"Сознание ума непостоянно ... ты должен отбросить желание ко всему, что непостоянно"

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 Frithegar » 25.09.2017, 10:14

Так говорится в СН 35.76:

«Радха, ты должен отбросить желание ко всему, что непостоянно. И что непостоянно? Глаз непостоянен. Ты должен отбросить желание к нему. Формы непостоянны… сознание глаза непостоянно… контакт глаза непостоянен… любое чувство, которое возникает, имея в качестве причины контакт глаза – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное – оно также непостоянно. Ты должен отбросить желание к нему.
Ухо… нос… язык… тело… ум непостоянен... ментальные феномены непостоянны… сознание ума непостоянно… контакт ума непостоянен… любое чувство, которое возникает, имея в качестве причины контакт ума – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное – является также непостоянным. Ты должен отбросить желание к нему. Радха, ты должен отбросить желание ко всему, что непостоянно».

Легко можно представить себе, как можно отбросить желание к форме или к зрению, которое видит форму. Не хотеть смотреть на то или иное. И в конечном итоге вообще перенести сосредоточение с зрительного восприятия на что-то другое. Это представимо. Но как можно отбросить желание к сознанию ума? В оригинальном тексте "сознание ума" - это "мано-виннана":

... Mano anicco, tatra te chando pahātabbo. Dhammā aniccā, tatra te chando pahātabbo; manoviññāṇaṃ aniccaṃ, tatra te chando pahātabbo; manosamphasso anicco, tatra te chando pahātabbo; yampidaṃ manosamphassapaccayā uppajjati vedayitaṃ sukhaṃ vā dukkhaṃ vā adukkhamasukhaṃ vā tampi aniccaṃ, tatra te chando pahātabbo.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitak ... Samyutta/08-Gilanavaggo-p.html

Слово "ман" или "мано" во всех языках мира означает - человек. А если еще точнее - человеческий ум. Физический рассудок. Следовательно, "мано-виннана" - сознание человеческого существования. ...Тем не менее, необходимо выяснить, а с какой именно точки зрения, с какой именно опоры нужно отбросить желание к этому "мано-виннана" или "человеческому сознанию". Невозможно отбросить обычное свое сознание - такое какое оно у нас сейчас есть используя это же самое сознание. Это как Мюнхаузен, который вытягивал себя и коня из болота за свою собственную косичку ... такие мысли.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#2 Федор » 25.09.2017, 10:43

Frithegar писал(а):Невозможно отбросить обычное свое сознание - такое какое оно у нас сейчас есть используя это же самое сознание. Это как Мюнхаузен, который вытягивал себя и коня из болота за свою собственную косичку ... такие мысли.

Отбросить сознание и отбросить желание сознания - это не одно и то же. Преодолеть желание (жажду) вполне возможно. Впрочем, даже само сознание преодолевается в высших джханах, как вы знаете. Но в данном случае речь идет именно о преодолении желания, а не сознания.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Frithegar » 25.09.2017, 11:07

Федор писал(а):Отбросить сознание и отбросить желание сознания - это не одно и то же

В любом случае сознание должно быть "анатта" - "не-я". Если сознание "я" - его отбросить невозможно. Как и желание к нему. Потому, источник внутреннего действия должен исходить не из сознания ума. Не из "мано-виннаны".

В этом и есть истинный принцип "анатта". Сначала осознать что-то как "не-я", а потом отбросить желание к этому.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#4 Maksim Furin » 25.09.2017, 12:20

Frithegar писал(а):Слово "ман" или "мано" во всех языках мира означает - человек.

Во всех?
Frithegar писал(а):А если еще точнее - человеческий ум. Физический рассудок. Следовательно, "мано-виннана" - сознание человеческого существования.
Дхамма "глубока, сложна для понимания, трудна для осознания, умиротворённа, чиста, лежит за пределами всех суждений, утончённа и доступна лишь мудрым." и " познаётся мудрыми самостоятельно". Не думаю что имеет смысл выяснять каково это отбросить жажду к сознанию кроме как проследованием Б8П до конца, отбрасывая жажду сначала к тому, до чего сможете дотянуться, а уж после, в 4 джхане увидите как угасить даже такие утончённые виды цепляния. А на счёт того что термин "сознание" не означает только лишь "сознание человеческого существования" есть сутта и не одна:


Скрытый текст
[Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти семь месторасположений для сознания. Какие семь?
(1) Монахи, есть существа, которые различны в теле и различны в восприятии, такие как люди, некоторые дэвы, некоторые [существа] в нижних мирах. Таково первое месторасположение для сознания.
(2) Есть существа, которые различны в теле, но одинаковы в восприятии, такие как дэвы свиты Брахмы, которые перерождаются посредством первой [джханы]. Таково второе месторасположение для сознания.
(3) Есть существа, которые одинаковы в теле, но различны в восприятии, такие как дэвы лучезарного сияния. Таково третье месторасположение для сознания.
(4) Есть существа, которые одинаковы в теле и одинаковы в восприятии, такие как дэвы сверкающего великолепия. Таково четвёртое месторасположение для сознания.
(5) Есть существа, которые с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, с не-вниманием к восприятиям множественности, осознавая «пространство безгранично», относятся к сфере безграничного пространства. Таково пятое месторасположение для сознания.
(6) Есть существа, которые с полным преодолением сферы безграничного пространства, [воспринимая] «сознание безгранично», относятся к сфере безграничного сознания. Таково шестое месторасположение для сознания.
(7) Есть существа, которые с полным преодолением сферы безграничного сознания, [воспринимая] «здесь ничего нет», относятся к сфере отсутствия всего. Таково седьмое месторасположение для сознания.
Монахи, таковы семь месторасположений для сознания». АН 7.44
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 5

#5 SV » 25.09.2017, 15:07

Легко можно представить себе, как можно отбросить желание к форме или к зрению, которое видит форму. Не хотеть смотреть на то или иное.

Нет, это не есть "нежелание смотреть на что-то". Это непривязанность, нецепляние к самому зрению и познанию зрительному как таковому. Отсутствие жажды именно к этому - а не ко внешним формам. Аналогично с остальными видами сознаний.

Если проще - то это нецепляние к самому себе, к тому, что из себя существо представляет. Потому что, по словам Будды, существо - это набор элементов "склеенных жаждой". Речь как раз об этом - мы жаждем существовать и в частности жаждем познавать всякими сознаниями, жаждем чувствовать, жаждем воспринимать, помнить, мыслить и так далее. Именно об этом типе жажды - самом глубинном - идёт речь.

PS: Данный тип жажды не устраняется на обычном уровне путём простых измышлений/рассуждений. Убирается уже в самом конце, когда будете там.. в 8 джхану входить и выходить по щелчку пальца :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 masterjack » 25.09.2017, 22:51

Frithegar писал(а):Невозможно отбросить обычное свое сознание - такое какое оно у нас сейчас есть используя это же самое сознание.
перефразирую:
невозможно стать математиком, ведь я имею сознание 6-летнего ребенка который в матиматике ни бум-бум?
ну и в копилку одна из сутт:
СН 12.61 Патхама ассутава Сутта Необученный (I)
Скрытый текст
Я слышал, что однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
«Монахи, необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него. Почему? Потому что очевидны развитие и упадок, подхватывание [при рождении] и отбрасывание [при смерти] этого тела, состоящего из четырёх великих элементов. Поэтому необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него.
Но что касается того, что называется «умом», «интеллектом», «сознанием» – то необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого. Почему? [Слишком] долгое время необученный заурядный человек это лелеял, удерживал и ухватывал таким образом: «Это – моё, я таков, это моё «я». Так необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого.
Было бы лучше, если бы необученный заурядный человек считал бы «собой» тело, состоящее из четырёх великих элементов, нежели ум. Почему? Потому что видно, как это тело, состоящее из четырёх великих элементов, держится год, два, три, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто лет или более. Но то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» – днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное. Подобно обезьяне, что хватается за ветку, пробираясь через джунгли. Отпуская одну, она хватается за другую ветку. Отпуская ту, она хватается за следующую. Отпуская следующую, она хватается за ещё одну. Точно также и то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» – днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное1.
[Однако] обученный ученик Благородных тщательно и правильно обращает внимание на зависимое возникновение: «Когда есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то.
Когда этого нет, нет и того. С прекращением этого, прекращается то». Другими словами: «С невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]... 2 Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей... С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, недовольство и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий».
Видя так, обученный ученик Благородных разочаровывается в форме, разочаровывается в чувстве, разочаровывается в восприятии, разочаровывается в формациях [ума], разочаровывается в сознании. Отбросив очарованность, он становится беспристрастным. Через беспристрастность он полностью освобождается. С полным освобождением приходит знание: «Полностью освобождён». Он видит: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».

