Исчерпание каммы перед просветлением и Ниббана

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 3

#381 SV » 22.02.2014, 10:53

Проще принять взгляды аннигилистов за вычетом их веры в "я" и не вводить ниббану вообще, она просто лишняя в таком крайнем анаттизме-аннигилизме. Получается какой-то "ниббанический нигилизм", который реальность ниббаны практически отрицает.

Не отрицает, если правильно понимать реальность ниббаны. Если понимать ниббану как вечный кайф атты, то тогда конечно реальность такой ниббаны отрицается.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#382 Федор » 22.02.2014, 10:56

SV писал(а):Не буддисты. Не верят в камму, не верят в ум отдельно от материи и так далее. Как они могут быть буддистами?
Материалисты были в Индии. Будда их воззрение обозначал так: "Душа и тело - это одно и то же". Другими словами, они своим "Я" считали тело, состоящее из четырёх великих элементов. И считали, что это материальное "Я" разрушается в момент смерти. Очевидно, на буддийское воззрение не тянет. Всё равно, согласно Будде, воззрение о "Я" есть у всех, кроме понявших тему учеников Будды. Даже если они не называют "Я" как "Я", "душу душой" и так далее. Вера в самость всё равно существует у них.
...

:smile: Но я НЕ говорю, что Татхагата - это пять совокупностей. И я НЕ говорю, что Татхагата - это что-то отдельное от них. И я НЕ говорю, что он находится где-то внутри них. И вообще не говорю, что он где-то как-то есть. Если я не говорю так, то как я могу говорить это: "он уничтожается после смерти" ? Очевидно, никак не могу. :thanks:

...

А Будда никогда такого не говорил, что оно входит в поток сознания. Не существует таких его слов.

:agree: :friends:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#383 Федор » 22.02.2014, 10:58

SV писал(а):Не отрицает, если правильно понимать реальность ниббаны. Если понимать ниббану как вечный кайф атты, то тогда конечно реальность такой ниббаны отрицается.

:agree: :friends: :agree:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#384 Уддхамсота » 22.02.2014, 10:59

SV писал(а):Не отрицает, если правильно понимать реальность ниббаны. Если понимать ниббану как вечный кайф атты, то тогда конечно реальность такой ниббаны отрицается.

Это азбучные, можно сказать, истины. Для сравнительно долгого кайфа существуют разнообразные высшие миры. Такими чертами ниббану нельзя наделять априори.

Мы сдаем назад, в другие сферы. Сейчас уже острие перетекает в самую сущность. Ниббана не атта, ниббана не пять совокупностей. Тогда чем это отличается от видения смерти ученым-материалистом?
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#385 Денис » 22.02.2014, 11:03

Денис писал(а):
Вот любопытный отрывок из биографии Мэ Чи Кэу (1901-1991):

Постепенно продвигаясь далее, она обнаружила самый центр ума - сияющую «неизменную» осознанность, что было настолько притягательным, чудесным и приятным, что она сразу же приняла это за полное освобождение - ниббану. Рассказав Аджану о своём достижении, он отметил, что это ещё не финал, и именно здесь и находится последний рубеж борьбы с неведением. Он настоял на том, чтобы она длительно и максимально тщательно рассматривала эту неизменную яркую и чистейшую суть ума. По мере дальнейшей практики ей удалось увидеть наитончайшую форму неудовлетворительности в этом феномене - мельчайшие изменения, которых ранее она не могла распознать.


На основании этого фрагмента из биографии, можно судить, что архаты и арханти, методом глубокого прозрения своей природы, не находят в ней чего-то бессмертного, вечного, чего-то постоянного.
Денис M
Репутация: 323
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 25.10.2013
Традиция: Нет

  • 2

#386 Федор » 22.02.2014, 11:06

Денис писал(а):Вот любопытный отрывок из биографии Мэ Чи Кэу (1901-1991):

Постепенно продвигаясь далее, она обнаружила самый центр ума - сияющую «неизменную» осознанность, что было настолько притягательным, чудесным и приятным, что она сразу же приняла это за полное освобождение - ниббану. Рассказав Аджану о своём достижении, он отметил, что это ещё не финал, и именно здесь и находится последний рубеж борьбы с неведением. Он настоял на том, чтобы она длительно и максимально тщательно рассматривала эту неизменную яркую и чистейшую суть ума. По мере дальнейшей практики ей удалось увидеть наитончайшую форму неудовлетворительности в этом феномене - мельчайшие изменения, которых ранее она не могла распознать.

