Страница 1 из 4

Шакъямуни, как бодхисаттва, и Канон.

Сообщение #1Добавлено: 03.07.2015, 19:19
Dron
Изложен ли, путь Шакъямуни, в аспекте становления его Бодхисаттвой, в Каноне?

Сообщение #2Добавлено: 03.07.2015, 20:27
Dron
Raudex писал(а):Да
Каков он, в простейшем изложении?

Сообщение #3Добавлено: 03.07.2015, 20:30
masterjack
Dron писал(а):Изложен ли, путь Шакъямуни, в аспекте становления его Бодхисаттвой, в Каноне?
как я понимаю этот путь занимал ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООЧЕНЬ долгое время
и на него ушло МНОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООГО перерождений.
вроде бы не одна кальпабыла потрачена на то чтобы Будда появился в этом мире в это время.
потому физически этот процесс описать невозможно.
да и нужно ли?

Сообщение #4Добавлено: 03.07.2015, 20:30
masterjack
Dron писал(а):
Raudex писал(а):Да
Каков он, в простейшем изложении?
родИлся, женИлся, зовел сОбаку ....
???
PROFIT

Сообщение #5Добавлено: 03.07.2015, 20:35
masterjack
Raudex писал(а):кроме меня.
ЙА!

Сообщение #6Добавлено: 03.07.2015, 20:40
Dron
masterjack писал(а):
Raudex писал(а):кроме меня.
ЙА!
Ответьте.

Сообщение #7Добавлено: 03.07.2015, 20:53
masterjack
Dron писал(а):
masterjack писал(а):
Raudex писал(а):кроме меня.
ЙА!
Ответьте.
спросите.

Сообщение #8Добавлено: 03.07.2015, 20:57
SV
Изложен ли, путь Шакъямуни, в аспекте становления его Бодхисаттвой, в Каноне?

Если брать самые ранние тексты (4 никаи) то есть просто пара сухих фактов:

-- Такого понятия как "Путь Бодхисаттвы" в текстах нет, и нет даже никаких намёков на такое понятие.
-- В текстах Будда всегда называет себя "непросветлённым бодхисаттой", имея в виду исключительно молодого человека по имени Сиддхаттха из глана Готама, который увидел страдательность бытия и стал искать просветления, чтобы избавиться от этого.
-- Есть несколько (мало) историй о его прошлых жизнях. Там он то царь, то обычный брахман, то простой ремесленник. Нигде там он себя не называет бодхисаттвой. Более того, никакого "практикуемого пути" в прошлых жизнях не видно и подавно, более того, в одном из рождений во время Будды Кассапы он вообще не желает встречаться с буддой и относится к нему презрительно (хотя потом-таки становится буддистом и даже монахом).

Сообщение #9Добавлено: 03.07.2015, 21:05
Dron
SV писал(а):
Изложен ли, путь Шакъямуни, в аспекте становления его Бодхисаттвой, в Каноне?

Если брать самые ранние тексты (4 никаи) то есть просто пара сухих фактов:

-- Такого понятия как "Путь Бодхисаттвы" в текстах нет, и нет даже никаких намёков на такое понятие.
Джатаки можно считать намеком?

Сообщение #10Добавлено: 03.07.2015, 21:07
masterjack
Dron писал(а):Джатаки можно считать намеком?
зачем это вам?
ответьте.

Сообщение #11Добавлено: 03.07.2015, 21:42
SV
Джатаки можно считать намеком?

Джатаки - именно вот все эти цветистые истории - они датируются периодом царя Ашоки, т.е. вроде и ранние, но сочинены всё равно много позже жизни Будды. При этом как минимум некоторые джатаки являются переиначиванием притч-метафор из сутт. Т.е. брался некий выдуманный Буддой пример (притча), и в итоге один из персонажей притчи объявлялся "бодхисаттвой в одной из прошлых жизней". Например, вот из этой сутты была сделана джатака: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn47_6-sakunagghi-sutta-sv.htm - где перепёлкой объявлялся бодхисаттва, хотя в сутте это просто притча для того чтобы показать некий аспект учения, а не "путь бодхисаттвы".

Ах да, и ещё забыл один факт упомянуть. Согласно ранним текстам новопросветлённый будда не хочет начинать "спасать всех живых существ, ведя их к нирване". Он начинает учить только потому, что его настоятельно попросили :smile:

Сообщение #12Добавлено: 03.07.2015, 22:15
SV
Вычитал что часть стихов джатак возможно датируется аж 4 в до н.э., то есть до времён Будды.

