 11:54

Detonator писал(а):Eugeny писал(а):Отсоединился значит прекратил рождение в любых мирах, осознав собственное несуществование (анната и абхава)


Собственное несуществование как "психологической личности" это очевидно и обсуждать тут нечего, а насчет "полного прекращения существования совсем", практически проверить это сложно. Даже у Будды вроде спрашивали подтверждение, и он говорил "да я вижу (считаю?) это так"

Eugeny писал(а):Ослаблять привязанность


Не, скорее как трухлявые струны рвутся и больше нечего натягивать.


Когда монах наблюдает непостоянство, о Мегхия, он ясно утверждается в восприятии отсутствия постоянного «Я». А когда он крепко утвердился в этом — он избавляется от точки зрения «Я существую», что называется мною переживанием Ниббаны здесь и сейчас». Уд 4.1
Кхеминда

#19 Detonator » 28.04.2014, 12:01

Eugeny писал(а):Когда монах наблюдает непостоянство, о Мегхия, он ясно утверждается в восприятии отсутствия постоянного «Я». А когда он крепко утвердился в этом — он избавляется от точки зрения «Я существую», что называется мною переживанием Ниббаны здесь и сейчас». Уд 4.1

Ну и что ты привел еще раз? "он ясно утверждается в восприятии отсутствия постоянного «Я»" это про "психологическую личность" речь всего лишь. Настенька уже говорила про это: "что же мне теперь слово 'я' вообще не употреблять ?" Можно и не употреблять если кого то оно вводит в заблуждение.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#20 Кхеминда » 28.04.2014, 12:04

Detonator писал(а):Ну и что ты привел еще раз? "он ясно утверждается в восприятии отсутствия постоянного «Я»" это про "психологическую личность" речь всего лишь. Настенька уже говорила про это: "что же мне теперь слово 'я' вообще не употреблять ?" Можно и не употреблять если кого то оно вводит в заблуждение.
Речь идет именно про некую идею вечного неизменного Атмана. Будда же учитпонятию Анатман, несуществованию некой вечной неизменной субстанции.
Кхеминда

След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 135 гостей