Страница 1 из 1

Можно ли достичь джхану технически?

Сообщение #1Добавлено: 17.11.2017, 15:51
Eastert
Можно ли не делая упор на нравственность достичь допустим первой джханы путем сосредоточения на какой-то вещи, как это и описывается когда речь идет о джханах. То есть если человек, не сильно продвинувшийся в уважении и любви к другим, но усидчивый и внимательный, сядет и будет сосредотачиваться, пока не успокоятся мысли. То он имеет шансы войти сначала во все джханы, а потом и просветлеть?

Сообщение #2Добавлено: 17.11.2017, 16:09
Taia
Нет. Это так не делается.
Вот ссылка на статью где описывается порядок практики
Модель практики буддийского пути

И ещё
Буддизм: C чего начать?

Сообщение #3Добавлено: 17.11.2017, 17:36
qwerty
Insider12 писал(а):Можно ли не делая упор на нравственность достичь допустим первой джханы путем сосредоточения

Можно.

Insider12 писал(а):То он имеет шансы войти сначала во все джханы, а потом и просветлеть?

Нет. Он либо потеряется в уме, либо им овладеет Мара, потому что основа - нравственность должна быть крепка. Вспомните - Будду соблазнял Мара, Христа искушал Дьявол.

Сообщение #4Добавлено: 17.11.2017, 18:03
SV
Можно ли не делая упор на нравственность достичь допустим первой джханы путем сосредоточения на какой-то вещи

Нельзя, об этом Будда прямо говорит в ряде текстов. Если кратко - то джхана - это не просто состояние сосредоточения, а особое собранное состояние практически идеально чистого (лишённого загрязнений) ума. Чтобы достичь такого уровня чистоты - нужно много над собой работать. Большинству людей - не одну жизнь.

PS: Вопрос ваш, кстати, очень важный и насущный. Поскольку подавляющее число людей, приходящих в буддизм, этого не знают, а думают примерно так: "Уеду в ретритный центр, просижу N часов в медитации - и там оно само собой достигнется". Потом, разочарованные, уезжают - но как правильно - не знают по-прежнему.

Сообщение #5Добавлено: 17.11.2017, 19:09
Ruslan
SV писал(а):Нельзя, об этом Будда прямо говорит в ряде текстов. Если кратко - то джхана - это не просто состояние сосредоточения, а особое собранное состояние практически идеально чистого (лишённого загрязнений) ума. Чтобы достичь такого уровня чистоты - нужно много над собой работать. Большинству людей - не одну жизнь.
PS: Вопрос ваш, кстати, очень важный и насущный. Поскольку подавляющее число людей, приходящих в буддизм, этого не знают, а думают примерно так: "Уеду в ретритный центр, просижу N часов в медитации - и там оно само собой достигнется". Потом, разочарованные, уезжают - но как правильно - не знают по-прежнему.
А Девадатта в джханы не входил?

Сообщение #6Добавлено: 17.11.2017, 20:12
SV
А Девадатта в джханы не входил?

В суттах нет такой информации. По комментариям, он обрёл некие сверхспособности. Но, однако, информация в суттах есть о том, что поначалу Девадатта был образцовым и очень хорошим монахом. Сарипутта ставил его в пример. Причина падения - "связался с плохими людьми и покатился" (c). Ну и самомнение тоже сыграло немалую роль, очевидно. Оно для джханы не помеха, иначе невозможно было бы джханы вообще никому достичь.

Я ваш посыл понял - но он не очень удачно выбран. Тут уж лучше было бы в пример случай Ангулималы привести ,) Именно он наиболее не вписывается в общую схему, а не девадатовский. Но, так или иначе, все эти случаи - редкие исключения из общих правил. Ясно-понятно, что серийным убийцам до джхан как до луны :shy:

Сообщение #7Добавлено: 18.11.2017, 08:23
qwerty
SV писал(а):Если кратко - то джхана - это не просто состояние сосредоточения, а особое собранное состояние практически идеально чистого (лишённого загрязнений) ума.

Мы с Вами, как-то здесь уже обсуждали этот вопрос. Сошлись на том, что неподготовленному требуется больше усилий чем нравственному чтобы войти в джхану.

SV писал(а):Ясно-понятно, что серийным убийцам до джхан как до луны

Мне кажется наоборот - рядом, у них просто цель сосредоточения другая, от Мары.

Сообщение #8Добавлено: 18.11.2017, 12:17
Ericsson
Insider12 писал(а):Можно ли не делая упор на нравственность достичь допустим первой джханы путем сосредоточения на какой-то вещи, как это и описывается когда речь идет о джханах. То есть если человек, не сильно продвинувшийся в уважении и любви к другим, но усидчивый и внимательный, сядет и будет сосредотачиваться, пока не успокоятся мысли. То он имеет шансы войти сначала во все джханы, а потом и просветлеть?

Факторы первых двух джхан это счастье и восторг, а не только отказ от внешних впечатлений. На недостаточном уровне sila не будет необходимых восторга и счастья. Более того, при развитии этих факторов ещё и желание достичь джханы не будет таким уж судорожным. Сама идея как-то эдак извернуться и пролезть к следующим духовным уровням хитростью и технологическими уловками после какого-то уровня развития sila (и особенно после достижения даже не выдающихся, но основательных пити и сукха от практики Дхаммы) - эта идея будет казаться странной. :smile: