Внутренне и внешне
Добавлено: 26.12.2014, 09:16
В суттах в описании практики сатипаттханы иногда используется несколько чуть более расширенная формулировка, например, из СН 47.3: "Пребывай в созерцании феноменов в феноменах внутренне… внешне… внутренне и внешне, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру".
Каких только версий я не встречал в попытке объяснить фразу "и внутренне и внешне" после слов внутренне и внешне (ноги у попыток всё как-то предельно сложно объяснить растут, очевидно, из стремления разработать некие "медитативные техники"). Но почему-то никто никогда не высказал банальной идеи (в том числе и мне в голову до сегодняшнего дня она почему-то не приходила, видимо голова замылена была сложными объяснениями), что тут нет никакого скрытого глобального смысла, а есть всего лишь "подведение итогов". Это становится очевидным, если взять похожую по конструкции, но другую фразу из сутт, которая построена аналогичным образом, и очень часто встречается. А именно: "ради собственного блага, ради блага других, ради блага собственного и других". Здесь никто никогда никаких особых объяснений не давал, так как последняя фраза, совершенно очевидно, является эдакой сводкой, и фразу легко можно переиначить так: "ради собственного блага, ради блага других, короче говоря, ради блага обоих".
Точно также, очевидно, следует рассматривать и формулировку практики сатипаттхан. Если перефразировать, то выйдет так: "Пребывай в созерцании феноменов в феноменах внутренне… внешне…, [короче говоря, и внутренне и внешне], будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру".
Такие дела
Каких только версий я не встречал в попытке объяснить фразу "и внутренне и внешне" после слов внутренне и внешне (ноги у попыток всё как-то предельно сложно объяснить растут, очевидно, из стремления разработать некие "медитативные техники"). Но почему-то никто никогда не высказал банальной идеи (в том числе и мне в голову до сегодняшнего дня она почему-то не приходила, видимо голова замылена была сложными объяснениями), что тут нет никакого скрытого глобального смысла, а есть всего лишь "подведение итогов". Это становится очевидным, если взять похожую по конструкции, но другую фразу из сутт, которая построена аналогичным образом, и очень часто встречается. А именно: "ради собственного блага, ради блага других, ради блага собственного и других". Здесь никто никогда никаких особых объяснений не давал, так как последняя фраза, совершенно очевидно, является эдакой сводкой, и фразу легко можно переиначить так: "ради собственного блага, ради блага других, короче говоря, ради блага обоих".
Точно также, очевидно, следует рассматривать и формулировку практики сатипаттхан. Если перефразировать, то выйдет так: "Пребывай в созерцании феноменов в феноменах внутренне… внешне…, [короче говоря, и внутренне и внешне], будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру".
Такие дела