От палийской дхаммакаи до трикаи: пять основных этапов эволюции концепции «природы будды»

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 5

#1 Shus » 27.05.2014, 14:24

От палийской дхаммакаи до трикаи: пять основных этапов эволюции концепции «природы будды»
«The five basic stages in the development of the concept of the Buddha»
Заключительная глава из книги: Guang Xing «The concept of the Buddha: its evolution from early Buddhism to the trikaya theory», 2005
www.webshus.ru
Shus M
Откуда: www.webshus.ru
Репутация: 369
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Нет

#2 Денис » 30.05.2014, 06:36

Так древние буддисты изображали Будду не как историческую личность, а в виде: пустого трона, следов стоп, дерева пробуждения, в виде ступы, колеса закона. То есть такая символика была лишена человеческого облика, а значит древние буддисты осознавали что изображают не человека, да и Будда себя называет Татхагатой, мудростью различения (виденья всего как есть) без влечения (упаданы), то есть Татхагата это принцип мудрости, а не человек. Про Истинное Тело говорится в суттах:

Будда сказал Васеттхе, что Татхагата (Будда) является Дхаммакаей, "Телом Истины" или
воплощением Истины. Также он является Дхаммабхутой, "ставший Истиной", то есть
"тем, кто стал Истиной". В другой раз Будда сказал Ваккали: "Тот, кто видит Дхамму
(Истину), тот видит Татхагату, тот, кто видит Татхагату, видит Дхамму" (Ваккали сутта,
СН 22.87) (из книги "Во что верят буддисты" Шри Дхаммананда Маха Тхера).

Конечно не стоит видеть в Дхаммакае некий Абсолют, здесь я думаю говорится о мудрости, о правильном виденье, татхате (таковости).
Денис M
Репутация: 323
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 5

#3 Shus » 30.05.2014, 06:48

Денис писал(а):Так древние буддисты изображали Будду не как историческую личность, а в виде:......
Это неверное утверждение.
"Изображали" (если можно так выразиться) не Будду, а Дхамму (не Учителя, а Учение).
www.webshus.ru
Shus M
Откуда: www.webshus.ru
Репутация: 369
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Нет

#4 Денис » 30.05.2014, 06:50

Shus писал(а):
Денис писал(а):Так древние буддисты изображали Будду не как историческую личность, а в виде:......
Это неверное утверждение.
"Изображали" (если можно так выразиться) не Будду, а Дхамму (не Учителя, а Учение).

Ну я об этом же и пишу, изображали принцип мудрости, но не человека.
Денис M
Репутация: 323
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 2

#5 Денис » 30.05.2014, 06:52

Татхагата и Дхамма нераздельны: "Тот, кто видит Дхамму
(Истину), тот видит Татхагату, тот, кто видит Татхагату, видит Дхамму" (Ваккали сутта,
СН 22.87)
Денис M
Репутация: 323
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 1

#6 Денис » 30.05.2014, 06:59

В нераздельности Татхагаты как мудрости виденья и Дхаммы как познанного закона, человеческая персона будет излишней, так как здесь вовсе не о человеке говорится, а именно о принципе мудрости, это понимали древние буддисты и потому их символика лишена антропоморфности.
Денис M
Репутация: 323
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 1

#7 Акхандха » 31.05.2014, 09:22

Топпер писал(а):Ну мудрость эта была в теле человека. И общаться с ней можно было, пока было тело.
вот именно - пока было тело.
а потом тело было отброшено, когда Будда ушел в Париниббану.
какой смысл изображать тело, если оно отброшено?
считаю что древние буддисты были совершенно правы. подобная не-антропоморфная символика не давала им воспринять Будду как очередное божество.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Акхандха » 31.05.2014, 11:02

Топпер писал(а):Будь моя воля, я бы тоже не стал бы изображать Будду
угу...

Топпер писал(а):но традиция такова, что уже более двух тысяч лет его изображают именно так.
традиции нередко идут в разрез в первоначальным учением...
кстати ранние христиане Иисуса тоже не изображали

Топпер писал(а):Для памятования о Будде Готаме.
думается, что его тело мало чем отличается от тел Будд прошлого или будущего.
да и к тому же тело - это "не-я", оно отбрасывается :smile:
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#9 Shus » 31.05.2014, 13:21

Как оно было еще 2-1 в.в до н.э.: Lay Ritual in the Early Buddhist Art of India (со стр. 43 хорошая подборка иллюстраций).
А антропоморфное изображение Будды - это следствие "тлетворного влияния запада" в лице греков-бактрийцеы и ираноязычных ариев-кушан.
www.webshus.ru
Shus M
Откуда: www.webshus.ru
Репутация: 369
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Нет

#10 Olivin » 31.05.2014, 16:34

Откуда у автора статьи такая уверенность, что на этих фотографиях "искусство раннего буддизма в Индии" подразумеваются изображения Будды, а не символические изображения идей буддизма (дерево Бодхи и колесо сансары)?
Olivin
Репутация: 395
Сообщения: 449
Зарегистрирован: 02.11.2013
Традиция: Нет

#11 Акхандха » 31.05.2014, 21:16

Топпер писал(а):Не совсем. Тело остаётся в виде сарира дхату.
:smile: хотел ли Будда, чтобы его мощи почитали после смерти?

Топпер писал(а):И здесь тоже греки постарались.
однозначно.

Топпер писал(а):Так то оно так, да только о самом учении мы знаем благодаря тому, что традиция его сохранила и донесла.
И это тоже так...
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#12 Shevanatt » 31.05.2014, 21:27

хотел ли Будда, чтобы его мощи почитали после смерти?
В Париниббана-сутте именно Будда завещал построить над своим телом ступу, разделив предварительно на несколько частей.
Shevanatt
Репутация: 202
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 02.04.2014
Традиция: Нет


Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 34 гостя

cron