Почему Тхеравада не хинаяна?

Список форумов Теория и практика ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ТХЕРАВАДА

Описание: Раздел религиозного, консервативного, классического подхода без всяких модернистских и обновленческих положений
Правила форума: http://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?p=78401#p78401

  • 2

#21 Дмитрий Светлов » 22.07.2016, 16:05

Думаю, что описанная ситуация не связана с традициями буддизма.
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

#22 Наме » 22.07.2016, 16:55

Дмитрий Светлов писал(а):Думаю, что описанная ситуация не связана с традициями буддизма.
Обоснуйте.

Белов писал(а):Может этот вопрос на "хинаянском" форуме надо задавать?
Да, согласен, что не корректно выразился.
Конечно, позиция хинаяны тут ни при чем.

Там я интересовался, какое решение возможно в зависимости:
- когда принята бодхичитта и когда бодхичитта отвергнута.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#23 Antaradhana » 22.07.2016, 17:26

Наме писал(а):Там я интересовался, какое решение возможно в зависимости:
- когда принята бодхичитта и когда бодхичитта отвергнута.

Бодхи читта, в переводе с санскрита, значит Пробужденный ум. Теперь перечитайте свой вопрос, переведя словосочетание бодхи читта на русский язык. Ерунда же получается...
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3042
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#24 Наме » 22.07.2016, 17:57

Antaradhana писал(а):Бодхи читта, в переводе с санскрита, значит Пробужденный ум. Теперь перечитайте свой вопрос, переведя словосочетание бодхи читта на русский язык.
Ерунда же получается...
Не...

Под бодхичиттой несколько не голый перевод этих двух слов понимается.
Выше в теме, если бы Вы обратили внимание, я цитировал слова Уважаемого Топпер:
- что "в Тхераваде бодхичитты нет".
Как полагаете, стал бы Буддийский Монах о своей школе такое говорить?

Далее я искал самостоятельно, о чем же речь.
Все нашел, но вот захотелось что-то уточнить, как бывает на практике.

Я думал, меня понимают, я пишу в этой теме сообщения...

Если сами не отыщете, то я чуть попозже напишу.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#25 Antaradhana » 22.07.2016, 19:40

Наме писал(а):Под бодхичиттой несколько не голый перевод этих двух слов понимается.

Понимается, как устремление к Пробуждению. А сверх этого, если какие идеи вкладывают - то это ошибки перевода, и "сломанный телефон".
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3042
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#26 Дмитрий Светлов » 23.07.2016, 09:39

Наме писал(а):Обоснуйте.
Это была ситуация из серии "А если Иисус идёт под дождём, он в лужи ногами проваливается или нет?" Вы, ставя вопрос таким образом, сводите ситуацию к примитивному детерминизму.

Бодхичитта - это устремленность к Пробуждению во благо всех живых существ. Поскольку сансара безначальна, то все живые существа успели побыть нашими матерями (и наоборот). Понимание, что другое живое существо когда-то было вашей матерью/ребёнком побуждает относиться к нему с любовью, добротой и состраданием и, следовательно, стремиться к Просветлению, чтобы получить возможность реально помогать этому живому существу в избавлении от страданий.
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

#27 aNiMa-00170 » 05.12.2016, 13:20

Далее. По поводу якобы «развития» от «Малой колесницы», пути «индивидуального Освобождения» от страданий, до «Великой колесницы» — пути «сочувственных Бодхисаттв», посвящающих свою жизнь благу всех существ...) Смешнее ничего и не придумаешь...))

Ясное резюме монаха относительно актуальных заблуждений
на тему «хинаяны» и «Тхеравады» —» это отказ от сектантства


~ // ... Хотя диалектические термины «хинаяна» и «Малая Колесница» всё ещё встречаются в некоторых современных текстах, читатель должен понять, что — было бы _большой ошибкой_ экстраполировать эти термины на любые существующие ныне буддийские традиции, (!) и в наименьшей степени это возможно — в случае с монашеской традицией Буддизма Южной ветви «Тхеравада», которая является одной из Величайших школ раннего индийского буддизма.

За более чем 25 лет контактов с различными общинами Дхаммы я действительно никогда НЕ встречал буддистов Тхеравады, — которые (!) самым искренним образом не чувствовали бы сострадания к другим людям, — и которые не желали бы им достижения всяческого счастья и совершенства в Дхамме.

