До-раскольнический буддизм
Добавлено: 14.06.2016, 14:51
Раз уж пошла такая пьянка, новую тему открою и я. Делать этого не хотелось и эти темы я старался не педалировать, но раз уж с лёгкой руки всех (включая очень авторитетных монахов и учёных), кто не желает закрывать глаза на изъяны традиционной Тхеравады, обозвали “ничего не понимающими в буддизме”, то приходится.
Тема будет посвящена изучению до-раскольнического буддизма, который в мире ныне широко известен как “Ранний буддизм” -- https://en.wikipedia.org/wiki/Pre-sectarian_Buddhism По сути дела это тот буддизм, который существовал при жизни исторического Будды Готамы, а также некоторое непродолжительное время после него.
Изучать его, разумеется, сложнее, чем конкретную выбранную школу, но за последние 100 лет благодаря работам учёных (филологов, историков, археологов, буддологов, индологов), среди которых были и монахи, то есть люди, самым прямым образом имеющих отношение к Дхамме, в этом направлении сделано множество успешных шагов, что не только (благодаря именно их усилиям) позволило со временем доказать больший авторитет школы Тхеравады на фоне других традиций Буддизма (что ещё 100 лет назад было совершенно не очевидно), но также позволило более-менее отделить само учение Будды от поздних наслоений. Эта работа, безусловно, коснулась и самой Тхеравады, которая как школа окончательно сформировалась только спустя 1000 лет после жизни Будды, претерпев при этом ряд изменений ещё с момента второго буддийского собора.
К большому сожалению, на русский язык переведено очень мало, и русскоговорящие буддисты не имеют доступа к этой ценнейшей информации.
Ранний Буддизм опирается на самый древний пласт текстов, который, по признаю большинства учёных, восходит к историческому Будде Готаме. Каким образом были определены эти тексты, очень детально и подробно разбирает учёный монах Дост. Суджато в работе “The Authenticity of the Early Buddhist Texts”. По его определению, это те тексты, которые были фактически произнесены историческим Буддой и его ближайшими учениками.
Сюда входят:
1. Четыре Палийские Никаи
2. Параллели четырёх никай в китайской литературе, называемые Агамами.
3. Ряд Тибетских, Санскритских, а также текстов на другом диалекте.
4. Некоторый материал из Винай и Кхандхак в частности.
5. Небольшая порция Кхуддака-Никаи, куда входят значительные части Сутта-Нипаты, Уданы, Итивуттаки, Дхаммапады, Тхера и Тхери- гатх.
К поздним текстам, которые были сочинены после смерти исторического Будды, относят:
1. Абхидхамму (разных школ, включая тхеравадинскую)
2. Сутры Махаяны
3. Биографии Будды
4. Ланкийские исторические хроники
5. Большую часть Кхуддака Никаи
6. Часть Винаи.
7. Джатаки за исключением ряда историй, восходящих ещё к до-буддийской эре
8. Комментарии и более поздние тексты и трактаты, как Висуддхимагга и т.д.
Основные тезисы в отношении поздних ранних буддийских текстов:
- Ранние тексты редактировались и сортировались в течение пары веков после кончины Будды. Ранние тексты в настоящем виде не являются “словом в слово” записанными речами Будды, но изменения в них в большинстве случаев представляют собой частности редактуры и сортировки, и не затрагивают смысла текста или положений доктрин.
- В целом редкие не-аутентичные вставки в Ранние тексты легко выявляются.
- Вышесказанное подтверждается широким большим собранием разнообразных и существенных эмпирических свидетельств.
- Отрицание аутентичности этих текстов является следствием чрезмерного и нереалистического скептицизма, не берущего во внимание имеющиеся доказательства.
Тема будет посвящена изучению до-раскольнического буддизма, который в мире ныне широко известен как “Ранний буддизм” -- https://en.wikipedia.org/wiki/Pre-sectarian_Buddhism По сути дела это тот буддизм, который существовал при жизни исторического Будды Готамы, а также некоторое непродолжительное время после него.
Изучать его, разумеется, сложнее, чем конкретную выбранную школу, но за последние 100 лет благодаря работам учёных (филологов, историков, археологов, буддологов, индологов), среди которых были и монахи, то есть люди, самым прямым образом имеющих отношение к Дхамме, в этом направлении сделано множество успешных шагов, что не только (благодаря именно их усилиям) позволило со временем доказать больший авторитет школы Тхеравады на фоне других традиций Буддизма (что ещё 100 лет назад было совершенно не очевидно), но также позволило более-менее отделить само учение Будды от поздних наслоений. Эта работа, безусловно, коснулась и самой Тхеравады, которая как школа окончательно сформировалась только спустя 1000 лет после жизни Будды, претерпев при этом ряд изменений ещё с момента второго буддийского собора.
К большому сожалению, на русский язык переведено очень мало, и русскоговорящие буддисты не имеют доступа к этой ценнейшей информации.
Ранний Буддизм опирается на самый древний пласт текстов, который, по признаю большинства учёных, восходит к историческому Будде Готаме. Каким образом были определены эти тексты, очень детально и подробно разбирает учёный монах Дост. Суджато в работе “The Authenticity of the Early Buddhist Texts”. По его определению, это те тексты, которые были фактически произнесены историческим Буддой и его ближайшими учениками.
Сюда входят:
1. Четыре Палийские Никаи
2. Параллели четырёх никай в китайской литературе, называемые Агамами.
3. Ряд Тибетских, Санскритских, а также текстов на другом диалекте.
4. Некоторый материал из Винай и Кхандхак в частности.
5. Небольшая порция Кхуддака-Никаи, куда входят значительные части Сутта-Нипаты, Уданы, Итивуттаки, Дхаммапады, Тхера и Тхери- гатх.
К поздним текстам, которые были сочинены после смерти исторического Будды, относят:
1. Абхидхамму (разных школ, включая тхеравадинскую)
2. Сутры Махаяны
3. Биографии Будды
4. Ланкийские исторические хроники
5. Большую часть Кхуддака Никаи
6. Часть Винаи.
7. Джатаки за исключением ряда историй, восходящих ещё к до-буддийской эре
8. Комментарии и более поздние тексты и трактаты, как Висуддхимагга и т.д.
Основные тезисы в отношении поздних ранних буддийских текстов:
- Ранние тексты редактировались и сортировались в течение пары веков после кончины Будды. Ранние тексты в настоящем виде не являются “словом в слово” записанными речами Будды, но изменения в них в большинстве случаев представляют собой частности редактуры и сортировки, и не затрагивают смысла текста или положений доктрин.
- В целом редкие не-аутентичные вставки в Ранние тексты легко выявляются.
- Вышесказанное подтверждается широким большим собранием разнообразных и существенных эмпирических свидетельств.
- Отрицание аутентичности этих текстов является следствием чрезмерного и нереалистического скептицизма, не берущего во внимание имеющиеся доказательства.