Противоречия между стандартной джхановой формулой и СН 48.40
Добавлено: 24.07.2019, 19:25
Здравствуйте!
При чтении перевода СН 48.40 “Уппати патика сутта: Не по порядку” (http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn48_40-uppatipatika-sutta-sv.htm) возник ряд вопросов.
“И где возникшее качество удовольствия исчезает без остатка? Вот монах, с успокоением восторга пребывает невозмутимым, осознанным и бдительным, и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в приятном пребывании». Именно здесь возникшее качество удовольствия исчезает без остатка4.[/i]”
Комментарий к СН 48.40 гласит: “4 Под качеством удовольствия имеется в виду приятное телесное ощущение, а не приятное умственное ощущение, которое наличествует в третьей джхане”.
В стандартной джхановой формуле о третьей джхане сказано: “ощущает приятное телом”. В данной же сутте, и в комментарии к ней, говорится: “Под качеством удовольствия имеется в виду приятное телесное ощущение”, “Именно здесь возникшее качество удовольствия исчезает без остатка”.
Каким образом в третьей джхане можно ощущать приятное телом, если приятное телесное ощущение (удовольствие) прекращается?
“И где возникшее качество радости исчезает без остатка? Вот монах, с успокоением удовольствия и боли – как и с предшествующим угасанием радости и недовольства – входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Именно здесь возникшее качество радости исчезает без остатка5.”
Если угасание радости является предшествующим [четвертой джхане], то каким образом радость может угасать в четвертой джхане ?
Вопросы несоответствия между стандартной джхановой формулой (например, в МН 4) и СН 48.40 подробно разбирается в следующей статье: “Clarification on Feelings in Buddhist Dhyāna/Jhāna Meditation” (http://www.ahandfulofleaves.org/documents/Article ... a Meditation_Kuan_JIP_2005.pdf). Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу.
При чтении перевода СН 48.40 “Уппати патика сутта: Не по порядку” (http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn48_40-uppatipatika-sutta-sv.htm) возник ряд вопросов.
“И где возникшее качество удовольствия исчезает без остатка? Вот монах, с успокоением восторга пребывает невозмутимым, осознанным и бдительным, и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в приятном пребывании». Именно здесь возникшее качество удовольствия исчезает без остатка4.[/i]”
Комментарий к СН 48.40 гласит: “4 Под качеством удовольствия имеется в виду приятное телесное ощущение, а не приятное умственное ощущение, которое наличествует в третьей джхане”.
В стандартной джхановой формуле о третьей джхане сказано: “ощущает приятное телом”. В данной же сутте, и в комментарии к ней, говорится: “Под качеством удовольствия имеется в виду приятное телесное ощущение”, “Именно здесь возникшее качество удовольствия исчезает без остатка”.
Каким образом в третьей джхане можно ощущать приятное телом, если приятное телесное ощущение (удовольствие) прекращается?
“И где возникшее качество радости исчезает без остатка? Вот монах, с успокоением удовольствия и боли – как и с предшествующим угасанием радости и недовольства – входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Именно здесь возникшее качество радости исчезает без остатка5.”
Если угасание радости является предшествующим [четвертой джхане], то каким образом радость может угасать в четвертой джхане ?
Вопросы несоответствия между стандартной джхановой формулой (например, в МН 4) и СН 48.40 подробно разбирается в следующей статье: “Clarification on Feelings in Buddhist Dhyāna/Jhāna Meditation” (http://www.ahandfulofleaves.org/documents/Article ... a Meditation_Kuan_JIP_2005.pdf). Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу.