Происхождение и прекращение
Добавлено: 05.01.2015, 17:43
Вот ещё одна интересная фраза, которая встречается в суттах.
Звучит она так: "Он созерцает происхождение и исчезновение (или - как вариант - возникновение и угасание) в пяти совокупностях...", а также есть небольшие вариации, где говорится о возникновении (происхождении) и исчезновении (угасании) формы, или чувства, или восприятия и т.д.
В суттах говорится, что такое наблюдение/созерцание приводит к уничтожению невежества, загрязнений, достижению арахантства и так далее.
Абхидхармисты обычно указывают на такие фрагменты на зачатки абхидхармической модели, содержащейся в суттах, объясняя, что речь идёт о моментном возникновении и угасании ментальных и материальных дхамм. Однако, это не так. В СН 22.5 Будда чётко объясняет, что же это за такое созерцание возникновения и угасания.
Монахи, развивайте сосредоточение. Монах, который сосредоточен, понимает в соответствии с действительностью.
И что он понимает в соответствии с действительностью?
* происхождение и исчезновение формы,
* происхождение и исчезновение чувства,
* происхождение и исчезновение восприятия,
* происхождение и исчезновение формаций [ума],
* происхождение и исчезновение сознания.
Действительно, если взять фрагмент вне остального контекста, может показаться, что абхидхармисты правильно объясняют. Однако, если мы прочитаем объяснение Будды дальше по тексту, то увидим совсем иную картину:
И что такое, монахи, происхождение формы? Вот, монахи, человек ищет наслаждения, приветствует, продолжает удерживать. И в чём он ищет наслаждения, что он приветствует, что продолжает удерживать? Он ищет наслаждения в форме, приветствует её, продолжает удерживать. В результате возникает наслаждение. Наслаждение формой является цеплянием. Имея цепляние в качестве условия, [возникает] существование. Имея существование в качестве условия, [возникает] рождение. Имея рождение в качестве условия, [возникает] старение и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние. Таково возникновение всей этой груды страдания.
Вот, монахи, человек не ищет наслаждения, не приветствует, не продолжает удерживать. И в чём он не ищет наслаждения, что он не приветствует, что не продолжает удерживать? Он не ищет наслаждения в форме, не приветствует её, не продолжает удерживать. В результате наслаждение формой прекращается. С прекращением наслаждения прекращается цепляние. С прекращением цепляния прекращается [будущее] существование. С прекращением существования прекращается рождение. С прекращением рождения прекращается старение и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды страдания.
Итак, что же это за созерцание возникновения-угасания? Как ни странно, это ни что иное как наблюдение схемы зависимого возникновения, просто здесь оно объясняется Буддой в более сжатом, нежели обычно, виде.
Как в этой, так и во всех остальных суттах - везде говорится о том, что к арахантству приводит именно наблюдение этой самой схемы - как невежество порождает психофизический организм, а он из-за цепляния создаёт новое существование в будущем, т.е. сансару, новые страдания. Даже когда говорится о созерцании непостоянства феноменов (формы, восприятия, сознания, и т.д.) - то точно также, об этом говорится именно в свете данной схемы, растянутой на несколько жизней. Именно видение такого непостоянства - в макро, а не микро масштабе - является причиной устранения невежества и достижения просветления.
Звучит она так: "Он созерцает происхождение и исчезновение (или - как вариант - возникновение и угасание) в пяти совокупностях...", а также есть небольшие вариации, где говорится о возникновении (происхождении) и исчезновении (угасании) формы, или чувства, или восприятия и т.д.
В суттах говорится, что такое наблюдение/созерцание приводит к уничтожению невежества, загрязнений, достижению арахантства и так далее.
Абхидхармисты обычно указывают на такие фрагменты на зачатки абхидхармической модели, содержащейся в суттах, объясняя, что речь идёт о моментном возникновении и угасании ментальных и материальных дхамм. Однако, это не так. В СН 22.5 Будда чётко объясняет, что же это за такое созерцание возникновения и угасания.
Монахи, развивайте сосредоточение. Монах, который сосредоточен, понимает в соответствии с действительностью.
И что он понимает в соответствии с действительностью?
* происхождение и исчезновение формы,
* происхождение и исчезновение чувства,
* происхождение и исчезновение восприятия,
* происхождение и исчезновение формаций [ума],
* происхождение и исчезновение сознания.
Действительно, если взять фрагмент вне остального контекста, может показаться, что абхидхармисты правильно объясняют. Однако, если мы прочитаем объяснение Будды дальше по тексту, то увидим совсем иную картину:
И что такое, монахи, происхождение формы? Вот, монахи, человек ищет наслаждения, приветствует, продолжает удерживать. И в чём он ищет наслаждения, что он приветствует, что продолжает удерживать? Он ищет наслаждения в форме, приветствует её, продолжает удерживать. В результате возникает наслаждение. Наслаждение формой является цеплянием. Имея цепляние в качестве условия, [возникает] существование. Имея существование в качестве условия, [возникает] рождение. Имея рождение в качестве условия, [возникает] старение и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние. Таково возникновение всей этой груды страдания.
Вот, монахи, человек не ищет наслаждения, не приветствует, не продолжает удерживать. И в чём он не ищет наслаждения, что он не приветствует, что не продолжает удерживать? Он не ищет наслаждения в форме, не приветствует её, не продолжает удерживать. В результате наслаждение формой прекращается. С прекращением наслаждения прекращается цепляние. С прекращением цепляния прекращается [будущее] существование. С прекращением существования прекращается рождение. С прекращением рождения прекращается старение и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды страдания.
Итак, что же это за созерцание возникновения-угасания? Как ни странно, это ни что иное как наблюдение схемы зависимого возникновения, просто здесь оно объясняется Буддой в более сжатом, нежели обычно, виде.
Как в этой, так и во всех остальных суттах - везде говорится о том, что к арахантству приводит именно наблюдение этой самой схемы - как невежество порождает психофизический организм, а он из-за цепляния создаёт новое существование в будущем, т.е. сансару, новые страдания. Даже когда говорится о созерцании непостоянства феноменов (формы, восприятия, сознания, и т.д.) - то точно также, об этом говорится именно в свете данной схемы, растянутой на несколько жизней. Именно видение такого непостоянства - в макро, а не микро масштабе - является причиной устранения невежества и достижения просветления.