Какие-то может и относятся, но опять же что это было? Истории для детей? Басни? Притчи? А может просто популярный народный фольклор того времени? Что угодно может быть, и то, что текстово раскрыто в виде длинной истории много веков спустя, вовсе не означает, что именно такой смысл и в стихе был. Это же, кстати, и Дхаммапады касается :shy: Опять-таки, эти стихи, как я понимаю, у многих школ и вовсе отсутствовали - как и подавляющая часть 5-ой никаи. С той же Дхаммападой в этом плане большие проблемы, да и с Уданой тоже - эти наборы текстов серьёзно разнятся от школы к школе.

А вообще до нас так много интересного не дошло, о чём комментарии упоминают как о наличествовавшем:

– "Секретная Виная" (гулха-виная),
– "Секретная Вессантара",
– "Секретная Махосадха",
– "Ванна Питака",
– "Ангулимала Питака",
– "Раттхапала-гадджита",
– "Алавака-гадджита",
– "Ведала Питака".

:roll:

Меня особенно Ангулимала Питака интересует. Наверное ещё та дичь была :ya: Хотя и в секретную винаю интересно было б заглянуть. Там наверняка был и блэкджек и всё такое прочее :deg: Кстати, Дхаммакае надо было б давно уж по этому пути пойти. У них же главный аджан всезнающий и всевидящий. Сочинил бы новое откровение из очередного царства Таватимсы или Нагов - и все доктринальные проблемы были бы улажены :shy: А так приходится флиртовать с западными буддологами.

Сообщение #13Добавлено: 04.07.2015, 00:54
Dron
Raudex писал(а):Вычитал что часть стихов джатак возможно датируется аж 4 в до н.э., то есть до времён Будды..
Судя по отсутсвию запятых вы читали без запинок.

Сообщение #14Добавлено: 04.07.2015, 10:28
Dron
SV писал(а):
Вычитал что часть стихов джатак возможно датируется аж 4 в до н.э., то есть до времён Будды.

Какие-то может и относятся, но опять же что это было? Истории для детей?

Истории для детей в Каноне? Вы допускаете такое?

Сообщение #15Добавлено: 04.07.2015, 19:19
SV
Истории для детей в Каноне? Вы допускаете такое?

А почему нет. Дети не люди что ли и их не надо учить Дхамме? Другой вопрос что к детям особый подход нужен, и всякие притчи и прочие цветистые истории тут как раз очень помогут.

Сообщение #16Добавлено: 04.07.2015, 19:39
Dron
SV писал(а):
Истории для детей в Каноне? Вы допускаете такое?

А почему нет. Дети не люди что ли и их не надо учить Дхамме? Другой вопрос что к детям особый подход нужен, и всякие притчи и прочие цветистые истории тут как раз очень помогут.

Перевоплощение - цветистая история?

Сообщение #17Добавлено: 05.07.2015, 09:34
a_aleksey
SV писал(а):
Истории для детей в Каноне? Вы допускаете такое?

А почему нет. Дети не люди что ли и их не надо учить Дхамме? Другой вопрос что к детям особый подход нужен, и всякие притчи и прочие цветистые истории тут как раз очень помогут.
Когда переводил кусок Висуддхимагги о развитии метты, там были 2 джатаки о великом терпении. В первой (Джа 313) царь истязал отшельника, во второй (Джа 358) цаль отрезал ноги, руки, голову у своего маленького сына. И таких не мало скорее всего. Это явно не для детей.
Буддагоса не стал бы истории для детей цитировать.

Сообщение #18Добавлено: 05.07.2015, 10:27
Федор
В МН есть сутты (вечером уточню и добавлю, сейчас на работе, под рукой нет), где Будда описывает свою жизнь, когда он был бодхисаттвой. В то время он практиковал крайний аскетизм. Но есть в этих суттах очень важная деталь. Будда объясняет, чем отличалось его мировоззрение в то время от мировоззрения просветленного. Он говорит, что когда был бодхисаттвой, то понимал страдание и его причину (1 и 2 БИ), пагубность чувственных удовольствий и пр. Но! Он не пережил непосредственно тех состояний, которые освобождают от жажды и страданий. И добавляет: тот, кто не пережил этих высоких состояний (джхан? Ниббану?), тот не в силах победить жажду чувственных удовольствий, даже при таком стремлении и понимании, которое было у него, когда он был бодхисаттвой.

Сообщение #19Добавлено: 05.07.2015, 10:45
Dron
SV писал(а):
Истории для детей в Каноне? Вы допускаете такое?

А почему нет. Дети не люди что ли и их не надо учить Дхамме? Другой вопрос что к детям особый подход нужен, и всякие притчи и прочие цветистые истории тут как раз очень помогут.
Считаете ли вы рассказы про прошлые и будущие жизни- цветистыми историями?

Сообщение #20Добавлено: 05.07.2015, 10:53
Dron
Федор писал(а):В МН есть сутты (вечером уточню и добавлю, сейчас на работе, под рукой нет), где Будда описывает свою жизнь, когда он был боттхисатвой.
Как он стал боддхисатвой, как он пришел к такому решению?