Это всё, что мы должны требовать для «приема в сообщество» всеобъемлющей «Великой Повозки» или «Махаяны». Конечно, хотелось бы (!) включить в неё таких истинных бодхисаттв Тхеравады как Бхиккху Сумедхо и Бхиккху Амаро и других, — которые пожертвовали десятилетиями своих жизней для распространения Дхаммы Будды.

Слова «Хинаяна» и «Узкая / Низшая / презренная Колесница» лучше всего будет оставить для тех (!) немногих несчастных в любой традиции, — кто отклонился от истинного духа чистой Дхаммы — и теперь эксплуатирует искаженную риторику Учения Будды для своей же собственной корыстной выгоды. // ~ ... Так откажитесь от сектантства.

Бхиккху С. Дхармамитра / С. Дхаммамитта — 1996
Перевод с англ.: Олег Шашков

....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2085
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#28 aNiMa-00170 » 05.12.2016, 13:23

... Нам НЕ следует считать термины "хинаяна" и Тхеравада синонимами. Нет. Буддизм Тхеравады
-[традиция/колесница Буддаяна]- пришёл на Шри-Ланку в 3 веке до Н.Э., когда никакой Махаяны ещё не существовало. Школы хинаяны существовали в Индии совершенно независимо от шриланкийских. Сейчас в мире НЕТ НИ одной школы "хинаяны".

По этой причине в 1950 году Всемирное Братство буддистов, собравшееся в Коломбо, единогласно решило, что термин "хинаяна" — НЕ должен более использоваться в отношении буддизма, существующего ныне на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме (Мьянма), Камбодже, Лаосе и в других странах. Такова краткая история Тхеравады, Махаяны и "хинаяны" ...

— дост. Шри Валпола Рахула бхиккху,
буддийский ученый монах, Шри-Ланка

http://buddha.by/mif-o-khinayane
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2085
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#29 Топпер » 05.12.2016, 13:38

aNiMa-00170 писал(а):Нам НЕ следует считать термины "хинаяна" и Тхеравада синонимами. Нет. Буддизм Тхеравады
-[традиция/колесница Буддаяна]- пришёл на Шри-Ланку в 3 веке до Н.Э., когда никакой Махаяны ещё не существовало. Школы хинаяны существовали в Индии совершенно независимо от шриланкийских. Сейчас в мире НЕТ НИ одной школы "хинаяны".
А в чём было отличие ранних школ (которые хинаяна) в вопросе достижения Ниббаны и становления Арахантами от тхеравады?
По моему различий в этих вопросах не было.
Топпер

  • 2

#30 Jigme » 27.08.2020, 18:17

Доброе воемя суток, форумчане!
Я- новичок на форуме. Долгое время штудировал ваш форум и нынче решил зарегистрироваться.
Я не тхеравадин - Я придерживаюсь тибетской традиции, однако признаю Тхераваду старейшей, буддийской традицией, а её адептов - своими старшими братьями. Я с большим уважением отношусь к "Пути Старцев'' и очень вдохновляюсь лекциями таких великих учителей, как Аджан Брахм, Аджан Чаа и многими другими. Думаю, что уничижительный термин "Хинаяна" - достаточно свежий термин, изобретенный западными буддолгами, который в целом не отображает взгляд Махаяны на Тхераваду.
В конце концов, буддизм ратует за толерантное и уважительное отношение даже к другим религиям, не говоря уже об уважении к своим братьям по вере. Человек, называющий себя последователем Махаяны и стремящийся к идеалам Боддхисаттвы, ни за что не станет отзываться о Тхераваде, как о некой "Малой Колеснице".
Искренне и с уважением.
Всем добра!
Jigme
Репутация: 3
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27.08.2020
Традиция: Ваджраяна

  • 3

#31 Топпер » 27.08.2020, 19:21

Вечер добрый.
Jigme писал(а):Думаю, что уничижительный термин "Хинаяна" - достаточно свежий термин, изобретенный западными буддолгами, который в целом не отображает взгляд Махаяны на Тхераваду.
Это термин махаянский. Когда махаяна возникала, ей нужно было как-то пояснить зачем она вообще возникла. Поэтому была необходимость принизить предыдущую традицию. (христиане также с иудаизмом поступили).
Jigme писал(а):В конце концов, буддизм ратует за толерантное и уважительное отношение даже к другим религиям, не говоря уже об уважении к своим братьям по вере. Человек, называющий себя последователем Махаяны и стремящийся к идеалам Боддхисаттвы, ни за что не станет отзываться о Тхераваде, как о некой "Малой Колеснице".
я думаю, что мы просто разные религии.
Двоюродные, выросшие из одного корня, но разные. Как христианство и иудаизм.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2256
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#32 Jigme » 28.08.2020, 09:15

Топпер, Я не думаю, что мы разные религии. У нас гораздо больше общего, чем отличий. Основные доктрины и вероучения полностью совпадают: Прибежище в Трёх Драгоценностях, Четыре Благородных Истины, Благородный Восьмеричный Путь, Парамиты, практика пяти/восьми обетов для мирян, учение о самсаре, учение о Нирване и многое другое второстепенного плана. Разницу составляют скорее некоторые обряды и традиции и методы духовной практики. Я лично, не стал бы проводить таких аналогий, как иудаизм и христианство.
Так или иначе, а главным моим посылом было выразить свое почтение Тхераваде и мое неприятие термина "Хинаяна". Мой моральный долг мирянина, стремящегося соблюдать обеты, в числе прочего - не способствовать раздору.
Кроме того - просто мое личное желание обрести друзей-тхеравадинов, побольше узнать об этой традиции из уст самих носителей, как бхикшу так и мирян.
Всех благ!
Jigme
Репутация: 3
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27.08.2020
Традиция: Ваджраяна

  • 3

#33 Странник » 28.08.2020, 11:17

Jigme писал(а):Основные доктрины и вероучения полностью совпадают
Нет, даже цель Ниббана/Нирвана разные. В тхеравадинской Ниббане нельзя быть активным, как в махаянской Нирване, например. Будда тоже разный, в тхераваде, например, он не может врать.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1348
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#34 ambient » 28.08.2020, 11:29

Основные доктрины и вероучения ВСЕ разные;. Одинаковые только названия, а вот что за ними стоит абсолютно кардинально разные вещи, полностью несовместимые. Но чтобы об этом знать надо разбираться в этом

Между Иудаизмом и Христианством(хотя в них не эксперт) на мой взгляд гораздо меньше различий чем между Тхеравадой и Махаяной-Ваджраяной.
Тут более корректно сравнение между например Христианством(Православием например) и учением-книгами Любовь Пановы например. В ее книгах фигирирует и Ийсус и прочая Христианская терминология и эстетика(судя по обложкам) однако это не ставит знак = между ее книгами и Библией.

На этом примере с точки зрения Тхеравады ПК это Библия, а сутры Махаяны-Ваджраяны это труды Любовь Пановой
ambient
Аватара
Репутация: 524
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 21.09.2015
Традиция: Тхеравада

#35 Jigme » 28.08.2020, 13:06

Да бы не впадать в голословие, думаю, что с этими вопросами стоило бы обращаться к авторитетному, духовному лицу, получившему классическое, буддийское образование в монастыре, а не в интернет-дебатах. Я не Геше, не доктор будийской философии и рассуждать о столь тонких вещах не уполномочен. Однако, насколько мне известно, махаянская Абхидхарма и тхеравадинская Абхидхамма, не имеют противоречий по отношению друг к другу. Ниббана и Нирвана имеют полностью идентичные характеристики. То, что описано в Праджняпарамите о природе Шуньяты, не противоречит описанному в Типитаке. В обоих канонах, Нирвана/Ниббана, рассматривается как нечто неподлежащее словестному описанию; Нет формы. Нет не формы, нет объекта созерцания, нет субъекта созерцания итд итп. Также вполне идентичны морально-этические установки в обеих традициях. Также одинаковое представление о космологии, вплоть до названия терминов. Главным отличием Махаяны от Тхеравады, я бы обозначил культ поклонения небесным и земным Боддхисаттвам, который присущ Махаяне и само толкование термина "Боддхисаттва" (Боддхисатта).
Про "врущего Будду" я ничего не слышал. В Махаяне есть масса сект и ответвлений. Возможно где-то в Китае или в Японии, есть учение о "Будде, который врет", не мне судить. В той традиции, которую я исповедаю, такое немыслимо. Про "активность в Нирване" я также не совсем понял, о чем именно речь.
В целом, я не нахожу целесообразным вести холивары или умалять заслуги и достоинства Махаяны и Тхеравады. Обе традиции одинаково хороши и полезны. Это не более, чем личный выбор адепта. В буддизме нет места "еретикам" VS "правоверным". Этим недугом страдают аврамические религии. Это их карма. Я и им искренне бы пожелал от этой несуразицы избавится, ради их жк блага.
Jigme
Репутация: 3
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27.08.2020
Традиция: Ваджраяна

