Депрессия - лечить или "брать себя в руки"

Список форумов Жизнь РАЗНОЕ

Описание: Разговоры на любые темы, кроме политики и религии.

  • 1

#1 Михаил Макушев » 13.08.2014, 11:54

Наткнулся на такую статью Андрея Бильжо: "Депрессию необходимо лечить" ( http://www.kommersant.ru/doc/2544166 )
Мне интересно стало, и правда - лечить депрессию или пустить на самотек?
Я к тому, что зачастую слышу разговоры в среде буддистов, о том, что депрессия как и всякая душевная болезнь, вполне поддается буддийским медитативным способам самоконтроля. Я не отрицаю этого, но мне кажется что это не совсем верно.
Михаил Макушев

  • 1

#2 Vladislav » 13.08.2014, 12:20

Депрессия еще с античных времен считалась медицинским диагнозом, современная медицина предлагает широкий спектр психотерапевтических и фармакологических методик лечения, вопроса "лечить" или "не лечить" тут просто стоять не может... это как спрашивать, а стоит ли лечить воспаление легких? Надо помнить что такой диагноз вам может поставить только врач-психотерапевт (или психиатр), а не ваши друзья и знакомые, к сожалению в нашей стране много предрассудков по поводу лечения психических расстройств.

Медитация скорее хороший помощник, но полагаю очень многие люди в состоянии депрессии испытывают проблемы и с медитацией, что является прямым следствием.

И на сколько я знаю (пусть эксперты меня поправят), Будда говорил о том что психически больным людям не стоит медитировать если это приносит дискомфорт.
Vladislav
Репутация: 877
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 masterjack » 13.08.2014, 13:28

наблюдать и не поддаваться порывам.
в жизни исходить из правила:
не стоит сопротивляться, просто поступайте наилучшым образом.
всегда есть чтото что "нужно" сделать
вне зависимости от депрессии.
помыть посуду. постирать. на работу поити.
пусть работа будет выполняться медленно
но зато будет выполняться.
и наблюдать.

с пониманием и фмксацией.
вот такое состояние моего ума.
такие в нем мысли.
но не ставя их во главу угла я продолжаю
свою практику.


учитель что мне делать если я упал на пути?
вставай и иди дальше.
а опять упал!?
вставай и иди. ибо кто упал и не встал-тот мертв.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4969
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#4 masterjack » 13.08.2014, 13:28

это правда если депрессия не физическая а психическая. там кажуть капец полный.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4969
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Алексей » 13.08.2014, 15:53

Топпер писал(а):Смотря какая депрессия. Моя вот (а у меня сильнейшие были), вполне себе поддалась коррекции при помощи медитации. Полностью, на уровне органики не исчезла, но по сравнению с тем, что было просто небо и земля.
Если можно, Как это практически выглядело? Вы занимались медитацией уже находясь в депр.состоянии? Какой конкретно метод использовали? Хотя, это все индивидуально.

П.С. Понял, кажется. В результате регулярной практики ослабли приступы депрессии.
Алексей M
Откуда: Чебоксары
Репутация: 54
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#6 Федор » 13.08.2014, 17:57

Подумалось в связи с темой (не в первый раз возникающей) - почему так много депрессивных среди буддистов? (и я подвержен). Вероятно, то страдание, которое человек испытывает, заставляет его искать способы освобождения от него, и как самый надежный из всех - буддийскую мудрость. Впрочем, и без депрессии достаточно поводов в жизни, чтобы разбить свое сердце. Хватило бы сил правильно следовать Пути, чтобы был результат...
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4770
Сообщения: 3052
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 masterjack » 13.08.2014, 18:01

когда меня спросили как я выбрался, я ответиль :
всего-то три года ловишь каждую мысль в голове.
нужные оставляешь.
плохие-выбрасываешь.
Бханте прав.
однако тут есть один нюанс.
как минимум у меня он был.
тот период - это не были игры ума или с умом.
это был вопрос жизни и смерти.
либо я напрягу все что можно и буду сражаться с тем что в голове ( при том что какой результаты будут этого не известно) либо смерть в поямом смысле. дальше жить в таком состоянии просто было невозможно.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4969
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Федор » 13.08.2014, 18:16

Топпер писал(а):В некотором смысле депрессия, видимо, и должна быть. Она же и даёт ощущение глобальной дуккхи. Человек, у которого всё хорошо, ему религия вообще и не нужна. Даже если взять нашего Сиддхаттху: у него же всё полный фарш был: и наследный трон, и царство, и красавица жена, и гарем, и первенец родившийся, а не удовлетворило.

Не думаю, что не удовлетворило. В случае с царевичем - это вообще высший пилотаж - не зная явного страдания, увидеть Первую Благородную. Ну, на то он и Будда. Он родился уже с высшей мудростью.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4770
Сообщения: 3052
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 Елена Котельникова » 13.08.2014, 18:23

Вот в конце сутт часто идет такая формула, когда человек фактически принимает прибжище: "...Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно также Благословенный различными способами прояснил Дхамму..." И похоже, что не такая уж это и метафора, а реально человек перед встречей с Дхаммой и находится в запутанном, перевернутом состоянии, не видя смысла своего существования, ощущает себя потерянным и блуждающим на ощупь. Т.е. такая, пусть и не клиническая, но депрессия и неудовлетворенность. И возможно, это одно из условий, чтобы человек стал доверять Будде... Ну, это я к тому же, о чем и Федор.
А вот когда уже буддист депрессию испытывает, причины другие.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3557
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Михаил Макушев » 13.08.2014, 20:30

Федор писал(а):Подумалось в связи с темой (не в первый раз возникающей) - почему так много депрессивных среди буддистов? (и я подвержен). Вероятно, то страдание, которое человек испытывает, заставляет его искать способы освобождения от него, и как самый надежный из всех - буддийскую мудрость. Впрочем, и без депрессии достаточно поводов в жизни, чтобы разбить свое сердце. Хватило бы сил правильно следовать Пути, чтобы был результат...
Я немного поправлю. Среди соотечественников вообще много депрессивных. Серьезно-депрессивных. А поскольку буддистов на поряки меньше чем представителей иных конфессий, а распределение не депрессивный/депрессивный не меняется, то в обще массе на десять буддистов больше депрессивных чем на десять тех же христиан.
Михаил Макушев

  • 1

#11 Михаил Макушев » 13.08.2014, 20:35

Елена Котельникова писал(а):А вот когда уже буддист депрессию испытывает, причины другие.
Не соглашусь. Вероятно, просто не до конца приняты принципы буддизма. Чтобы различать степень принятия принципов между обычным человеком и тем, кто отягощен депрессией, нужно понимать какой груж несет последний. И то, что с легкостью удается первому, последнему так же удается, но он не может просто так сбросить свой груз. Поэтому ему на плечи ложится двойной груз - своя депрессия и осознание этой депрессии в свете буддизма.
Поверьте мне - это очень тяжелая ноша...
Михаил Макушев

  • 1

#12 masterjack » 13.08.2014, 20:40

подумалось сегодня что депрессия-перманентное состояние буддиста.
как штанга у качка.
это его инструмент.
дуккха.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4969
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#13 Detonator » 13.08.2014, 20:55

Прибежище принимать надо все таки в Будде, а не в депрессии.
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 5

#14 SergeyCH » 14.08.2014, 00:51

Приведу буддийское по смысле высказывание Артура Шопенгауэра из книги "Мир как воля и представление":

"Беспрестанные усилия освободиться от страдания приводят лишь к тому, что оно меняет свой облик. Сначала оно представляет собою лишения, нужду, заботу о существовании. Если посчастливится (что очень трудно) изгнать страдание в этом облике, оно тотчас же возникнет в тысяче других форм, меняясь сообразно возрасту и обстоятельствам: оно придет как половое чувство, страстная любовь, ревность, зависть, ненависть, гнев, страх, честолюбие, сребролюбие, болезнь – и т.д. и т.п. Если, наконец, оно не может найти себе доступа ни в какой другой форме, оно явится в траурной, серой одежде пресыщения и скуки, против которой изыскиваются тогда всякие средства. Если и удастся в конце концов ее отпугнуть, то это едва ли можно сделать, не допустив обратно страдания в одной из прежних его форм, и таким образом сказка начинается с начала, ибо между страданием и скукой мечется каждая человеческая жизнь. Как ни печальна эта истина, я все-таки обращу внимание на одну ее сторону, из которой можно почерпнуть утешение и даже, может быть, стоическое равнодушие к собственному горю. Мы ропщем на каждое свое несчастье главным образом потому, что считаем его случайностью, вызванной сцеплением причин, которое легко могло бы сложиться иначе. Ведь обыкновенно мы сетуем на непосредственно необходимое и совершенно всеобщее зло, какова необходимость старости и смерти и множества повседневных неудобств. То, что придает страданию его жало, – это, скорее, мысль о случайности тех обстоятельств, которые навлекли его именно на нас. Если же мы поймем, что страдание как таковое существенно и неизбежно для жизни, а от случая зависит только его форма, только вид, какой оно принимает, что, следовательно, каждое наше горе заполняет место, которое без него тотчас заняла бы другая горесть, им в данный момент вытесняемая, так что судьба имеет над нами по существу мало власти, – если мы поймем это, то такая мысль, обратившись в живое убеждение, может вызвать значительную степень стоического равнодушия и весьма уменьшить тягостную заботу о собственном благополучии. Однако в действительности такое господство разума над непосредственным чувством страдания встречается редко или не встречается никогда."

Вот то самое осознание неизбежности страдания, его неслучайности в своей жизни, и есть, как мне кажется, первый шаг к освобождению от тягости прозрения в Первую Благородную Истину, первый шаг к контролю над чувством страдания. Но и это ещё не всё. Многие буддисты, да и не только буддисты, говоря о дуккхе, забывают, что страдание, также как и счастливые состояния, не вечно. А ещё ведь есть и главное - ниббана - полное освобождение о всех видов дуккхи.
Но даже помня о счастье ниббаны (полном угасании мучающей жажды), некоторые люди и здесь находят повод для уныния - типа я не достоин ниббаны, я не смогу в этой жизни пройти путь и т.д. Надо ли говорить о том, что Будда не приветствовал подобного настроя? Все люди разные, с разными способностями и условиями для практики. Но это означает лишь разницу скорости прохождения пути, которой тем не менее не закрыт ни для кого. Например Дхаммавуддхо Тхера в своей статье приводит мнение о том, что достичь уровня Сотапанны относительно несложно. А это ведь означает максимум семь рождений в сансаре и гарантированное Архатство! :roll:
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 921
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в РАЗНОЕ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 8 гостей