"Сознание ума непостоянно ... ты должен отбросить желание ко всему, что непостоянно"

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 1

#41 Dz » 27.09.2017, 14:17

Frithegar писал(а):Сансара - это просто неправильное истолкование природы. Когда она истолкована правильно - она становится нирваной.
А манусса-лока не превращается в арупа-локу, случаем?)
Когда природа истолкована правильно - это не ниббана, это правильное видение. Правильное видение ведёт к дезинтеграции обусловленных формации и достижения состояния ниббаны.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 2753
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#42 masterjack » 27.09.2017, 14:30

Frithegar писал(а):Сансара - это просто неправильное истолкование природы. Когда она истолкована правильно - она становится нирваной.
Если в слове "вода" сделать 4 грамматические ошибки, то получится " пиво".
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4473
Сообщения: 3924
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#43 Федор » 27.09.2017, 14:34

Frithegar писал(а):в вас, кстати, говорит не природа

Надеюсь, что так.

Когда она истолкована правильно - она становится нирваной.

Когда она истолкована правильно - это всего лишь фактор Пути - Правильное воззрение. Которое, кстати, не способствует приятию мира, а способствует прекращению жажды к нему. И уж никак Ниббана не тождественна природе (или миру в целом), поскольку достижение ее означает прекращение перерождений в любом мире, с природой или без нее.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4416
Сообщения: 2796
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#44 Frithegar » 28.09.2017, 07:56

Dz писал(а):Когда природа истолкована правильно - это не ниббана, это правильное видение.

Когда окончательно правильно
Frithegar M
Аватара
Репутация: 177
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#45 Frithegar » 28.09.2017, 08:07

Федор писал(а):Ниббана не тождественна природе (или миру в целом), поскольку достижение ее означает прекращение перерождений в любом мире, с природой или без нее

то есть, вы считаете что ниббана вне природы? "bhavanirodho nibbānan" - классическое определение. "Ниббана - прекращение существования" (СН 12.68). Но не бытия вообще. Бхава, существование - это как вы конечно знаете следствие танха-упадана. Или удовлетворения жажды.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 177
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#46 zRo » 28.09.2017, 21:20

"Ниббана - прекращение существования" (СН 12.68). Но не бытия вообще.

кек
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 911
Сообщения: 688
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#47 Anabhogin » 11.11.2017, 15:05

Frithegar, нашли решение своего вопроса?
Anabhogin
Репутация: 5
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 03.11.2017
Традиция: Нет

#48 Frithegar » 11.11.2017, 15:24

Теоретически. Если б практически, то не разговаривал бы тут.

Мало кто понимает, что такое виннана (viññāṇa) вообще, в том числе и я. Наиболее сложный термин из всех пяти скандх. Слово "сознание", которым переводят это слово с пали на русский не до конца отражает суть, как по мне. Не всегда "сознание" - это именно распознавание, понимание. "Сознание глаза", это не то что человек распознает, когда видит. Это просто "вот, видно". Как я понял. Ясное распознавание, осознанность - это "сати" (sati). Чем сати отличается от виннана - это еще предстоит до конца понять. По крайней мере, мне
Frithegar M
Аватара
Репутация: 177
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#49 Anabhogin » 11.11.2017, 15:41

В данном случае речь идёт о умении отпускать мыслительный процесс. Как это осуществить практически? Это можно прочувствовать перегрузив мыслительный процесс — например, сосредоточенным многократным повторением "мантры" в уме — и резко прекратив его в момент апогея.
Anabhogin
Репутация: 5
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 03.11.2017
Традиция: Нет

#50 Anabhogin » 13.11.2017, 13:10

Frithegar писал(а):Чем сати отличается от виннана - это еще предстоит до конца понять.