  • 2

#36 ambient » 28.08.2020, 13:26

Возможно причина в том что вы абсолютно не разбираетесь в той теме о которой пишите...
От слова СОВСЕМ, абсолютно.
И соотвественно фантазию из ума, просто представление которое как вашему уму бы хотелось чтобы было в реальности, выдаете за некое действительное положение.

В Тхераваде и Махаяне разные Абхиддхаммы. Разные Ниббаны. Разные 4БИ. Разный Б8П. Разные Цели. Разные Практики. Разное понятие Самсары. Там по сути кроме терминологии Все Разное. РАЗНЫЕ БУДДЫ ДАЖЕ!))

Это я пишу не ради диалога с вами Jigme, т.к вы не владеете предметом. А для тех кто будет читать со стороны, чтобы они понимали как есть

Насчет *Еретиков*. С точки зрения Дхаммы-Будды, все что не соотвествует ПК. Не соотвествует Дхамме; Слову Будды, все это считается Ересью, Адхаммой, Ложным путем. Соотвественно называть ложное ложным, а Адхамму Адхаммой является благостным, и более того обязанностью. Монахов даже могут выгнать из Сангхи когда они ересь говорят и при этом не признают ошибку.

https://theravada.world/ne-dhamma-adhamma-eres-bhikkhu-pesala/

https://theravada.world/lozh-and-lotosovaya-sutra-mahayana/

https://theravada.world/podlinna-li-lotosovaya-sutra-adzhan-sudzhato/

https://theravada.world/edinstvo-i-istoriya-buddi ... buddizm-i-theravada-buddayana/

https://theravada.world/mahayana-i-theravada-mahasi-sayado/

https://theravada.world/skolzkij-put-mahayany-kratkij-obzor/

https://theravada.world/mezhdu-tibetskoj-tradicie ... iej-theravada-adzhan-brahmali/

http://theravada.ru/Teaching/Lectures/bodhi_dhamma-and-non-duality-sv.htm

http://theravada.ru/Teaching/Works/pali-nikayas-and-agamas-sv.htm

Касательно самого термина Хинаяна (заголовка темы) вот -

https://theravada.world/razrushit-mify-o-buddizme-nemnogo-o-hinayane/

https://dhamma.ru/lib/authors/misc/myth.htm
ambient
Аватара
Репутация: 524
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 21.09.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#37 Странник » 28.08.2020, 14:08

Jigme писал(а):Однако, насколько мне известно, махаянская Абхидхарма и тхеравадинская Абхидхамма, не имеют противоречий по отношению друг к другу.
А можно ссылку на махаянскую Абхидхарму?
Jigme писал(а):Ниббана и Нирвана имеют полностью идентичные характеристики.
Неправильно.
Jigme писал(а):Также вполне идентичны морально-этические установки в обеих традициях.
Нет, в тхеравады нет упайи, в рамках котрой можно врать.
Jigme писал(а):Про "врущего Будду" я ничего не слышал.
Упайя - это разрешение говорить и делать что угодно.
Jigme писал(а):Про "активность в Нирване" я также не совсем понял, о чем именно речь.
Будда после попадания в Нирвану может активно действовать, возвращаться в Сарсару и создавать свои аватары или как это называется.

