По моему так можно придти к вопросу: а был ли Будда?
Почему, Арахантов сейчас нет, НО тогда они были? От куда уверенность если сейчас их быть не может? А почему они должны были быть тогда? Потому что так в Каноне написано?
А вы всё равно так или иначе придёте к этому вопросу: "А был ли Будда". Это ж один из фундаментальных буддийских объектов веры - что Будда (даже если и был как живой человек) достиг в самом-делешного просветления! Да ещё и обладал всеведением - о как!
Этим вопросом вы будете задаваться вне зависимости от того даже, достигает ли кто джханы или нет. Даже если
вы лично вдруг (о чудо) достигнете джханы - даже тогда это не избавит вас от сомнения в отношении вышеупомянутого. Появятся другие вопросы: "А вдруг Будда только джханы всего лишь достиг, как я щас, а никакого просветления полного у него так и не случилось и он всё выдумал" или там "А вот христиане вроде как тоже джханы достигают - у них там фаворский свет, исихазм, и всё такое".
Я, кстати где-то пытался поднять этот вопрос на форуме: где достигшие? Если нет достигших, почему Б8П работает? Т. е. без верхушки пирамиды, и пирамиды не складывается. только холмик образуется пологий. В чём тогда отличие Тхеравады от других религий? Если Путь, открытый Буддой в принципе не достижим, то какой смысл в нём? А получается, что Ниббана не достижима. Единственное, что можно пощупать, это нравственность. Правильно?
Можно много что пощупать для того, чтобы сомнения в этом вопросе развеять - ну или - по крайней мере - уменьшить. Даже простое поверхностное изучение теории/философии тхеравады/махаяны/ваджраяны уже много что даст. Чем больше понимания будет в Дхамме, тем этих сомнений будет меньше. А различные элементы опыта (в том числе даже просто жизненного) этот базис ещё больше укрепят. Достигать джханы тут вовсе не обязательно - как минимум потому, что при её достижении вопросы, если они остались, всё равно никуда не денутся, в том числе в отношении "верхушки пирамиды".