Хотел бы вернутся к изначальной теме . Размышление Миры о том , что Ниббана высшее благо и свобода !
Недавно у меня было тягостное размышление .. Я Искал причину уныния и печали связанной , как я потом понял с неправильным ухватыванием Дхаммы ( не за шею а за хвост)
Как многие , кто практикует , я всегда воодушевлял себя мыслями о конечной Цели -- Ниббане .
И ошибочно стал ее представлять в русле полного исчезновения психики ... Как бы распад ума , тела и только . Но проблема в том , что такие мысли не ведут к истинной цели .
Они ассоциируются со смертью , но Ниббана не есть смерть !
Но что такое Ниббана ?
Смерть -- она сама по себе . Это закон природы . Все сконструированное распадется . Психика разрушается каждое мгновение . Это естественный механизм , как смена времен года !
Ниббана же , как с остатком , так и без остатка -- это одно и тоже . И это не исчезновение совокупностей , а исчезновение заблуждения что Я есть .
Когда илюзия личности исчезает , нет больше участника игры , нет жаждущего , страдающего , действующего , размышляющего ... итд. Если бы Ниббана была связанна только с угасанием совокупностей -- Архаты сразу бы умирали во время просветления !
Но они живут еще долго .
Смерть и исчезновение Психики уже никого не касается ! Так же как не касается вас Чиширский Орех . Вы его не знаете , не видели , он вас не трогает , вы даже не знаете что это . Также и совокупности . Тот кто правильно угас уже не имеет представления : Есть ли совокупности , нет ли их ! Так как Жажды нет , неведения нет , нет ощущения Я Есть .
Ниббана -- не смерть
Ниббана -- угасание самообмана
это относится как к Ниббане с остаком , так и к Париниббане
Эти два состояния абсолютно равнозначны !
Не имеет никакого значения что произойдет с совокупностями , которые максимально отдельны . Что они есть , что их нет -- уже нет разницы !
Это понимание тут же устранило печаль ... Ниббана не Смерть