Страница 1 из 2

Парадокс отсутствия повелительного наклонения.

Сообщение #1Добавлено: 28.07.2018, 09:21
Viachhh
Казалось бы, чего проще и естественней излагать йогическую практику так: делай так-то и так-то( повелительное наклонение, второе лицо ), получишь то-то и то-то. Но, в ключевых сутрах тхеравады Сатипаттхана сутте и Анапанасати сутте используется другой способ объяснения. Даётся описание от третьего лица( то ли действий, то ли пребывание в результате уже совершённых действий, то ли одновременности первых двух ). А также прямая речь, т.е. описание от первого лица( опять же непонятно то ли действий, то ли пребывание в результате уже совершённых действий, то ли одновременности первых двух ). Создаётся впечатление, что Будда намеренно избегает повелительного наклонения( второго лица ). Т.е. изложение носит не побудительный( делай определённые шаги), а описательный характер( фактически здесь даётся описание открывающегося феноменологического ландшафта переживаемого в данный момент йогического опыта ). Встаёт вопрос, почему Буддой выбран такой способ изложения йогической практики? Это стиль той эпохи( использовался ли такой же способ изложения йогических практик в современных Будде духовных движениях: джайнизме, индуизме и т.д.)? Методологический приём( тогда в чём состоял замысел Будды )?
Ссылки на сутры:
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn10-satipatthana-sutta-sv.htm
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn118-anapanasati-sutta-sv.htm

Сообщение #2Добавлено: 28.07.2018, 10:06
Bee
Этот парадокс и размышления о нем, будут способствовать очищению ума, приблизят ли к нирване?
Нет? Тогда не подписываюсь на эту тему.

Сообщение #3Добавлено: 28.07.2018, 11:27
Eastert
Это может оказаться чисто лингвистическим явлением

Сообщение #4Добавлено: 28.07.2018, 11:31
Eastert
Может потому что кто-то и хочет в сансаре оставаться, в таком случае почему Будда будет ему говорить "делай это", он лучше просто опишет ситуацию рассказом о третьем лице.

Сообщение #5Добавлено: 28.07.2018, 12:40
Bee
Insider12 писал(а):Может потому что кто-то и хочет в сансаре оставаться, в таком случае почему Будда будет ему говорить "делай это", он лучше просто опишет ситуацию рассказом о третьем лице.
И это правильно. И однажды напишут :
Так я слышал...
Однажды, Будда, шарясь по интернету, заберёл на форум Тхеравада.ру
Почитал различные темы и видя бесконечные споры не приводящие к освобождению, молвил слово своё.
- О почтенные нойоны! Спорить можно ради поиска причин страданий, находить способы устранения причин страданий, и как только способ буден найден то немедленно его использовать и устранить причину страдания безоговорочно. Так можно достичь освобождения. А пространные философские баталии приведут к ещё большему невежеству, поскольку нет пользы от разговоров о неизведанном.

Сообщение #6Добавлено: 28.07.2018, 13:19
Ericsson
Viachhh, в более коротких суттах, в которых каждый из пунктов поясняется по отдельности, Будда использует подбадривающие формулы, обычно такую: "поэтому, бхиккху, вот как вы должны тренировать себя..." (Цитирую по памяти, извините, если ошибся). Причина почему в двух больших суттах использовано третье лицо - думаю, это из-за того, что в этом случае побуждающие формулы одна за другой могли бы создать впечатление давления, больше чем необходимо. ...

Кроме того, есть такой момент, что методы буддийской тренировки бхиккху это именно методы тренировки. У некоторых слушателей (читателей) могут возникать мысли, что Будда, давая описания например кладбищенских созерцаний, или техники осознания непривлекательности тела - описывает онтологию реального мира. И более мягкие грамматические формы выражения могут способствовать тому, что ученики (миряне особенно) не станут впадать в ужас и в панику от соответствующих изложений. Да, в рамках метода скажем тело непривлекательно, то есть "далее... Когда монах размышляет о непривлекательности... Тогда..." ... Но это в рамках метода, а не "вообще". Если мирянин от излишнего рвения и под впечатлением от прочтения описаний этих методов, придет в ступор, как это порой бывает, когда некоторые друзья делают для себя вывод вроде "всё дуккха", то есть опасность ... Так что более отстраненный и грамматически нейтральный способ изложения в данном случае может играть роль предохранителя для части "горячих голов" :smile:

Сообщение #7Добавлено: 28.07.2018, 16:04
Volovsky
Да, повелительное наклонение — тоже не редкость: "Развивайте, монахи... то-то и то-то" или "так вы должны тренировать себя ..." и т.д.

Сообщение #8Добавлено: 28.07.2018, 16:33
Bee
Volovsky писал(а):Да, повелительное наклонение — тоже не редкость: "Развивайте, монахи... то-то и то-то" или "так вы должны тренировать себя ..." и т.д.
Почему-то умалчивается о том, требовали ли послушники подтверждения говоримого Буддой цитатами из имеемых тогда книг.

Сообщение #9Добавлено: 30.07.2018, 11:21
Dz
Bee писал(а):Почему-то умалчивается о том, требовали ли послушники подтверждения говоримого Буддой цитатами из имеемых тогда книг.
Когда есть Будда, книги не нужны. Когда Будды нет, больше инфу взять неоткуда. Арахат - это замечательно, но см. соседнюю тему.

Сообщение #10Добавлено: 30.07.2018, 12:47
Bee
Dz писал(а):Когда есть Будда, книги не нужны.
Интересно, а как вы отнесетесь к нему когда заговорите с ним?

Сообщение #11Добавлено: 30.07.2018, 15:31
Bee
Или так :
Он незатейливо подойдёт, обратится к вам и скажет, - Здравствуйте Dz, очень приятно познакомиться, я Будда.

Вот, что вы будете делать? :roll:

Сообщение #12Добавлено: 30.07.2018, 16:13
ura1
Dz писал(а):Когда есть Будда, книги не нужны. Когда Будды нет, больше инфу взять неоткуда
Правильно
Следует задуматься над тем что значит принять прибежище в Будде сейчас в данный перид жизни

Сообщение #13Добавлено: 01.08.2018, 14:12
Странник
Bee писал(а):Или так :
Он незатейливо подойдёт, обратится к вам и скажет, - Здравствуйте Dz, очень приятно познакомиться, я Будда.
У нас нет шансов с ним встретиться.

Сообщение #14Добавлено: 01.08.2018, 15:48
ura1
Странник писал(а):У нас нет шансов с ним встретиться.
С такой мыслью точно нет
Поскольку отрицается сама возможность
А с чего вы взяли - что нет?

Сообщение #15Добавлено: 01.08.2018, 16:43
Странник
ura1 писал(а):А с чего вы взяли - что нет?
Пока существует Дхамма новый Будда не может появиться

Сообщение #16Добавлено: 01.08.2018, 19:48
ura1
Странник писал(а):Пока существует Дхамма новый Будда не может появиться
Вы прибежище принимали в Будде?

Сообщение #17Добавлено: 02.08.2018, 16:00
Странник
ura1 писал(а):Вы прибежище принимали в Будде?
Так же как и в Дхамме и Сангхе

Сообщение #18Добавлено: 02.08.2018, 16:12
ura1
Странник писал(а):Так же как и в Дхамме и Сангхе
Я почему спрашиваю
Потому как принять прибежище у живого Будды это понятно
просто переходишь под защиту к Будде во всех отношениях
И Его слово становится для подзащитного Законом
И что бы тебе не говорилось из его уст ты воспринимаешь своими ушами перевариваешь и применяешь как указание
А как это выглядит когда нет живого рядом?
С сангхой понятно -есть общность последователей которые живут с тобой рядом

Сообщение #19Добавлено: 02.08.2018, 16:33
Странник
ura1 писал(а):А как это выглядит когда нет живого рядом?
Вы видимо не очень представляете, что такое принимать Прибежище в Будде. Но это уже оффтопик, хотя сама по себе тема хороша.

Сообщение #20Добавлено: 02.08.2018, 16:43
ura1
Странник писал(а):Вы видимо не очень представляете, что такое принимать Прибежище в Будде
Возможно не представляю
Поэтому и спрашиваю как это вам видится