Топпер писал(а):Например тхера Махакассапа выполнял, как минимум, несколько из обетов дхутанги. Его трудно было бы заподозрить в том, что он делает это по старой памяти из-за тапасов.
Дополню немного слова Бханте о МахаКассапе:
"
Маха Кассапа - один из десяти главных учеников Будды, известный своим строгим монашеским поведением и считавшийся первым в соблюдении аскетических практик"
"... сутта "Старость" (КС 5). В ней
Будда говорит Кассапе о том, что тот достиг уже преклонного возраста и ему не под силу сохранять строго аскетический образ жизни. Лучше бы ему перебраться жить поближе к какой-либо деревне, на попечение благочестивых мирян. Маха Кассапа отказался от такого предложения, аргументируя тем, что он привык собирать подаяние и жить в лесу, и, кроме того, его пример может послужить на пользу будущим поколениям монахов. "
"Ещё одна тема, в какой-то мере связанная с течением времени, и постоянно звучащая на страницах "Кассапа-самъютты" - это наступающий упадок Учения. Кассапа сравнивает прежние времена, когда монахи жили аскетически скромно, с нынешними, когда монахи уже не следуют такому образу жизни (КС 8). Когда Будда посылает Маха Кассапу поучать монахов, последний отказывается, мотивируя тем, что монахи непочтительны, нетерпимы, трудны для увещевания. Они любят тех, кто говорит много, долго и красиво (КС 6) (сам Маха Кассапа, очевидно, не относился к числу таких проповедников); у монахов нет веры, совести и чести, энергичности и мудрости (КС 7); они не ведут строгую воздержанную жизнь (КС 8). Стоит заметить, что строгость и ригористичность Маха Кассапы действительно не нравилась некоторым монахам; в ход шли даже обвинения в том, что Маха Кассапа до прихода в общину Будды был последователем других учителей. (КС 11).
Сам Будда признавал Маха Кассапу равным себе во многих отношениях, в частности в практике восьми ступеней медитативного сосредоточения (jhana) и владении шести видами сверхъестественных способностей (Gunaratana H. The Jhanas in Theravada Buddhist Meditation. The Wheel Publication No. 351/353. Copyright 1988.)."
"В нескольких случаях
Будда приводит Маха Кассапу как образец монаха, которому должны следовать все остальные (КС 1, 3). Кроме того, в "Кассапа-самъютте" содержатся три случая, когда Будда посылает Маха Кассапу поучать монахов, заметив при этом, что Кассапа сделает это не хуже его самого (КС 6-8)"
"Маха Кассапа был единственным учеником, с которым Будда поменялся монашескими одеждами, и этот знак уважения сильно поднял авторитет Маха Кассапы в сангхе....Рассказав об эпизоде обмена одежд, Маха Кассапа добавляет: "Если кто и может сказать про себя "законный сын Бхагавана, из его уст рождённый, Дхармой рождённый, Дхармой сотворённый, наследник Дхармы, принявший одежды", то это я"
Маха Кассапа, буддийский монах навсегда