ae писал(а):Неа, Будда вполне однозначно высказывается обо всех я-воззрениях в МН22, напр.
Согласен с Вами, кажется начинает просветляться то, что он, возможно, действительно хотел сказать. Любое воззрение о "я" приводит к духхке. Любое. И есть "я", и нет "я", и т.д со всеми ухищрениями. Постулирующий вечное "я" беспокоится прав ли он, постулирующий отсутсвие "я" смиряется с аннигилизмом.
К тому же воззрение "нет я" прямо названо неправильным:
"По мере того, как он продолжает так неправильно направлять внимание, у него появляется одно из этих шести воззрений:
* воззрение «у моего «я» есть «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
* воззрение «у моего «я» нет «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,* воззрение «своим «я» я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
* воззрение «своим «я» я познаю не-себя» твёрдо укореняется в нём как истинное,
* воззрение «не-собой я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное, или
* воззрение «это моё «я» является тем, что осознаёт ощущения здесь и там, которые являются результатами хороших и плохих дел – и это самое «я» постоянно, непрерывно, вечно, не подвержено изменению, будет таким в течение вечности» – появляется у него".
"И тогда вырисовывается смысл того, что говорит Тханиссаро бхиккху: "Этим принципам развития здорового эго обучали буддистов на протяжении веков - такого развития, которое в итоге приводит к
отсутствию необходимости создавать и поддерживать свое "я". Все, что остается - реализовать эти принципы на практике и увидеть, что они работают и для нас точно также".
И совершенно в этом русле Будда после перечисления всех неверных воззрений о "я" говорит:
"И каковы эти неподходящие мысли, на которые он не направляет внимание? Это любые мысли, обращение внимания на которые:
* вызывает чувственное желание, которого в этом человеке ещё не было; а также увеличивает уже возникшее чувственное желание.
* вызывает загрязнение становления, которого в этом человеке ещё не было; а также увеличивает уже возникшее загрязнение становления.
* вызывает загрязнение неведения, которого в этом человеке ещё не было; а также увеличивает уже возникшее загрязнение неведения."
То есть переводит от воззрений к практике вместо запутанных и причиняющих только страдание постулатов о "я", какие бы они ни были.
А вот, что постулируется совершенно однозначно - это то, что нигде нет атты, вечной и неизменяемой сущности. Ни в теле, ни в чувствах, ни в уме.