#540 Акхандха » 31.05.2014, 08:51
strannik
1. Дайте пожалуйста развернутое определение "Я". Что лично Вы вкладываете в это понятие? А то пока что получается что каждый может подразумевать что-то свое.
2. Гадать есть ли что-то или нет за пределами нашего опыта восприятия, и если есть то какое, а тем более пытаться постулировать что там ТОЧНО что-то есть - это бесполезное и бесплодное занятие, наподобие того, как стоя перед дверью закрытой на замок комнаты гадать, что может находиться внутри нее. Причем еще не факт, что даже эта закрытая комната существует. это просто НЕИЗВЕСТНО. Будда на это не единожды указывал (цитата "Монахи, я расскажу вам что такое Всё..."). а какой смысл фантазировать или спорить о том, что неизвестно?
3. Если Вы подразумеваете под Я читту, то будучи "оторвана" от любых объектов восприятия она становится необнаружима. Идея же о Я как индивидуальном субъекте восприятия (именно идея), соотнесение себя с конкретным индивидом (например, Петей Ивановым), исчезает ДО того, как исчезает восприятие (ниродха). Есть такой момент, когда восприятие еще есть, а никакого концептуального деления на "это, то, я, не-я" - нету. Строго говоря, что-то воспринимается, а что это и кто воспринимает - неопределено. Существует просто безличный процесс восприятия, без навешивания ярлыков на воспринимаемое и без деления на предметы. В такой момент не помнишь кто ты и никак не определяешь объект своего восприятия (например, не думаешь "это свеча"). В конце концов угасает и восприятие, и читта становится совершенно необнаружима, неопределена, о ней ничего нельзя сказать, что с ней произошло. Точно так же, как нельзя сказать, куда именно ушел огонь свечи, когда свеча потухла.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)