Сати — это виджнана задействованная в бхаване. У обычных людей, тришнаков, она задействована на решение иных задач.
Anabhogin
Репутация: 5
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 03.11.2017
Традиция: Нет

#51 ura1 » 13.11.2017, 14:50

Frithegar писал(а):
Мало кто понимает, что такое виннана (viññāṇa) вообще, в том числе и я. Наиболее сложный термин из всех пяти скандх.
в зависимости от того на что я паправляю внимание для познания возникает и знание предмета интересующего меня; если сати направлено на познание себя то это один вариант знания , если на познание окружающего мира то это другой вариант
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 87
Сообщения: 786
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#52 Maksim Furin » 13.11.2017, 14:50

Frithegar писал(а):То есть осознанность (сати) - это
Скрытый текст
Существительное sati соотносится с глаголом sarati, помнить. Сати в смысле «памятования» иногда встречается в суттах, а также в стандартных определениях сати, которые приводятся в Абхидхамме и в комментариях. Аспект памятования сати персонально приписывается наиболее знаменитому ученику Будды по имени Ананда, которому приписывалось невероятное мастерство запоминания всех сутт, произнесенных Буддой. В частности, аспект сати как памятования выделяется в связи с припоминанием (anussati). В суттах часто перечисляется набор из шести памятований: памятование о Будде, о Дхарме, об этическом поведении, о щедрости и о небесных существах (devas). Другой вид памятования, который обычно упоминается в контексте «высших знаний», достигаемых в результате глубокого сосредоточения, – это памятование своих прошлых жизней (pubbenivAsAnussati). В связи со всем этим, именно сати осуществляет функцию памятования. Эта связанная с памятованием функция сати, которая может даже привести к пробуждению, зафиксирована в Тхерагатхе (TheragAthA) в описании монаха, который достиг реализации, основанной на памятовании качеств Будды. Аспект сати как памятования также появляется в формальном определении, даваемом в суттах, которое соотносит сати со способностью припоминать в уме то, что было сделано и сказано очень давно. Однако более детальное рассмотрение этого определения раскрывает, что сати на самом деле не определяется как памятование, но как то, что способствует и делает возможным памятование. Это определение указывает на то, что если сати присутствует, тогда память может хорошо функционировать. Такое понимание сати согласуется с контекстом сатипаттханы, где оно связывается не с памятованием прошлых событий, а с осознаванием настоящего момента. В контексте медитации сатипаттханы именно наличие сати дает возможность памятования того, что иначе было бы легко забыто: настоящего момента. Сати как настоящий момент осознавания точно так же рассматривается в Патисамбхидамагге (Pa[isambhidAmagga) и в Висуддхамагге (Visuddhamagga), согласно которым характеризующим качеством сати является «присутствие» (upa[[hAna), рассматриваемое либо как способность (indriya), как фактор пробуждения (bojjhaWga), как фактор благородного восьмеричного пути (т.е. в аспекте функционирования сати на пути к реализации), либо же как [присутствие] в момент реализации. Таким образом, присутствующее сати (upa[[hitasati) может пониматься как предполагающее присутствие ума, поскольку оно прямо противоположно рассеянности (mu[[hassati); присутствие ума здесь понимается в том смысле, что, обладая сати, он (ум) имеет широкое осознавание относительно настоящего момента. Вследствие такого присутствия ума, что бы вы ни делали или ни говорили, будет ясно воспринято умом, и, таким образом, это можно будет с легкостью припомнить позже. Сати требуется не только для полного осознания в момент запоминания, но также и для того, чтобы позже восстановить этот момент в уме. Чтобы «вспомнить», оно затем становится просто определенным моментом состояния ума, характеризуемого «собранностью» и отсутствием отвлеченности. Этот двойной характер сати также можно найти в некоторых строках Сутта-нипаты (Sutta NipAta), которая советует слушателю обзавестись сати, чтобы следовать наставлениям, данным Буддой. В этих случаях сати, похоже, сочетает настоящий момент осознавания и памятование того, что было сказано Буддой. Разновидность состояния ума, в котором памятование функционирует хорошо, может характеризоваться определенной степенью широты в отличие от узкого фокуса. Именно эта широта позволяет уму наладить необходимую связь между информацией, получаемой в данный момент, и информацией, припоминаемой из прошлого. Данное качество становится очевидным в тех случаях, когда пытаются вспомнить определенный случай или событие, но чем больше напрягают ум, тем труднее получается вспомнить. Однако если этот вопрос откладывают на некоторое время в сторону и ум остается в состоянии расслабленной восприимчивости, то информация, которую пытались вспомнить, тут же всплывает в уме. Предположение, что состояние ума, в котором сати хорошо установлено, может характеризоваться как имеющее «широту» вместо узкого фокуса, находит поддержку в некоторых суттах, где отсутствие сати соотносится с «узким» состоянием ума, тогда как его присутствие ведет к широкому и даже «безграничному» состоянию ума (appamANacetasa). Опираясь на этот нюанс «широты ума», сати может быть понято как представляющее собой способность одновременного поддержания в своем уме различных элементов и аспектов определенной ситуации. Это может быть применимо к способности памятования и к осознаванию данного момента.

Образ сати

Значения и различные нюансы термина сати иллюстрируются значительным количеством образов и сравнений в суттах. Если эти образы и сравнения исследовать и раскрыть их значения, то можно еще глубже проникнуть в то, как Будда и его современники понимали термин сати. Сравнение в Дведхавитакка-сутте (DvedhAvitakka Sutta) описывает пастуха, который неотступно следит за своим стадом, чтобы не дать ему забрести на поля с созревшим урожаем. Но когда урожай убран, он может расслабиться, сесть под дерево и наблюдать за стадом на расстоянии. Чтобы выразить эту сравнительно расслабленную и отстраненную манеру наблюдения, используется термин сати. Состояние, которое передается таким сравнением, – это спокойный и отстраненный способ наблюдения. Другое сравнение, поддерживающее это качество отстраненного наблюдения, можно найти в строфе из Тхерагатхи (TheragAthA), где практика сатипаттханы сравнивается с высокой платформой башни. Намек на отчужденность и невовлеченную отстраненность подтверждается контекстом этого отрывка, в котором образ башни противопоставляется захваченности потоком желания. Отстраненность снова появляется в Дантабхуми-сутте (DantabhUmi Sutta), где сатипаттхана сравнивается с укрощением дикого слона. Так же, как недавно пойманный слон должен постепенно отучаться от своих повадок в лесу, так и сатипаттхана постепенно отучивает монаха от воспоминаний и устремлений, связанных с домашней жизнью. Другой пример сравнивает сати с хирургическим зондом. Подобно хирургическому зонду, функцией которого является получение информации о ране для дальнейшего ее лечения, так же и «зонд» сати может использоваться для тщательного собирания информации и тем самым для приготовления почвы для последующих действий. Это подготавливающее почву качество снова описывается другим примером, сравнивающим сати со стрекалом и плужным лемехом крестьянина. Так же, как крестьянин вначале пашет землю, чтобы потом ее засеять, сати аналогично играет важную подготовительную роль для возникновения мудрости. Эта роль сати в поддержке возникновения мудрости также осуществляется в другом сравнении, которое связывает части тела слона с ментальными качествами и факторами. Здесь сати сравнивается с шеей слона, естественной опорой для его головы, которая в том же сравнении символизирует мудрость. Шея слона здесь имеет дополнительное значение, поскольку эта характеристика имеет дополнительный смысл, т.к. слоны и будды характеризуются тем, что оглядываются вокруг, поворачивая все тело, а не голову. Шея слона, таким образом, символизирует качество направления всего внимания на объект как характерную черту сати. И хотя «слоновий взгляд» является особой характеристикой Будды, направление непрерывного и полного внимания на объект – это свойство, общее для всех арахантов. Это иллюстрируется другим примером, в котором сати сравнивается с единственной спицей колесницы. В этом сравнении катящаяся колесница символизирует телесную активность араханта, которая происходит с опорой на единственную спицу – сати.Поддерживающая роль сати в развитии мудрости снова отмечается в строфах из Сутта-нипаты, где сати удерживает контроль над потоками в этом мире, благодаря чему способность мудрости может их отсечь. Эти строфы указывают, в частности, на роль сати в связи с ограничением врат органов чувств (indriya saMvara) как основания для развития мудрости. То, что объединяет сравнения с «зондом хирурга», «плужным лемехом», «шеей слона» и «удерживанием контроля над потоками», – это то, что они иллюстрируют подготовительную роль сати для мудрости. Согласно этим сравнениям сати является ментальным качеством, которое позволяет мудрости появиться. Другой пример, приводящийся в Самьютта-никае, сравнивает сати с внимательным колесничим. Это напоминает об отслеживающем и направляющем качестве сати в связи с другими ментальными факторами, такими как способности и силы. Качеством, которое раскрывается этим сравнением, является внимательное и сбалансированное наблюдение. Схожий момент можно найти в другом примере, сравнивающем внимательность с тем, как несут наполненный маслом кувшин на голове, что иллюстрирует уравновешивающее качество сати. Качество внимательного наблюдения снова упоминается в еще одном примере, где сати персонифицируется привратником у городских врат. Это сравнение изображает посыльных, которые приближаются к городским воротам со срочным сообщением для царя. Функция привратника заключается в том, чтобы показать им кратчайший путь к царю. Образ привратника снова появляется в другом месте в связи с защитой города. Этот город обладает энергией (viriya) – войском и мудростью (paVVa) – укреплениями, тогда как функция привратника-сати заключается в том, чтобы узнавать настоящих жителей этого города и пропускать их через ворота. Оба эти сравнения отождествляют сати с наличием ясного обзора такой ситуации. Кроме того, второе сравнение раскрывает сдерживающую функцию чистого сати, которая, в частности, уместна в связи с ограничением врат органов чувств. Это напоминает упомянутый выше отрывок, где сати удерживает контроль над потоками в этом мире. Так же, как наличие привратника препятствует проходу через ворота не имеющих на это право, наличие хорошо установленного сати препятствует возникновению неблагоприятных связей и реакций через врата органов чувств. Та же самая защитная роль сати также лежит в основе других отрывков, где сати представляется как единственный защищающий ум фактор или как ментальное качество, способное оказывать контролирующее влияние на мысли и намерения. Рассуждения в Ангуттара-никае сравнивают практику сатипаттханы с умением пастуха, знанием того, на каком месте следует пасти своих коров. Образ правильного пастбища снова появляется в Махагопалака-сутте (MahAgopAlaka Sutta), очерчивая важность [и роль] созерцания сатипаттханы для развития на пути освобождения. В другом рассуждении тот же самый образ используется при описании ситуации с обезьяной, которая должна избегать попадания в те места, где встречаются охотники. Так же, как обезьяна, стремящаяся выжить, должна оставаться на своей территории, практикующие на пути должны также оставаться на своей территории, каковой является сатипаттхана. Поскольку в одном из приведенных выше отрывков чувственные удовольствия описываются как неподходящее «пастбище», то этот набор образов, описывающий сатипаттхану как подходящие места для пастбища, указывает на сдерживающую роль ясного осознавания в связи с чувственным восприятием. Эта стабилизирующая функция установленной внимательности в отношении к отвлеченности посредством шести врат органов восприятия разъясняется в другом сравнении с крепким столбом, к которому привязаны различные животные. Независимо от того, насколько сильно каждое животное старается освободиться, «крепкий столб» сати остается устойчивым и неколебимым. Такая стабилизирующая функция сати имеет особую значимость во время начальных стадий практики сатипаттханы, поскольку ясно, что без крепкого основания в уравновешенном осознавании можно легко поддаться чувственным отвлечениям. Эта опасность иллюстрируется в Чатума-сутте (CAtumA Sutta), где описывается монах, который отправился за подаянием без установления сати и потому без сдержанности во вратах органов чувств. Встреча с полураздетой женщиной на пути привела к возникновению в его уме чувственного желания, и в итоге это привело к тому, что он решил бросить практику и снять монашеские обеты.
"Прямой путь к реализации" Аналайо
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 825
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#53 qwerty » 17.11.2017, 18:01

Maksim Furin писал(а):Прямой путь к реализации" Аналайо

Всё пишет правильно(я о sati, книгу не читал), но как бы со стороны, не описывает свой опыт.
qwerty
Репутация: 133
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 2

#54 The Коля » 17.11.2017, 20:03

Ананда тоже не описывал свой опыт (джхан и араханства не достигал при жизни Будды)
Но это не мешало ему наставлять сангху, учить Пути, приводить к просветлению(прозрению) огромное множество учеников.
The Коля M
Аватара
Откуда: Каменец-Подольский
Репутация: 1366
Сообщения: 1406
Зарегистрирован: 14.10.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей