Я слушал недавно лекцию бхикку Юттадхаммо (на английском тут:
https://www.youtube.com/watch?v=fYZpacmw-nI) о перерождениии материализме, и знаете, я свегда сомневался в возможности переождения раньше, а сейчас, когда бхикку предложил сменить отправную точку зрения, всё как бы "встало на свои места".
Вкратце, он говорит, что мы вообще ни о чём не можем сказать с уверенностью, о чём у нас нет опыта или опыт не может быть проверен. И в этом плане реальность
самой смерти сознания под огромным вопросом, потому что это теоретический концепт, который мы не можем проверить. И если, если мы следуем буддийской логике и положениям, информацию о переождениях мы можем проверить путём собственной практики, то слова других "после смерти сознания нет", например, никакого смысла для нас лично не несут, ибо что не познано через свой опыт - и реально, и нереально одновременно.
Знаете, что интересно? В начале года вышла статья по физике, тут краткая аннотация:
https://www.newscientist.com/article/mg22530075-0 ... ts-real-in-quantum-experiment/. Суть в том, что был поставлен эксперимент, чтобы определить реальность волновой функции, концепт ли это, или это реальная вещь. И если это реальная вещь (чего не хотел принять Эйнштейн, говоря "Я не верю, что Луна не существует, если на неё не смотреть"), то получается, что пока не осуществлено наблюдение, то одновременно все варианты поля вероятностей существуют. То есть Кот Шрёдингера
реально одновременно и жив и мёртв, пока наблюдатель не откроет коробку. Чтобывыдумали показал эксперимент? Показал, что с огромной долей вероятности именно трактовка о реальности волновой функции верна. То есть, если вернуться к буддизму и его философии, это согласуется с тем, что мир вокруг нас неотделим от личного опыта. Так вот, возвращаясь к лекции Юттадхаммо, он так это объяснил (то ли в этой, то ли в лекции об истинной реальности. надо переслушать, кстати), что обусловенные возникновения тянут одно за другим, в том числе формы ума и сознания. Если постулировать, что в момент смерти опыт
прекращается, это будет напрямую всему вышесказанному противоречить. Это значит, что обусловленность перестаёт возникать при том, что условия (предыдущие феномены) никуда не делись. Тут не стоит также упускать из виду, что перерождаемся не "мы", потому что "нас" как бы и нет. Формы ума постоянно распадаются и возникают. Я пока слабо сам всё это понимаю, поэтому этот пост - адовый сумбур (и вообще это всё достойно отдельной темы, Мара тут ни при чём).
Самый звонкий крик - тишина...