Jigme писал(а):Обе традиции одинаково хороши и полезны. Это не более, чем личный выбор адепта.
Не могут две настолько разные традиции одинаково приводить к Просветлению. Да, это выбор адепта - верить в то, какая школа правильнее, но если уж веришь, то остальное будет менее правильным.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1348
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#38 Jigme » 28.08.2020, 14:50

Я не претендую на полноту знаний, а лишь делаю предположение на основе тех знаний, которые успел почерпнуть. Еще раз повторяюсь: Я - не доктор буддийской философии и конкретно ПК специально, скурпулюзно и детально не изучал. У меня также нет никакого азарта спорить или вести дискуссии. Это - потеря времени и задействование неблагих качеств, согласно Дхарме.
Я зарегистрировался на ваш форум с другими целями. Главным образом, чтобы познакомиться поближе с Тхеравадой, предполагая (или уповая) , что участники форума - истинные носители традиции, прошаренные в теоретических знаниях, плюс имеющие значительные духовные достижения на практике. В целом мною движет любознательность и дружелюбие, как основная мотивация.
Для ознакомления с Абхидхармакошей, можно ввести наименование в поисковике и всплывет масса ссылок.
Если я чего то не знаю, просветите - Я за этим и пришел, в общем то. Я понимаю, что я здесь аутсайдер и не имею намерения проповедовать свои взгляды.
Начал то я вообще, с того, что также как и вы, считаю термин "Хинаяна" неприемлемым. Мое нехитрое послание, изначально состояло единственно в этом.
Я, как бы, банально выражаясь, пришел с миром. Если есть желание меня просветить - буду рад. Если нет - приму как должное.
Jigme
Репутация: 3
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27.08.2020
Традиция: Ваджраяна

  • 5

#39 Топпер » 28.08.2020, 15:13

Jigme писал(а):Топпер, Я не думаю, что мы разные религии. У нас гораздо больше общего, чем отличий.
Отличий больше, чем между иудаизмом и христианством, которые - разные религии.
Основные доктрины и вероучения полностью совпадают: Прибежище в Трёх Драгоценностях
По-разному мы составляющие Трёх Драгоценностей. И Будду мы по-разному трактуем. И Дхамма в общем и целом разная. Про Сангху уж даже не говорю: со всеми бодисаттами, Дхьяни-Буддами, йидамами, дакинями, махасидхами и т.д.
, Четыре Благородных Истины, Благородный Восьмеричный Путь,
Это общность на уровне авраамических Б-га, Адама и Хавы, завета и т.п.

Т.е. излалека это общее. Но если начнём расшифровывать то окажется, что трактовки сильно разные.
Парамиты,
И список парами не совпадает один в один.
практика пяти/восьми обетов для мирян
Тогда мы и с мусульманами одна религия. У них фактически те же пять обетов.
учение о самсаре, учение о Нирване и многое другое второстепенного плана.
И с индуистами. У них тоже и сансара и нирвана.
Разницу составляют скорее некоторые обряды и традиции и методы духовной практики. Я лично, не стал бы проводить таких аналогий, как иудаизм и христианство.
Если вы пишите так, то похоже, что просто не разбирались в сути.
Так или иначе, а главным моим посылом было выразить свое почтение Тхераваде и мое неприятие термина "Хинаяна". Мой моральный долг мирянина, стремящегося соблюдать обеты, в числе прочего - не способствовать раздору.
Кроме того - просто мое личное желание обрести друзей-тхеравадинов, побольше узнать об этой традиции из уст самих носителей, как бхикшу так и мирян.
Всех благ!
Это - пожалуйста. Думаю, что для общения участники найдутся.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2256
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 5

#40 Топпер » 28.08.2020, 15:15

Jigme писал(а): Однако, насколько мне известно, махаянская Абхидхарма и тхеравадинская Абхидхамма, не имеют противоречий по отношению друг к другу.
Они СОВЕРШЕННО разные.
Для ознакомления с Абхидхармакошей, можно ввести наименование в поисковике и всплывет масса ссылок.
Ну вот видите, вы путаете солёное с квадратным.

Во-первых Абхидхармакоша и Абхидхамма - это не одно и тоже. Абхидхармакоша - это комментарий на комментарий к Абхидхамме
Во-вторых тхеравадинская Абхидхамма и Абхидхамма Вайбхашиков с позиции которой была написана Абхидхармакоша - это разные Абхидхаммы
В-третьих Абхидхармакоша, хотя и изучается в тибетских монастырях, но это произведение ХИНАЯНСКОЙ комментаторской традиции. Т.е. она не махаянская изначально.
Ниббана и Нирвана имеют полностью идентичные характеристики.
ПОЛНОСТЬЮ разные.
То, что описано в Праджняпарамите о природе Шуньяты, не противоречит описанному в Типитаке.
Противоречит.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2256
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ТХЕРАВАДА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей