Примеры опасности чувственных удовольствий

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 1

#41 Белов » 05.07.2015, 05:33

Благодарю вас Федор, очень кстати и то, что нужно.
Дочитываю вторую книгу Джатак. Сегодня утром перед работой читал одну -про тигрицу, накормленную царевичем своим телом. Понятно, что это всё сказки. (Хотя иногда об этом начисто забываешь.) Но вот на что я обратил внимание, так это на то, что в них ценится не только возможность получения Учения (даже если это четыре строчки), но и много уделяется внимания накоплению благих заслуг. Это вроде как тот багаж, который позволяет и дальше встречаться с Учением и постигать его из жизни в жизнь всё глубже и глубже. От сюда вывод :umnik: чувственные наслаждения уменьшают это поле благих заслуг и тем самым лишают возможности встречи с Учением. Не медитацией единой живёт буддист :wink: .
Скрытый текст
Джатака о том, как царевич по имени Махасаттва пожертвовал своё тело тигрице

Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. Как-то раз, когда наступило время сбора милостыни, Победоносный, облачившись в должное монашеское одеяние, взял патру и вместе с Анандой отправился за подаянием.
В том городе жила старуха, два сына которой постоянно промышляли воровством. Но вот они были схвачены владельцем имущества и приведены пред лицо судьи, который в соответствии с законом приговорил братьев к смертной казни.
Когда палач вел их скованных на место казни, старуха мать и два ее осужденных сына увидели Победоносного. Он издали приближался к ним, и они отдали поклон в его сторону.
- О владыка богов, - взмолилась старуха, обращаясь к Будде, - к милосердию твоему взываю: будь защитником - моих сыновей, приговоренных к смерти.
Внял ее словам Победоносный и в силу великого милосердия Татхагат явил жалость к осужденным. Чтобы спасти их жизни, он дал наставления Ананде и послал его к царю просить об освобождении преступников. И в соответствии с пожеланием Победоносного царь отпустил их.
Будучи чрезвычайно обрадованными и памятуя благодеяние Победоносного, братья пришли туда, где од пребывал, припали головами к его стопам, а затем, почтительно сложив ладони, обратились к Победоносному с такими словами:
- Поскольку великим благодеянием Победоносного сохранен остаток нашей жизни, то помысли милостиво о нас, о Владыка богов, и разреши нам вступить в монашество.
- Придите во благе, - произнес тогда Победоносный. И тут же волосы на голове и лице братьев сами собой сбрились, одежда стала желто-оранжевого цвета, и они твердо укрепились в помыслах веры. Затем Победоносный наставил их, как должно, в Учении, в результате чего они избавились от всякой скверны и стали архатами. Их же старуха мать, благодаря тому, что выслушала религиозные наставления Будды, обрела состояние анагамина, или невозвращения.
Ананда, видя столь удивительное дело, громко восславил Победоносного словами:
- О, сколь велики добродетели Татхагаты!
Однако он подумал про себя: "Какие же добрые дела в прошлом совершили эти трое, мать и два сына, если сейчас при встрече с Победоносным и от огромной беды избавились, и благо нирваны обрели? Хорошо так в течение одного рождения обрести и пользу и благо".
Победоносный, зная мысли Ананды, сказал ему:
- Этих троих я не только сейчас призрел. В давние времена я их также своим попечением не оставил. И попросил тогда Ананда Победоносного:
- О Победоносный! Соблаговоли поведать в назидание, каким образом ты в давние времена этим троим свое попечение оказал...
И рассказал тогда Победоносный Ананде следующую историю.
Давным-давно, бесчисленное количество калп назад, в стране Джамбудвипе был царь по имени Махаратха. У этого царя было три сына. Старшего звали Махапранада, среднего - Махадева, младшего - Махасаттва. Младший царевич с детства славился своей добротой и милосердием, был он для всех как родной сын.
Как-то раз царь в окружении советников и царица с сыновьями отправились из дворца на прогулку. Пройдя немного, они устали и расположились на отдых. Трое же царевичей пошли дальше, в глубь леса. Там они увидели тигрицу, которая недавно родила детенышей, но, в течение нескольких дней терзаясь голодом и жаждой, была уже готова сожрать свое потомство. Младший царевич сказал, обращаясь к своим братьям:
- Эта тигрица охвачена ужасными мучениями. Похоже, что она вот-вот умрет от слабости и истощения и может даже сожрать новорожденных.
- Правду ты говоришь, - отвечали ему на это старшие братья.
- А что ест эта тигрица? - снова промолвил младший.
- Ей по вкусу парная убоина да теплая кровь, - ответили старшие братья.
- Есть ли кто-нибудь, кто в состоянии своим телом спасти жизнь тигрицы, не допустить ее гибели? - спросил младший брат.
- Нет, - отвечали братья, - это очень трудно. Тогда царевич подумал: "В течение длительного времени вращаясь в круговороте сансары, то из-за приверженности к страстям, то из-за гнева, то из-за духовной омраченности, я бесчисленное количество тел и жизней впустую расточил. Что стоит тело, которое ради Учения ни разу не было отдано на удобрение поля благих заслуг!
Некоторое время все трое продолжали идти дальше.
- Вы идите, - сказал затем старшим царевичам младший брат, - а я исполню одно дело и вас догоню.
Он повернул назад и по старой дороге быстро вернулся к логову тигрицы. Подойдя к тигрице, царевич лег около нее, но та из-за слабости даже пасти открыть не могла, чтобы сожрать его. Тогда царевич острой веткой пустил себе кровь и дал лизнуть тигрице, после чего та раскрыла пасть и сожрала тело царевича.
Старшие же братья, видя, что прошло много времени, а младшего брата все нет и нет, решили: "Пойдем искать по следам и осмотрим то место в лесу, где мы разговаривали. Наверное, нашего брата убила голодная тигрица".
Придя туда, они увидели, что младшего брата сожрала тигрица. Вокруг валялись клочья мяса и виднелись пятна крови. От такого зрелища старшие братья пали без памяти на землю. Когда же спустя долгое время они пришли в себя, то стали кататься по земле, оглашая воздух стенаниями, до тех пор, пока снова не впали в беспамятство.
Тем временем царице-матери приснились во сне три голубя, которые играли, летая туда и сюда. Вдруг ястреб схватил и унес самого маленького из голубей.
Дрожа от страха, царица проснулась и сказала царю:
- Я слышала, рассказывают, что голуби означают души сыновей. Если ястреб унес самого маленького из голубей, то, наверное, с моим любимым сыном случилось несчастье.
Сразу же были посланы люди на поиски, но тут вернулись два старших царевича.
- Не случилось ли несчастья с моим любимцем? Где он? - спросила их мать.
У обоих братьев как будто горло закупорило, даже дыхание прервалось, и они не могли выговорить ни одного слова. Когда же дыхание вернулось к ним, братья сказали:
- Младшего брата сожрала тигрица.
Услышав эта слова, царица потеряла сознание и пала на землю.
Когда после, длительного беспамятства она пришла в себя, то вместе с царем, сыновьями, придворными поспешила на место гибели младшего царевича.
К тому времени тигрица сожрала остатки мяса, и они увидали на земле только кости царевича да то там, то здесь кровавьте пятна. Царица схватила голову, а царь - останки руки [младшего сына], и оба они, рыдая и стеная, упали без чувств. Долго они лежали без сознания, затем пришли в себя.
Царевич же Махасаттва, скончавшись на земле, возродился на небе Тушита. "Почему и за какие поступки я здесь возродился?" - подумал он. Божественным глазом окинул царевич пять миров* и увидел в лесу, на месте своей кончины, родителей, которые стенали около его бренных останков, удрученные болью страданий из-за большой привязанности [к погибшему сыну]. Божество подумало: "Такая скорбь может нанести ущерб здоровью и даже жизни моих родителей. Надо пойти поговорить с ними и ободрить их".
Подумав так, он опустился [из своей небесной обители] и с небесной вышины стал утешать своих родителей различными ласковыми словами. Те посмотрели на небо и спросили:
- Ответь нам, кто ты, о божество?
- Я был царевичем по имени Махасаттва. Своим телом я накормил голодную тигрицу и за это возродился на небе Тушита. О великий царь, знай следующее:
Что бы ни существовало [в мире], дхарма [этого существа] такова, что оно неизбежно приходит к своему концу. За рождением неотвратимо [следует] разрушение. Если творить зло, то низвергнешься в ад живых существ. Если творить добро, возродишься на небесах. Поэтому, если рождение и разрушение присущи всем, то зачем же из-за мимолетных удовольствий низвергаться в море страданий? Разве это не понятно? Будьте же ревностны в соблюдении благого Учения.
Но родители возразили на это:
- Ты в силу великого сострадания накормил своим телом тигрицу. Но если ты в силу великого сострадания накормил тигрицу и милосерден ко всем, то приличествует ли тебе, великомилосердному, совершить подобное деяние: лишив себя жизни, нас бросить и заставить, тебя вспоминая, такие муки испытывать, будто наши тела режут на куски.
И снова божество стало на все лады утешать родителей ласковыми словами, отчего те немного успокоились, положили останки сына в гроб, изготовленный из семи драгоценностей, и над захоронением воздвигли чортен. После этого божество возвратилось на небеса, а царь с многочисленной свитой вернулся во дворец.
Как ты думаешь, - спросил Победоносный Ананду, - кто есть ныне царь того периода Махаратха? Это мой отец, царь Шудходана. А царица-мать того периода - это ныне моя мать Махамая. Тогдашний старший брат Махапранада - это Майтрейя, средний брат - это Васумитра. Что касается младшего царевича того периода Махасаттвы, то не думай ни о ком другом - это ныне я сам. Тигрята того периода - это двое нынешних братьев-преступников. Я давным-давно их от беды избавил, жизни им спас и сделал счастливыми. Сейчас, когда я обрел буддство, избавил их от беды и полностью спас от великих страданий сансары.
И тут Ананда и все многочисленные окружающие произнесли хвалу словам Победоносного.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#42 Илья_Ч » 05.07.2015, 08:16

