Страница 1 из 1

Спонтаные и преднамереные мысли

Сообщение #1Добавлено: 04.09.2015, 03:47
AlexT
Часто в медитации или когда хорошая осознаность я замечаю что некоторые мысли, или даже физические действия спонтано случаются. Без ощущения личного усилия. Но есть мысли которые всё таки ощущаются преднамереными и с усилием.

Вопрос:
а) Все ли мысли/действия и т.д. спонтаны но я только некоторые из них так воспринимаю
или же
б) Есть два вида мыслей/действий: (спонтаные и преднамереные)?

Сообщение #2Добавлено: 04.09.2015, 09:56
ankle
Конструирование происходит постоянно.Разница лишь в том направляете вы внимание на возникновение-прекращение мыслей(просто осознанность)или направляете внимание на само конструирование.

Сообщение #3Добавлено: 04.09.2015, 09:59
ankle
Ну а на счет действий не знаю.Это глубже.Как и мысли не единственный конструкт.Например если подойти к определенному человеку и попросить например огня,он может сделать следующее.Сказать что огня нет,или же "похлопать" себя по карманам и сказать тоже самое.Чем обусловлено это действие?Ведь со стороны оно кажется нелепым.

Сообщение #4Добавлено: 04.09.2015, 10:04
ankle
Если сознание погружено в мысленную активность,создается эффект присутствия,творения.Если нет,то все кажется спонтанным.Вы говорите в медитации такое наблюдаете.В медитации у вас есть предмет,дыхание к примеру.Если вы не сбиваясь с дыхания осознаете что мысль возникла и прекратилась,то это гуд.Если вы сползли в конструирование,вы потеряли предмет медитации.Ваша осознанность стала погруженной.И вообще,мысли ничего общего с миром вокруг не имеют.Что бы ты ни мыслил,это всегда на опыте оказывается чем то другим.

Сообщение #5Добавлено: 04.09.2015, 12:55
SV
Да, есть действия с участием воли (четаны), а есть автоматические, без оной. Однако степень задействованности воли непросто бывает проследить, иногда она большая и заметная, особенно когда некое сложное решение принимается, а иногда незаметная, когда вещи делаются на автоматизме, по привычке, но с осознающим умом.

Сообщение #6Добавлено: 05.09.2015, 00:54
Киттисаро
Наше тело выполняет полно действий без участия воли, как то: дыхание, напряжение мышц обеспечивающее стоячее положение, моргание и т.д. Ум тоже в силу скрытых склонностей и привычек спонтанно сует сонмы ненужных мыслей. Много чего без воли происходит, что-то по природе, что-то из-за недостатка внимательности. Практика сатипаттхан и нацелена на снижение этих спонтанностей к возможному минимуму.

Сообщение #7Добавлено: 20.06.2016, 20:48
AlexT
SV писал(а):Да, есть действия с участием воли (четаны), а есть автоматические, без оной. Однако степень задействованности воли непросто бывает проследить, иногда она большая и заметная, особенно когда некое сложное решение принимается, а иногда незаметная, когда вещи делаются на автоматизме, по привычке, но с осознающим умом.

Я заметил что если внимательно наблюдать, то видно что волевой импульс/реакция может возникнуть спонтано, без "Я" которое якобы свободно это создало. Да и прекращается мысль без "Я" которое якобы прекратило эту мысль...

Как бы я не приказывал уму "не думать!" во время анапанасати, возникновение и прекращение мыслей/намерений происходит причино-следственным путём.

Сообщение #8Добавлено: 20.06.2016, 22:12
Топпер
AlexT писал(а):Часто в медитации или когда хорошая осознаность я замечаю что некоторые мысли, или даже физические действия спонтано случаются. Без ощущения личного усилия. Но есть мысли которые всё таки ощущаются преднамереными и с усилием.

Вопрос:
а) Все ли мысли/действия и т.д. спонтаны но я только некоторые из них так воспринимаю
или же
б) Есть два вида мыслей/действий: (спонтаные и преднамереные)?
Есть сасанкхарика и асанкхарика состояния сознания. т.е. примерно можно перевести как волитивные и автоматические. Волитивные требуют усилия. Автоматические не требуют. Так что у вас всё "по науке".

Сообщение #9Добавлено: 20.06.2016, 22:57
AlexT
Спасибо Бханте,

Может ли "случайное" действие нейронов в мозгу быть причиной для асанкхарика мыслей/сознания?


Спасибо.

Сообщение #10Добавлено: 21.06.2016, 00:00
Топпер
AlexT писал(а):Спасибо Бханте,

Может ли "случайное" действие нейронов в мозгу быть причиной для асанкхарика мыслей/сознания?


Спасибо.
Насчёт нейронов - не знаю. Всё-таки буддизм это не материализм. Тут не мозг является генератором сознания, а скорее наоборот: сознание (через камму) генератором мозга.

Для возникновения автоматических мыслей, насколько я знаю, желательны следующие условия
Наличие предметов первой необходимости
Подходящий климат
наличие удобств
подходящее место
подходящая компания
В этом случае большинство состояний сознания будут автоматическими.

Сообщение #11Добавлено: 21.06.2016, 10:23
Frithegar
AlexT писал(а):Вопрос:
а) Все ли мысли/действия и т.д. спонтаны но я только некоторые из них так воспринимаю
или же
б) Есть два вида мыслей/действий: (спонтаные и преднамереные)?

Обычно, человек изначально контактирует с чем-то всегда. Мысль - следствие контакта (пхасса). Потому нельзя говорить о какой-то совершенно изначальной собственной мысли (для обычного человека). Наш удел - продолжать. После контакта есть ответ или видоизменение части потока, с которым происходит контакт. Потому на ваш вопрос можно ответить, что есть спонтанные мысли, видоизмененные и оформленные вашим сознанием. Насколько они оформлены - настолько "преднамерены"

... хотя проблема свободы воли, это очень глубокая тема. Свобода мысли - свобода воли.

Изначально, невежество порождает санкхара, как говорит Будда. Или действия воли на плане мысли, слова и поступка. Потом, всё остальное. Вплоть до страдания, как категории мышления. Потом приходит понимание, что нужно осознать причину страдания. И только потом начинается сознательное понимание, что такое санкхара. Стимул - страдание, как осознанная причина, а не как случайность. Что могло быть, а могло и не быть. Нет, по мере осознания того ,что страдание - это что-то неизбежное, приходит понимание, что нужно осознать его причину, как явления

Сообщение #12Добавлено: 21.06.2016, 10:28
Frithegar
SV писал(а):Да, есть действия с участием воли (четаны), а есть автоматические, без оной.

Автоматические - это действия другой воли. Или энергии (бессознательной воли)
В человеке вон кровообращение или дыхание действуют без участия воли человека, почти.