Что же такое "небытие", которое совсем не ниббана?

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 1

#1 Михаил Макушев » 26.09.2014, 10:47

Все прекрасно помнят слова Будды о ниббане (не дословно, а общую идею выражу ) "ниббана - это не бытие, и не небытие"
Если с первым все достаточно просто и осознать подобное более или менее представляется, то второе.. это самое "небытие" весьма трудно для представления. Поэтому видимо и представляет особую проблему исключать данный артефакт из апофатического определения ниббаны. Видимо поэтому и появляются подобного рода словесные конструкции

Будда влюблен в небытие, Будда радостно предлагает нам уничтожить себя без остатка, видя в этом высшее блаженство и избавление от страданий. ...

Так почему же так трудно осознать небытие?
Михаил Макушев

  • 6

#2 SV » 26.09.2014, 12:23

По-певрых, Будда не говорил что "ниббана не небытие". Но говорил так: "Ниббана - прекращение существования". Для кого-то эта фраза равнозначна с "ниббана - небытие", например для того, кто написал: "Будда влюблен в небытие, Будда радостно предлагает нам уничтожить себя" :smile:

Почему при этом данная перспектива рассматривается негативно - это понятно: семья, работа, удовольствия и прочие сансарные ништяки терять мало кому охота, отсюда и пренебрежение.

А что касается некоего "сферического небытия в вакууме" - то его как бы не существует вовсе в природе как явления, поэтому когда говорят о небытии, то подразумевают отсутствие чего-то определённого, некоей вещи. Ну да, бывает так, что некая вещь не наличествует. Это и есть её небытие. Ниббана - это небытие существа, т.к. существо не наличествует более. Но прекращение существа - это прекращение 5 кхандх (т.е. существо - это 5 кхандх). А, согласно первой истине, 5 кхандх = дуккха. У подавляющего большинства существ и в голове не укладывается как так 5 кхандх = дуккха, отсюда и непонимание 1-ой истины. А когда нет понимания 1-ой истины, то нет и понимания всего буддизма целиком.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14292
Сообщения: 5916
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#3 Федор » 26.09.2014, 12:35

Сергей! :agree:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4784
Сообщения: 3058
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#4 SergeyCH » 26.09.2014, 12:58

Бытие- это процесс функционирования совокупностей (кхандх), поддерживаемый жаждой. Будда ни к чему не привязан, он просто увидел, что в отсутствии жажды и влечения, кхандхи прекращаются и не смогут возникнуть вновь. При этом жажда возникает вследствии неведения, когда отсутсвует видение подлинной природы совокупностей- дукка, аничча, анатта. Простые существа воспринимают смерть в терминах "я" и "моё", для пробужденного это просто прекращение обусловленных феноменов, к которым больше нет привязанности. Поэтому в Аллагадуппама сутте Будда говорит, что его ошибочно толкуют те, кто говорит о прекращении живого существа, как прежде так и сейчас он учит только страданию и прекращению страдания.
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 921
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#5 Федор » 26.09.2014, 13:03

Сергей! :agree:
:smile:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4784
Сообщения: 3058
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 serzh.valiev » 26.09.2014, 13:45

SergeyCH писал(а):Бытие- это ..
когда устраненны причины страданий начинается чистое Бытие.
serzh.valiev M
Откуда: Кыштым
Репутация: 6
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21.09.2014
Традиция: Нет

  • 3

#7 Соня » 27.09.2014, 11:41

Настеньку цытировать начали :-)
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#8 Михаил Макушев » 27.09.2014, 18:24

Соня писал(а):Настеньку цытировать начали :-)
В какой именно части?
Михаил Макушев

#9 Соня » 27.09.2014, 19:59

Михаил Макушев писал(а):
Соня писал(а):Настеньку цытировать начали :-)
В какой именно части?
Цытату которую превели я встречала в ее зписи "прощпние с буддизмом" в ВК
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Михаил Макушев » 27.09.2014, 21:09

Соня писал(а):Цытату которую превели я встречала в ее зписи "прощпние с буддизмом" в ВК
А то! Тут такое дело, что она дошла до роли антагониста буддизма. Посему как пример - можно
Михаил Макушев

#11 Елена Котельникова » 27.09.2014, 22:28

Михаил Макушев писал(а):
Соня писал(а):Цытату которую превели я встречала в ее зписи "прощпние с буддизмом" в ВК
А то! Тут такое дело, что она дошла до роли антагониста буддизма. Посему как пример - можно
Прошу прощенья за оффтоп, но неужели вот человек совсем от буддизма отошел? Она же вроде чуть ли не ме чи собиралась стать... Печально это.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3557
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Detonator » 27.09.2014, 22:41

Соня писал(а):Цытату которую превели я встречала в ее зписи "прощпние с буддизмом" в ВК

А можно подробней почему она отсюда пропала?
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 3

#13 Соня » 28.09.2014, 20:50

Detonator писал(а):
Соня писал(а):Цытату которую превели я встречала в ее зписи "прощпние с буддизмом" в ВК

А можно подробней почему она отсюда пропала?

http://vk.com/wall264340214_79

Наигралась вот и ушла.

А по теме: если "я" нет то кто может страдать от отсутствия себя?
Если нет я то чему тогда аннигилировать?

Автор так и не отошел от идея. Стоит ли тогда обсуждать его выводы?
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#14 Михаил Макушев » 28.09.2014, 21:00

Соня писал(а):А по теме: если "я" нет то кто может страдать от отсутствия себя?
Если нет я то чему тогда аннигилировать?
Автор так и не отошел от идея. Стоит ли тогда обсуждать его выводы?
Ну если вам лично не интересно, можете не обсуждать.
Но по сути - если нет вашего "я", то вы не будете конечно против сваливания кирпича на голову тела, которое написало ваш комментарий? В конце концов и тела и "я" внутри него нет, правильно?
Михаил Макушев

  • 1

#15 masterjack » 28.09.2014, 21:09

Елена Котельникова писал(а):
Михаил Макушев писал(а):
Соня писал(а):Цытату которую превели я встречала в ее зписи "прощпние с буддизмом" в ВК
А то! Тут такое дело, что она дошла до роли антагониста буддизма. Посему как пример - можно
Прошу прощенья за оффтоп, но неужели вот человек совсем от буддизма отошел? Она же вроде чуть ли не ме чи собиралась стать... Печально это.

на форуме была ветка об усталости от сансары.
Настя наверное не устала еще.
также она упомянула некоторое напряженное общение с некоторыми последователями буддизма в последнее время.
интересовался у неё когда она пропала.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4974
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Соня » 28.09.2014, 21:13

Михаил Макушев писал(а):
Соня писал(а):А по теме: если "я" нет то кто может страдать от отсутствия себя?
Если нет я то чему тогда аннигилировать?
Автор так и не отошел от идея. Стоит ли тогда обсуждать его выводы?
Ну если вам лично не интересно, можете не обсуждать.
Но по сути - если нет вашего "я", то вы не будете конечно против сваливания кирпича на голову тела, которое написало ваш комментарий? В конце концов и тела и "я" внутри него нет, правильно?


Зачем же вы теплое то с мягким путаете?
Мне не интересно обсуждать, вот я и не обсужлаю.
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 7

#17 aNiMa-00170 » 28.09.2014, 21:58

Соня писал(а):Наигралась вот и ушла. А по теме: если "я" нет то кто может страдать от отсутствия себя? Если нет я то чему тогда аннигилировать? Автор так и не отошел от идея. Стоит ли тогда обсуждать его выводы?

-- если всё ещё НЕ понята и НЕ усвоена даже Первая Благая Истина Будды -- то НЕ будет усвоена и Вторая, и Третья, и Четвертая. Да-а. Будда ставит диагноз. Будда выявляет и выясняет анамнез. Будда составляет прогноз. Будда "выписывает" рецепт. Если существо всё ещё продолжает отождествлять самого себЯ, самое своё "Я" -- с болезнью, -- переживать за болезнь, опасаться и откровенно побаиваться возможности выздоровления от болезни и, таким образом, стремиться оставаться с болезнью, оставаться больным, -- в таком случае даже диагноз, услышанный от Будды НЕ будет усвоен, -- что уж тут говорить об анамнезе и прогнозе, НЕ говоря уже даже о рецепте. Ниббана -- это выздоровление. Благой Восьмеричный Путь Будды (Дхамма) -- это единственное лекарство. Тот, кто всё ещё так и НЕ понял даже самого того факта, что он болен, безнадежно, неизлечимо (любыми обычными средствами) болен, -- лечить бесполезно, напрасно, и даже опасно. Он объявит врача палачом и убийцей. Бережно поглаживая свою опухоль, он умрет, проживая последние дни свои в заботах о ней. Будда (целитель) и Дхамма (панацея) останутся для него бесполезны.
....

сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2022
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 Shevanatt » 28.09.2014, 22:33

Последний оратор чертовски верно выразился и хотелось бы подчеркнуть важность осознания собственной обусловленности от 3-х видов жажды: чувственных ощущений/удовольствий, становления и не-становления (она же уничтожения или несуществования). Когда человек начинает отчаянно провозглашать: "Жизнь - страдание!", "как больно, пусть всё прекратится", "когда ничего нет - это самое лучшее!" - на деле имеет место не что иное как та же самая жажда, но этот раз жажда не-становления и страдания человека только усиливаются. Но когда человек свободен от 3-х видов жажды, можно говорить и близости ниббаны для него.

К сожалению, наблюдается явление, когда люди под эгидой буддизма (особенно Тхеравады) пытаются протащить эту самую жажду не-становления. Добавив сюда страстное желание достигнуть приятных медитативных сосредоточений (здравствуй жажда становления), в то время как они не случаются. В итоге полностью изведённые обоими жаждами покидают буддизм, обвиняя его, что он не исполнил их надежд, по факту же никогда и не практиковавши наставления Будды, лишь плавая из одной жажды в другую, так и не распознав их ни разу...
Shevanatt
Репутация: 201
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 02.04.2014
Традиция: Нет

#19 masterjack » 28.09.2014, 22:58

опять попробую в добром ключе продолжать упоминать г-нку, который в принципе хорошо поставил акцент на слове
ощущения.
если не перебороть первую и очень явную ступень - чувственных ощущений, то как можно бороться дальше?
жажда жить - не что иное как жажда определенных ощущений притом радостных.

даже высказывание на форумах в большей части является преследование ощущений "важности своего Я"
или поддержки своего Я, или являние миру своего Я ... чорд! :ujas:
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4974
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#20 Detonator » 28.09.2014, 23:02

Соня писал(а):http://vk.com/wall264340214_79
Наигралась вот и ушла.

Что то ее из одной крайности в другую бросило.
По крайней мере она была тут единственной, чьи феномены из практики и их причины я так до конца и не понял.
Теперь тут осталась просто говорильня.
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 11 гостей