Еще говорится что чувственные ощущения подобны мошке которая съедает корову без кожи http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_63-puttamamsa-sutta-sv.htm

В каком-то смысле по мере того как мы поедаем ощущения они в это время переваривают нас. :umnik:
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 576
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

#43 Белов » 05.07.2015, 11:59

Вот таким способом, монахи, я утверждаю, следует рассматривать контакт как питание. Когда контакт как питание полностью понят, то три вида чувства полностью поняты. Когда три вида чувства полностью поняты, то, я говорю вам, нет более чего-либо, что ещё нужно было бы сделать ученику Благородных3.
Вот таким способом, монахи, я утверждаю, следует рассматривать умственное волевое намерение как питание4. Когда умственное волевое намерение как питание полностью понято, то три вида жажды полностью поняты5. Когда три вида жажды полностью поняты, то, я говорю вам, нет более чего-либо, что ещё нужно было бы сделать ученику Благородных.
О каких трёх идёт речь?
А сама сутта как нельзя кстати. :thanks:
Блин! Прочитал про убитого ребёнка в пустыне и теперь рука сама на полпути к пирожку останавливается :ujas:
Последний раз редактировалось Белов 05.07.2015, 12:17, всего редактировалось 1 раз.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#44 SV » 05.07.2015, 12:15

Еще говорится что чувственные ощущения подобны мошке которая съедает корову без кожи http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_63-puttamamsa-sutta-sv.htm

Тут именно о всех ощущениях, а не чувственных наслаждениях говорится. А это иное всё-таки уже.

О каких трёх идёт речь?

Приятное, болезненное, нейтральное чувство.

А сама сутта как нельзя кстати.

Сама сутта гораздо глубже по теме нежели сутты про чувственные удовольствия. Тут Будда говорит о фиговости любого существования в принципе - но чтобы это увидеть и понять - это нужно на очень высоком уровне практиковать уже. Это где-то близко к арахантству - подобные созерцания.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#45 Белов » 05.07.2015, 12:20

SV писал(а):Приятное, болезненное, нейтральное чувство.
Благодарю. Сам как-то не домыслил :shy:
SV писал(а):Сама сутта гораздо глубже по теме нежели сутты про чувственные удовольствия.
То-то пришлось прочитать её на три раза. Не сразу вник. Да и сейчас не могу сказать, что всё усвоил как должно. Есть над чем поразмыслить...
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#46 Федор » 05.07.2015, 14:16

SV писал(а):Тут Будда говорит о фиговости любого существования в принципе - но чтобы это увидеть и понять - это нужно на очень высоком уровне практиковать уже. Это где-то близко к арахантству - подобные созерцания.

Да я бы не сказал. Увидеть и понять это может каждый глубокий и думающий человек. Для многих именно это понимание и является причиной обращения к Дхамме, то есть отправной точкой, а не итогом практики. Более того, такое понимание существует и вне Дхаммы. Скажем, в искусстве и литературе, не говоря уж о философии такое мироощущение - не редкость.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#47 amv » 11.07.2015, 23:48

Выскажусь тоже.
1. Скелет
Потому что скелет тщательно обструган, начисто обструган, без мяса, [это лишь] кости, измазанные кровью. Со временем собаку ожидала бы лишь усталость и досада».
Согласен с zRo, здесь чувственные удовольствия поданы как нечто пустотное, потому что быстро уходит. То есть как собака грызет пустоту, так и мы в чувственности едим то, чего в сути нет, потому что оно преходяще, не оставляющее следа. В противовес можно представить ниббану - постоянство.
2. Кусок мяса
И тогда [другие] грифы, цапли, ястребы преследовали бы его, клевали и драли когтями.
Опять же солидарен с zRo, создает конкуренцию.
3. Травяной факел
как если бы человек взял бы пылающий травяной факел и пошёл бы с ним против ветра....Если бы человек не отпустил бы немедля этот пылающий травяной факел, разве этот пылающий травяной факел не сжёг бы его
Эта более-менее очевидна, если сопоставить с практикой Пути. Чувственность может увлечь в сансару, принести муки и смерть. Практикуй - выкинь факел.
4. Яма с углями
И два сильных человека схватили бы его за обе руки и потащили бы его к этой яме с углями.
Два сильных человека очень похожи на привязанность к чувственным удовольствиям, которые мимо воли человека могут толкать его в сансару. Может имеется в виду практик, который более-менее понимает, что к чему.
5. Сон
как если бы человек мечтал о восхитительных парках, восхитительных рощах, восхитительных лужайках, восхитительных озёрах, и, прогуливаясь, он бы не увидел ничего из всего этого.
Видимо, фантазии о чувственных удовольствиях имеют тенденцию обламываться, когда у кое-кого голова болит или пацаны бухло забыли купить :lol:
6. Долг
Это ясно
7. Фрукты на дереве
Cложная конечно метафора. Может быть рубящий дерево человек - это смерть, пока ты беспечно наслаждаешься жизнью? Так же можно обратить внимание на высказывание
Если бы тот первый человек, который взобрался на дерево, быстро бы не слез, пока дерево падает, разве не сломал бы он себе руку или ногу или иную часть тела, из-за чего он повстречал бы смерть или смертельные мучения?»
То есть не начал практиковать, чтобы избежать сансары - смерти в более широком смысле.
8. Мясницкий топор и колода
Наверное, более-менее проясняется, если между топором и колодой положить человека. Тогда чувственные удовольствия - это то, что на самом деле приносит только муки (потому что непостоянные, потому что следованием им может привести в плохие миры и т.д. )(опять же по сравнению с ниббаной)
9. Мечи и копья
Тоже самое, что и топор. Способно приносить боль.
10. Голова змеи
Кто избегает телесных радостей,
Как на голову змеи боятся наступить босою ступней,
Видимо, рекомендация именно для практика, который уже осознает, что они опасны, как и осознает, что змея опасна.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#48 Федор » 12.07.2015, 09:51

masterjack писал(а):просто тонкие материи это ... такая часто спекуляьивная
тема.
а тонкая это может быть поэтическое сравнение.
в тонкостях , часто надуманных, легко запутаться,
выдавая вымышленное за реальное.

потому я вижу в этом больше опасности.


Существуют, бхиккху, другие вещи, глубокие, неуловимые, трудные для понимания, мирные, возвышенные, за пределами мысли, тонкие, знаемые мудрым,/ДН 1
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей