Страница 1 из 1

Жизнь Претов и разделение заслуг

Сообщение #1Добавлено: 19.05.2019, 13:24
Taia
Практикуя разделение заслуг люди вспоминают своих умерших родственников. Что происходит с теми страдающими духами, о которых никто не вспоминает? Как они накапливают хорошую камму?
Скрытый текст
Родственники, которые переродились в мире страдающих духов или же в нижних областях мира дэвов. Когда они вспоминают с доверием нравственных монахов, это становится для них источником накопления благой каммы, что защищает их от плохих перерождений и создаёт условие для достижения ниббаны.
В данном случае они вспоминают монахов-родственников, как я поняла (МН 6). Родственники миряне, принявшие прибежище в Трёх драгоценностях и следующие Пути, могут способствовать? Способны ли преты слушать Дхамму?
Скрытый текст
Согласно Катхаваттху 7.6 и Комментарию к ней, здесь имеется в виду, что если во время дарения это действие посвящается голодным духам, и они принимают это предложение, то, тем самым, дарение совершается вместе с голодными духами, за счёт чего они радуются и обретают облегчение. При этом не говорится почему они получают облегчение – из-за радости как таковой или же из-за того, что, участвуя в акте дарения, совершают тем самым накопление благой каммы, которая даёт результат в виде облегчения. (комментарий к АН 10.177)
Значит, не только заслуги от изучения Дхаммы, но и Дану можно разделить со страдающими духами?

Сообщение #2Добавлено: 19.05.2019, 13:59
Nwad
Сейчас читаю одну книгу очень хорошую и сделаю небольшой вброс относительно петов с вашего разрешения.

Есть 4 категории петов:

- vantasika: те кто питаются своей рвотой. В предыдущих жизнях эти существа либо украли из жажды либо сожалели о сделаной дане (в широком смысле слова)

- khuppipasita: те кто страдают от голода и жажды. В прошлых жизнях они помешали другим сделать дану либо сами ничего никогда не дарили никому. Это они с большими животами и тонким ртом ишеей.

- nijjhama-tanha: сгорающие от похоти. В прошлых жизнях они оставили когото умирати либо говорили что практиковали ту или иную аскезу на которую на самом деле способны не были.

- paradattupajivina: те кто живут исключительно за счёт подаяний других тоесть посмертные подаяние сделанные в честь них (думаю тема про них). В прошлых жизнях они оставили своё богатство наследникам не тратив ни подарив ничего во время жизни.

"Петы имеют только один выход это умолять своих родственников дать им облегчения и способствовать лучшему перерождению, эти два результата могут быть получены либо даной сделанной буккху либо другими благами действиями заслуги которых будут переданы ушедшем родственнику."

Сообщение #3Добавлено: 19.05.2019, 15:49
SV
Значит, не только заслуги от изучения Дхаммы, но и Дану можно разделить со страдающими духами?

Скорее всего изначально понималось, что именно дана делится. А потом через глухой телефон стали делить заслуги, хотя их поделить, понятное дело, сложновато. Комментарии придумали такой изящный выход - мол де, преты приглашаются и сорадуются, а вот вам и заслуги. Ну их типа и "едят" (что странно). Другой же комментарий, видимо более ранний, или просто от другой школы или других авторитетов, утверждает, что дарованное некие преты могут украсть у других претов. Вероятно этот Комментарий не знал о другой трактовке (про сорадование), и понимал буквально как раньше - т.е. как дану благовониями или дымом от сожжённых продуктов. :umnik: Такой дым, очевидно, и подразумевалось, что эти преты могут украсть у других, и насытиться им.

Сообщение #4Добавлено: 19.05.2019, 16:09
Nwad
SV писал(а):благовониями или дымом от сожжённых продуктов.
Кстати никогда не изучал этот вопрос, но так и делаю, благовония посвящаю петам... Хотя сорадование от даны, как фактор благого будущего перерождения, то же в принципе не противоречит.
А еще в биографии Аджана Мана пишется что мол "дэвы избегают небольших людей из за их вони" тоесть возможно высшее из благовоний это благое состояние ума раждаемое щедростью и другими парамиттами?

Сообщение #5Добавлено: 19.05.2019, 19:45
Taia
Благодарю, Nwad.
дану благовониями или дымом от сожжённых продуктов
Под даной я подразумевала не подношения существам, а такой тип разделения заслуг, когда при подношении еды монаху или жертвовании средств на благотворительность разделять заслуги от этих дел.
Однако, не будет ли это сорадованием?
Возможно дэвы нижних ступеней могут принимать такую дану. Кстати, нет ли путаницы здесь? Так как в русском языке под термин "духи" попадают в широком смысле и души умерших, и божества.
С другой стороны в АН 10.177 сказано Буддой
Там он живёт, там он пребывает посредством еды, что есть у страдающих духов. Там он живёт, там он пребывает посредством того, что его друзья или родственники дали, посвятив ему
Комментарий поясняет, что в среде брахманов дары были материальные - шарики из риса и муки. Я не знаю, сжигали эти шарики или нет, но в самой сутте нет пояснения насчёт того, правильный этот ритуал или нет, критики тоже нет.

Сообщение #6Добавлено: 19.05.2019, 20:16
Nwad
https://youtu.be/EweYs8oy20Q

Для англоязычаней..

Сообщение #7Добавлено: 19.05.2019, 23:31
Newin
Taia писал(а):Практикуя разделение заслуг люди вспоминают своих умерших родственников.
А вот интересно, о каких именно умерших родственниках речь? Только о тех, которые были в этой жизни, или о тех неисчислимых родственниках, которые были таковыми во всех предыдущих жизнях?

Сообщение #8Добавлено: 20.05.2019, 00:46
ambient
Newin писал(а):А вот интересно, о каких именно умерших родственниках речь? Только о тех, которые были в этой жизни, или о тех неисчислимых родственниках, которые были таковыми во всех предыдущих жизнях?

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 10_177-janussonin-sutta-sv.htm

Затем, бывает так, когда некий человек лишает другого жизни, берёт то, что не дано, совершает недозволенное сексуальное поведение, лжёт, говорит сеющую распри речь, говорит грубые слова и пустословит; он жаден, питает неприязнь, имеет неправильные воззрения. После распада тела, после смерти, он рождается в мире страдающих духов. Там он живёт, там он пребывает посредством еды, что есть у страдающих духов. Там он живёт, там он пребывает посредством того, что его друзья или родственники дали, посвятив ему1. Это – возможное место для того, чтобы этот дар выпал на долю пребывающего здесь».
«Но, Мастер Готама, что если умерший родственник не рождается в этом возможном месте, кто тогда разделит этот дар?»
«Другие умершие родственники, брахман, которые родились в этом возможном месте».
«Но, Мастер Готама, что если ни умерший родственник не рождается в этом возможном месте, ни другие умершие родственники не родились в этом возможном месте, то кто тогда разделит этот дар?»
«Невозможно, брахман, не может быть такого, чтобы за это долгое время [течения сансары] в этом месте не было чьих-либо умерших родственников. Но в любом случае, даритель получит вознаграждение».

Сообщение #9Добавлено: 20.05.2019, 11:03
Топпер
Newin писал(а):А вот интересно, о каких именно умерших родственниках речь? Только о тех, которые были в этой жизни, или о тех неисчислимых родственниках, которые были таковыми во всех предыдущих жизнях?
А как вы о неисчислимых родственниках можете вспоминать, если вы их не помните?

Сообщение #10Добавлено: 20.05.2019, 22:49
Taia
Тема оказалась не такой простой. Видео по ссылке даёт описание претталоки и традиционных способов разделения заслуг. Однако те же традиции посвящать еду претам противоречит канону, ведь известно что Махамоггалана не смог поделиться едой со своей матерью-претом.

Поэтому единственный способ - не материальный - осознанное разделение заслуг. Качество ума в этот момент имеет особую важность, поэтому часто подобная практика происходит после изучения Дхармы, медитации. Переливание воды это опора для ума, помогающая направить его в нужное русло. Сама вода при этом пользы претам не несёт, так как заслуги в воде не растворяются, но они могут попытаться её пить (из-за собственных неправильных воззрений), поэтому воду эту не употребляют, а выливают под растение.

Действительно происходит некоторое смешение между тем, что традиционно понимается под видом страдающих духов и божествами нижних ступеней. А возможно что граница здесь не такая жёсткая. Ведь некоторые преты живут не так уж и плохо. Поэтому благовония, цветы и другие подношения так или иначе подойдут, если и не страдающим духам, то иным существам. Ум, наполненный желанием разделить заслуги, доброжелательный и сочувствующий, поэтому некие дэвы вполне могут принять косвенное участие.

Иными словами, я полагаю, Будда никак церемонию не комментировал, так как только желание и правильный настрой ума в этом деле важны.

Похожие церемонии имеют широкое распространение и сегодня - оставить на могиле хлеб, сладости, зажжённую лампадку. Как-то упустила это из виду.

Сообщение #11Добавлено: 20.05.2019, 23:08
Топпер
Taia писал(а):Тема оказалась не такой простой. Видео по ссылке даёт описание претталоки и традиционных способов разделения заслуг. Однако те же традиции посвящать еду претам противоречит канону, ведь известно что Махамоггалана не смог поделиться едой со своей матерью-претом.
Так буддизм - религия древняя. С историей. Обычно старые религии включают в себя некоторые моменты добуддийских верований.
Понятно, что вначале еду духам умерших преподносили вполне натуральную. Шарики рисовые - бинду. Или, возможно, кровь (в Тае до сих пор духам ставят красную фанту в бутылках)

Потом это трансформировалось на буддийский манер.
Если например взять Сигаловада сутту, то там есть такой пассаж в обязанностях детей:
кроме того, я буду раздавать милостыню в память моих умерших родственников.
Понятно, что милостыню то раздают не духам умерших, а живым.
Ум, наполненный желанием разделить заслуги, доброжелательный и сочувствующий, поэтому некие дэвы вполне могут принять косвенное участие.
И кроме того это ещё и вид кусала каммы и способ накопления новых заслуг. Именно потому, что состояние ума соответствующее.

Сообщение #12Добавлено: 21.05.2019, 16:10
Taia
Спасибо, Бханте.