Вот это заблуждение - принятие за освобождение высшие духовные достижения, джханы - самое коварное и опасное. Поскольку именно оно меняет всю суть Дхаммы и ввергает в дебри сансары. Какие-то более простые ошибки и заблуждения не так страшны, их можно различить и поправить. На высших уровнях распознавание дается с трудом, поскольку эти сферы непривычны для сознания. И здесь-то и кроется опасность. Образно говоря - Мара особо зорко охраняет именно эти двери - выход из сансары.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#387 aNiMa-00170 » 22.02.2014, 11:06

SV писал(а):И самое главное, что существо - это кхандхи.

-- насколько йа понимаю, существо -- это как раз НЕ кхандхи. Иначе у вас идет
противоречие -- и со словами Будды, и с вашими же собственными словами...
....

сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#388 Федор » 22.02.2014, 11:10

Уддхамсота писал(а):
SV писал(а):Не отрицает, если правильно понимать реальность ниббаны. Если понимать ниббану как вечный кайф атты, то тогда конечно реальность такой ниббаны отрицается.

Это азбучные, можно сказать, истины. Для сравнительно долгого кайфа существуют разнообразные высшие миры. Такими чертами ниббану нельзя наделять априори.

Мы сдаем назад, в другие сферы. Сейчас уже острие перетекает в самую сущность. Ниббана не атта, ниббана не пять совокупностей. Тогда чем это отличается от видения смерти ученым-материалистом?

Вот меня никто не слышит никогда - просто удивительно. В 57 раз повторяю - материалисты заблуждаются, считая смерть - концом существование. В этом отличие. Истина в том, что смерти абсолютной нет. Это лишь дверь в следующее существование. Если бы смерть была выходом за пределы существования - не было бы проблем и Дхамма не нужна была бы. Но в том-то и дело, что выхода другого нет, кроме Ниббаны. Сансара вечна, если выход не найти.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#389 Акхандха » 22.02.2014, 11:11

Уддхамсота писал(а):Ниббана не атта, ниббана не пять совокупностей. Тогда чем это отличается от видения смерти ученым-материалистом?
мне тоже это интересно узнать :agree:

Федор писал(а):смерти абсолютной нет. Это лишь дверь в следующее существование.
с точки зрения буддиста, конечно же, материалиста ждет новая инкарнация.
а вот Будда-то, никогда не перевоплотится.
в чем тогда разница между Ниббаной и полным уничтожением?
Последний раз редактировалось Акхандха 22.02.2014, 11:12, всего редактировалось 1 раз.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#390 Уддхамсота » 22.02.2014, 11:12

Денис писал(а):На основании этого фрагмента из биографии, можно судить, что архаты и арханти, методом глубокого прозрения своей природы, не находят в ней чего-то бессмертного, вечного, чего-то постоянного.

Наоборот это как "соприкосновение с бессмертным".

"Он также говорит о ниббане как о чем-то, что можно ощутить телесно, на опыте – таком ясном и интенсивном, что его можно описать как – соприкосновение тела с бессмертием". http://dhamma.ru/lib/authors/bodhi/nibbana.html
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#391 Уддхамсота » 22.02.2014, 11:16

Федор писал(а):Вот меня никто не слышит никогда - просто удивительно. В 57 раз повторяю - материалисты заблуждаются, считая смерть - концом существование. В этом отличие. Истина в том, что смерти абсолютной нет. Это лишь дверь в следующее существование. Если бы смерть была выходом за пределы существования - не было бы проблем и Дхамма не нужна была бы. Но в том-то и дело, что выхода другого нет, кроме Ниббаны. Сансара вечна, если выход не найти.

Здесь уместен прием "сокращение дробей". :smile: С будущими существованиями это 1000 к 1000, а сократив будет 1 к 1 - конечное воззрение идентичное и верное получается, одинакое. Конец всем чувствам, мыслям, телу, и отсутствие "я".
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#392 Уддхамсота » 22.02.2014, 11:22

Настенька писал(а):с точки зрения буддиста, конечно же, материалиста ждет новая инкарнация.

В логике утонченного аннигилизма у него к тому же верные воззрения, это в плюс. Причем он их получил сравнительно простым способом, без особых прозрений.
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 3

#393 Федор » 22.02.2014, 11:30

Настенька писал(а):в чем тогда разница между Ниббаной и полным уничтожением?

Никакой. Тот, кто видит в существовании страдание - освобождается от него. Но таких мало, что, собственно, Будда и имел в виду, сомневаясь в необходимости давать Путь этому миру.
Настолько крепка жажда существования и счастья в людях, что эта жажда подчиняет себе все в этом мире, даже искажает учение об освобождении, подстраивая его под себя. Мы готовы освободиться от чего угодно - только не от существования, пусть даже потенциального. Пусть даже не будет ничего внешнего, но вечный кайф должен остаться, как же без него?
Кстати, поэтому и упадок Дхаммы неизбежен, что люди не в силах перешагнуть через эту жажду. Не в силах Мару, Великого Иллюзиониста преодолеть и прорваться к выходу. А Мара-то у выхода именно и использует главную иллюзию - иллюзию освобождения. А на самом-то деле человек доходит до этих дверей, не в силах их открыть и успокаивается. Садится на порожек и облегченно говорит: "Все. Путь пройден. Я свободен". Но нет. Путь -то пройден, а за порог-то человек не вышел.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#394 Акхандха » 22.02.2014, 11:33

Уддхамсота писал(а):соприкосновение тела с бессмертием
с бессмертием чего? если совокупности все угасают.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#395 Акхандха » 22.02.2014, 11:34

Федор писал(а):Мы готовы освободиться от чего угодно - только не от существования, пусть даже потенциального.
Да. Это точно. Для тех, кто хочет играть в игру под названием "сансара", буддизм не подходит. Он для тех, кого уже тошнит от этой игры.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#396 Уддхамсота » 22.02.2014, 11:39

Настенька писал(а):с бессмертием чего? если совокупности все угасают.

Либо нужно признавать, что ниббана - необусловленная, но дхамма. Существующая реальность, бессмертный элемент, высшее счастье (именно так). Либо просто взять курс на суицид, с поправкой самоубийцы на то, что он считает свое "я" не существующим.
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 2

#397 Федор » 22.02.2014, 11:42

Уддхамсота писал(а):
Денис писал(а):На основании этого фрагмента из биографии, можно судить, что архаты и арханти, методом глубокого прозрения своей природы, не находят в ней чего-то бессмертного, вечного, чего-то постоянного.

Наоборот это как "соприкосновение с бессмертным".

Бессмертное в буддизме подразумевает отсутствие следующего рождения, и, как следствия - смерти, а не вечную жизнь, как в христианстве.
Почувствуйте разницу в смыслах.
Даже когда Будда уходил в Париниббану, ученики заплакали, а он им ответил "Не плачьте, не говорил ли я вам, что все рожденное умирает". Он не сказал при этом "Я перехожу в бессмертие (вечную жизнь)". Он умер. И больше не родился нигде, ни в какой Вечности. К чему, собственно, и стремился и нас звал к этому выходу из тюрьмы существования.
Еще фраза, которая часто повторяется в Каноне, очень характерна в этом отношении. Когда Араханты достигали Ниббаны, они повторяли всегда "...вырван корень сукществования (бытия)". Что означает, что этот корень больше не прорастет после их смерти. А значит и смерть эта последняя. Больше не будет. В этом смысле - бессмертие.
Если же мы оставляем корешок бытия хоть в какой-то форме, то все - кранты, ребята - рождение и смерть поджидают вас снова.
Все, пока. Дела ждут.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#398 Федор » 22.02.2014, 11:43

Настенька писал(а):
Федор писал(а):Мы готовы освободиться от чего угодно - только не от существования, пусть даже потенциального.
Да. Это точно. Для тех, кто хочет играть в игру под названием "сансара", буддизм не подходит. Он для тех, кого уже тошнит от этой игры.

да.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#399 aNiMa-00170 » 22.02.2014, 11:45

Уддхамсота писал(а):взять курс на суицид, с поправкой самоубийцы на то, что он считает свое "я" не существующим.

-- так НЕ бывает. НЕ может быть суицид того, чего нет. )) Невозможно быть САМОубийцей -- если нет никакой самости. И Ниббана -- это действительно необусловленная дхамма. Отсутствие всего -- ничем НЕ обусловленно. Ниббана -- существующая реальность, реальность Прекращения, реальность Угасания. Ведь и Прекращение, и Угасание -- реально. Ниббана -- бессмертный элемент, потому что у Прекращения НЕ может быть никакой смерти. Ничто -- НЕ может умереть... С пустотой ничего НЕ может случиться. Ниббана -- высшее счастье, именно так. Потому что ВСЁ, кроме и помимо Ниббаны имеет пусть даже самые-самые тонкие и неуловимые, но -- ростки страдания и НЕудовлетворительности.
....

сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#400 Акхандха » 22.02.2014, 11:46

Уддхамсота писал(а):Либо просто взять курс на суицид, с поправкой самоубийцы на то, что он считает свое "я" не существующим.
:lol: какой же это тогда суицид, если Я и так никогда не было)))

Уддхамсота писал(а):высшее счастье (именно так)
чтобы говорить "счастье" или "страдание", надо иметь возможность осознать Ниббану как объект осознавания. Это сознание может навесить ярлык "счастье" или "страдание". А сознания там нет, поэтому о ней ничего конкретного сказать нельзя... вроде как.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 37 гостей