Страница 1 из 1

Момент

Сообщение #1Добавлено: 10.10.2019, 20:07
Киттисаро
Как я понимаю, бесконечно малый промежуток времени, или момент, это промежуток, который не имеет длительности. Если так, то существование времени, не имеющего длительности во времени, относится к разряду вопросов, не имеющих ответа (по типу вопросов о бесконечности и безначальности вселенной). Если бы такой момент имел длительность, то едва ли был бы применим принцип аниччи к существующим за этот период дхаммам (в противном случае они были бы постоянны в этот промежуток).

Сообщение #2Добавлено: 10.10.2019, 22:23
Топпер
я так понимаю, что к кханикаваде подходили скорее с практической стороны, когда пытались определить его длительность. (там что-то типа от одной сороковй времени моргания глазом, до одной миллионной вспышки молнии)

Сообщение #3Добавлено: 10.10.2019, 22:30
Киттисаро
Да, тут, пожалуй, именно с практической позиции придется подходить, приняв момент, как не имеющий длительности. Вероятно это и подразумевалось под морганием в те времена, когда других категорий времени и не было.

Сообщение #4Добавлено: 10.10.2019, 23:05
Топпер
я думаю, что с практического достаточна длительность акта сознания, который можно отследить. Он действительно короткий.

Сообщение #5Добавлено: 11.10.2019, 14:21
DitafonTiz
Киттисаро писал(а):Как я понимаю, бесконечно малый промежуток времени, или момент, это промежуток, который не имеет длительности. Если так, то существование времени, не имеющего длительности во времени, относится к разряду вопросов, не имеющих ответа (по типу вопросов о бесконечности и безначальности вселенной). Если бы такой момент имел длительность, то едва ли был бы применим принцип аниччи к существующим за этот период дхаммам (в противном случае они были бы постоянны в этот промежуток).
В терминах времени Мудрец описал ум, и время описал он в терминах ума. Чтобы показать тем самым, что явления возникают группами.

Время для существа имеет смысл только с точки зрения взаимодействия его обусловленных групп существования и предметов восприятия, именно возникновение, измененение и исчезновение 6ричной перцепции - и являет для существа течение жизни,и эти акты можно рассмотреть в подорбностях и до самого конца, от момента возникновения и до момента прекращения. Отрезок всегда конечен, он может быть неделимым, но он конечен если имеет характеристику возникновения, арахант видит как квантами так и эонами