#88 Antaradhana » 04.09.2016, 04:57
Думаю о том, каким образом во времена Будды, люди менее развитые интеллектуально, быстро развивали веру в Дхамму, и достигали понимания. Какое мировосприятие было у людей того времени? Ведь интеллектуальное развитие человечества – это, по сути, увеличение количества образов, которыми он оперирует и сама способность к логической эквилибристике этой грудой образов, количество которых порой избыточно. Тогда как в древние времена, количество образов было меньше, и понимание достигалось гораздо меньшими усилиями, через меньшую цепочку образов, и связанных с каждым из этих образов ассоциаций. К тому же, сама картина мира, авторитетные мнения, на которых она основывалась, а также уровень критического восприятия были совершенно другими. Такому духовному авторитету, как Будда, не составляло большого труда изменить эту картину мира, в нужном направлении, так как все мировосприятие людей того времени было основано на образах, создаваемых такими людьми (духовными авторитетами).
Чтобы поместить современных людей, живущих в мире, где образы, из которых создается картина мировосприятия, формируются в среде научного сообщества, посредством научных изысканий, на один уровень с современниками Будды, нужно чтобы ученые, посредством экспериментов доказали, как минимум наличие каммы, перерождений, а также наладили контакт с другими мирами (дэвами, петтами и т.п.). Лишь в таком случае, стартовые условия по усвоению Дхаммы, у современного человека будут равными, таковым у тех людей, которые жили во времена Будды и слышали Дхамму.
Критическое мышление с одной стороны полезно в жизни, т.к. оно создает непроходимые дебри, для всякой неполезной ерунды и мракобесия, но с другой стороны, эти дебри становятся непроходимыми и для вещей важных и ценных, таких как Дхамма. Современные люди, в большинстве своем, не верят никому, и ничему, если это не имеет материальных и экспериментальных подтверждений, или же не подтверждено авторитетами из научной среды. Картина мира усложнилась, а количество образов, которыми оперирует среднестатистический индивид, увеличилось многократно. Вследствие чего, наш ум не приемлет решений, которые в давние времена казались людям сложными, а теперь кажутся примитивными, и отметаются только на этом основании.
При всем, при этом, природа человека, в плане склонности к чувственным удовольствиям и к неблагому, нисколько не изменилась, а разнообразие и доступность чувственных удовольствий существенно возросли. Отсюда напрашивается вывод, что возможности по принятию и реализации Дхаммы у современного человека – ниже, чем у людей прошлого, к тому же и сама Дхамма медленно, но верно приходит в упадок. Одним словом – печально.