1 Ум, интеллект, сознание (мано, читта, винньяна) перечисляются как синонимы. Согласно Комментарию, пример с обезьяной, которая хватает то одну ветку, то другу, означает, что сознание не может существовать без соответствующего ему объекта, само по себе. Обязательно должно быть что-то, что оно познаёт.

2 Схема раскрывается как в СН 12.1
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Frithegar » 26.09.2017, 08:42

SV писал(а):Если проще - то это нецепляние к самому себе, к тому, что из себя существо представляет.

К тому, что о себе существо представляет, к тому что существо считает "собой". Есть представляющий и есть представляемое. Или тот кто творит и то, что он творит. В мыслях, в воображении и т.д. Так вот, все мысленные представления творятся волей. Воля - это одно, её творение - другое. Воля первична, а то что она творит в воображении, в абстрактных представлениях - вторично. Но есть множество факторов, которые влияют на волю и побуждают её к действию. ...

Как я это понимаю, в текстах сутт "воля" (западный термин) определяется как "санчетана", как "санкхара". Но это требует дальнейшего рассмотрения.

SV писал(а):существо - это набор элементов "склеенных жаждой". Речь как раз об этом - мы жаждем существовать и в частности жаждем познавать всякими сознаниями, жаждем чувствовать, жаждем воспринимать, помнить, мыслить и так далее. Именно об этом типе жажды - самом глубинном - идёт речь.

да, но это ни хорошо и не плохо. Это просто вот так. Обычно считают, что жажда это плохо. Как в христианстве грех - это плохо. Потому что нужно же ставить себе какую-то цель. Иначе, зачем об этом говорить. Но в буддизме просто объясняется причина страдания. Потому, что только страдание (когда оно стало таковым реально) это "плохо". Причем, только для того кто это уже ощущает. А так есть миллионы людей, большинство, которое получает удовольствие от того что в процессе перевоплощений и многих рождений только должно стать страданием.

... Вот человек рождается один раз и хочет достичь всего того, что считается "хорошим" и "успехом" среди большинства людей. И он достигает это. Потом он умирает и рождается вновь. И пожинает плоды этого "хорошего" и "успешного". Его противоположную сторону. Потом снова рождается и снова перед ним те же самые определения "хорошего" и "успешного". И он снова стремится к этому (хотя где-то в глубине уже есть памятование прошлого) ... и вот он после всех мытарств снова царь. И он может снова наслаждаться властью и силой. ... Будда, зная все эти обороты отказался от такой судьбы именно из-за нежелания пожинать следствия царствования. .... но это не значит, что можно вот так сразу, без опыта взять и стать Буддой. Надо, вероятно, родиться царем и потом, уже будучи царем отказаться от обычной царской жизни. С её властью над судьбами других людей, которая подразумевает причинение страдания этим людям. ... это я к тому, что жажда это ни хорошо и не плохо.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#8 qwerty » 26.09.2017, 08:47

SV писал(а):Данный тип жажды не устраняется на обычном уровне путём простых измышлений/рассуждений.

Устраняется как и все типы жажды. Сначала размышление, потом приходит понимание, а после должны следовать действия. Но с действиями как всегда много проблем в миру - и время нет, и время не подошло, и лень заела и прочее.

SV писал(а):Убирается уже в самом конце, когда будете там.. в 8 джхану входить и выходить по щелчку пальца

По учению Будды в самом начале. Ослабить(убирается только в нирване) и это даёт возможность вхождения в джхану - а это начало буддистской практики.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

#9 Frithegar » 26.09.2017, 08:53

вот, тут интересно:

masterjack писал(а):СН 12.61 Патхама ассутава Сутта Необученный (I)
Но что касается того, что называется «умом», «интеллектом», «сознанием» – то необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого. Почему? [Слишком] долгое время необученный заурядный человек это лелеял, удерживал и ухватывал таким образом: «Это – моё, я таков, это моё «я». Так необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого.
Было бы лучше, если бы необученный заурядный человек считал бы «собой» тело, состоящее из четырёх великих элементов, нежели ум. Почему? ...

в оригинале фрагмент:

что называется «умом», «интеллектом», «сознанием»

пишется как:
vuccati cittaṃ itipi, mano itipi, viññāṇaṃ itipi https://suttacentral.net/pi/sn12.61

то есть, "читта", "мано", "виннана" названо тем, что не является "я". Что не является "собой". То, чем нужно "разочароваться". Следовательно нужно развить некие механизмы, которые позволят отделить эти три процесса от "себя". От некоего более высшего "себя" нужно отделить читту, мано и виннану. Кстати, хорошо было бы проанализировать эти три термина, чтобы понять истинный их смысл. А так, да. Чтобы разочароваться этим - нужно увидеть это объективно. Отделить от "себя", снова-таки.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 3

#10 Dz » 26.09.2017, 09:10

Frithegar писал(а):От некоего более высшего "себя" нужно отделить читту, мано и виннану.
Одно "я" заменяем другим? Изыди, Мара!
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Федор » 26.09.2017, 09:25

Frithegar писал(а):да, но это ни хорошо и не плохо. Это просто вот так. Обычно считают, что жажда это плохо

Для тех, кто стремиться остаться в сансаре - хорошо, наверное (вернее, им кажется, что хорошо), для тех, кто стремиться освободиться - плохо.

Но в буддизме просто объясняется причина страдания

От страдания можно освободиться только устранением его причины. Так что - как раз не "просто" объясняется

но это не значит, что можно вот так сразу, без опыта взять и стать Буддой.

Во-первых, для того, чтобы освободиться - не обязатьельно становиться Буддой. Во-вторых, Будда не учил набирать опыт в сансаре (хотя роль опыта весьма велика для освобождения), а учил незамедлительно прилагать усилия для освобождения, сравнивая сансару с горящим домом, из которого надо немедленно бежать, а не рассуждать о горящем доме и надобности своего пребывания в нем (тем более обретения опыта сгорания :))
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#12 Федор » 26.09.2017, 09:34

От некоего более высшего "себя" нужно отделить читту, мано и виннану.

:)) Красота! Некоего высшего себя... Да нет, друг мой! Именно идею высшего себя и разоблачает Дхамма. Все составляющие колесницы ("Я") имеют место быть, - иллюзорно то, что их объединяет, высшее "я", как вы выразились. "Я не нашел хозяина дома" - говорит бо этом "я" Будда.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 qwerty » 26.09.2017, 12:39

Федор писал(а)::)) Красота! Некоего высшего себя... Да нет, друг мой!

Да да, друг мой! Читайте сутты, вникайте в то, что там пишется. А говорится там о том, что после джхан остаётся "Я"(Некое высшее себя), которое исчезает только где? Правильно - в Нирване. Федор стройте, стройте картину Бытия(Дхаммы) - время быстротечно.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

#14 qwerty » 26.09.2017, 12:46

Dz писал(а):Одно "я" заменяем другим? Изыди, Мара!

"Я" не заменяем, оно остаётся до самой нирваны. Как и Фёдору совет. Открывая сутты - ничего не видится? Присмотритесь, вся картина Бытия(Дхамма) предстанет перед Вами.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 3

#15 Федор » 26.09.2017, 13:40

qwerty писал(а):Да да, друг мой! Читайте сутты, вникайте в то, что там пишется. А говорится там о том, что после джхан остаётся "Я"(Некое высшее себя), которое исчезает только где? Правильно - в Нирване. Федор стройте, стройте картину Бытия(Дхаммы) - время быстротечно.

Как и Фёдору совет

Ох уж эти мне советчики...
Исчезает, говорите, высшее "я"? А я-то, грешным делом, думал, что это иллюзия "я", заблуждение исчезает. А оно вона чего! :upset:

Открывая сутты - ничего не видится?

А вам что-то видится? :fear:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Maksim Furin » 26.09.2017, 14:06

Федор, ну можно сказать что нужен высший ум джханы, что бы отбросить тонкие виды цепляния. Но в итоге и сам этот высший ум рассматривается на предмет трёх характеристик и даже к нему отбрасывается цепляние. Но ув. Frithegar, вряд ли такая формулировка удовлетворит, ему во что бы то не стало нужно найти именно то, что он ищет.
Frithegar писал(а):Следовательно нужно развить некие механизмы, которые позволят отделить эти три процесса от "себя"

У меня часто проскальзывает в воображении одна метафора которая как мне кажется может проиллюстрировать суть процесса по освобождению без наличия сущности. Представьте себе андроида который, в силу наличия у него полностью идентичного человеческой психике механизма работы ПО, испытывает дуккху. Такая конструкция так же имеет в себе и всё прилагающееся - возможность понимания и анализа ситуации, инструменты поиска решения, механизмы саморегуляции и т.д. и вот этот человекоподобный робот решает направить свои способности на решение задачи - избавления от дуккхи. И понимает, что причина того что он испытывает страдания и неудовлетворительность лежит в неком блоке программного кода, который прописывает функцию жажды и цепляния. При помощи обнаруженного бага, этому роботу удаётся обмануть свою же систему и получить для себя права администратора с правом редактирования исходного программного кода и удаляет те строчки которые прописывают в нём условия для возникновении дуккхи. Конец истории.

Тут под роботом подразумевается практикующий. Почему именно робот? Потому что подобно машинам всё в нас обусловлено и подчиняется законам нашей архитектуры.
Точно так же у нас есть инструменты мышления которые помогают нам понять где лежит корень проблемы и как до него добраться. (точнее нам это уже известно, нам только необходимо проверить эту гипотезу)
Точно так же мотивируясь желанием избавиться от дуккхи мы лезем своими ручками в процессы протекающие в нашей психике (используя факторы пути) и достигаем "прав администратора" (дханового ума) при помощи которого можем удалить корень проблемы (обрести мудрость прозрения и как следствие уничтожения жажды и цепляния)

Метафора конечно не ахти, и имеет много недочётов как и не может описать все тонкости той операции что необходимо проделать для достижения цели, но я её привожу что бы показать то, что в действиях андроида нет никакого высшего "я" как такового. Всё что он делает - обусловленно. Права администратора - это не высшее "я", его воля и решение - программно обусловленны. Он делает это, потому что может, а не потому что в нём есть некая искра божественности которая направляет его на пути по избавлению от того чем он не является и обретению узнавания себя в этой направляющей силе. Он тупо лезет в код что бы удалить всё к чертям, потому что посчитал что страдание - плохо, не страдание - хорошо, есть способ сделать хорошо в высшей степени удалив причину страдания - цепляние и жажду. Тут нет привлечения лишних сущностей, даже больше - тут есть противодействие разрастанию и попытки какую-либо сущность привнести ибо это и есть аспект цепляния.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#17 Tilakkhana » 26.09.2017, 14:08

> "Я не нашел хозяина дома" - говорит об этом "я" Будда.

А где Будда говорит это? По-видимому, речь о другом. В Дхаммападе есть стихи (153-154) "Я искал и не находил тебя, строитель дома. (Теперь) я увидел, тебя, строитель дома". Речь о танхе, жажде, как строителе, "зодчем" тела, "дома существования". Это принципиальное уточнение.
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

#18 Федор » 26.09.2017, 14:31

Tilakkhana писал(а):> "Я не нашел хозяина дома" - говорит об этом "я" Будда.

А где Будда говорит это? По-видимому, речь о другом. В Дхаммападе есть стихи (153-154) "Я искал и не находил тебя, строитель дома. (Теперь) я увидел, тебя, строитель дома". Речь о танхе, жажде, как строителе, "зодчем" тела, "дома существования". Это принципиальное уточнение.

Почему вы делаете такие выводы? Я не вижу этого в тексте.

"Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь – горестно".

Жажду что ли Будда искал и не находил в сансаре? Это ведь абсурд. Трудно ее здесь не обнаружить.
Нет, он искал то самое высшее "я" (атта), о котором мы здесь спорим, но не нашел его.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#19 Nwad » 26.09.2017, 14:44

qwerty писал(а): А говорится там о том, что после джхан остаётся "Я"(Некое высшее себя), которое исчезает только где?
Не ищите ваше "Я" за пределами вашей памяти, его там нет...
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 Tilakkhana » 26.09.2017, 14:50

Будда искал "строителя", ту силу, что заставляет существа перерождаться снова и снова. Увидев, что эта сила жажда, он понял, что нашел "строителя" тела. Об этом сказано во всех комментариях к этим стихам, в том числе, и в русском переводе. Перевод В. Топорова, кстати, грешит многими серьезными недостатками.
Tilakkhana
Репутация: 161
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя