#493 SV » 28.02.2014, 17:13
Ничего подобного. Тут Будда очень чётко и внятно проясняет, почему он не говорит напрямую "Я не существует". Если бы люди не запутывались, исходя из позиции о "Я", то Будда каждый раз чётко говорил бы "Я не существует". Но так как они запутываются, поэтому он подходит к этому вопросу со стороны - показывая, что "Я" нигде и ни в чём нельзя обнаружить.
Но беда в том, что если человек крепко цепляется за идею "Я", то даже "метод в обход" не даст ему понять, что никого Я нигде и никак нет. Например, в МН 108 есть такой весьма показательный случай:
(Будда):
«Любой вид материальной формы...
Любой вид восприятия…
Любой вид формаций…
Любой вид сознания – прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого – всякое сознание следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».
И тогда в уме некоего монаха возникла такая мысль: “Так выходит, материальная форма – это не “я”, чувство - это не “я”, восприятие - это не “я”, формации - это не “я”, сознание - это не “я”. Так на какое “я” будут оказывать влияние действия, созданные “не-я”?
И тогда Благословенный, познав своим умом мысль в уме того монаха, обратился к монахам так: “Бывает так, монахи, что некий пустоголовый, тупой, невежественный человек, с умом, охваченным жаждой, может думать, будто способен обойти Учение Учителя так: “Так выходит, материальная форма – это не “я”, чувство - это не “я”, восприятие - это не “я”, формации - это не “я”, сознание - это не “я”. Так на какое “я” будут оказывать влияние действия, созданные не-я?”